Лидерство и власть: их истоки и роль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Тема лидерства и власти всегда была, есть и будет одной из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.

Содержание

Глава 1. Лидерство и власть
Глава 2. Лидерство
История изучения феномена « лидерство»
2.2 Природа и определение понятия лидерства
2.3 Теоретические аспекты лидерства в организации
2.4 Функции лидера
2.5 Стиль лидерства
2.6 Эффективное лидерство
2.7 Характерные черты руководителя
2.8 Новое в теориях лидерства
2.9 Лидерство в России
Глава 3. Власть
3.1 Феномен власти
3.2 Классификация носителей власти
3.3 Классификация источников власти
3.4 Принципы эффективности власти
3.5 Мотивация власти
Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лидр история.docx

— 49.85 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ г. Казань

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность: «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Лидерство и власть: их истоки и роль в организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Астрахань 2010 г.

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Лидерство и власть

Глава 2. Лидерство

    1. История изучения феномена « лидерство»

2.2 Природа и определение понятия лидерства

2.3 Теоретические аспекты  лидерства в организации

2.4 Функции лидера

2.5 Стиль лидерства

2.6 Эффективное лидерство

2.7 Характерные черты руководителя

2.8 Новое в теориях лидерства

2.9 Лидерство в России

Глава 3. Власть

3.1 Феномен власти

3.2 Классификация носителей  власти

3.3 Классификация источников  власти

3.4 Принципы эффективности  власти

3.5 Мотивация власти

Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Тема лидерства и власти всегда была, есть и будет одной  из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений  мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и  в наши дни. Умение объединять людей  во имя общей цели, вести за собой  хоть «на край света», убедить в  реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.

Почему  я выбрала эту тему? Я считаю, что если бы не такое явление как лидерство, люди до сих пор бы жили в каменном веке. Потому что только с помощью организации труда мы смогли добиться всего того, что имеем на сегодняшний день. Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачу хотя бы столь простую: выбраться из ямы. Они тотчас начнут мешать друг другу, и это будет продолжаться до тех пор, пока среди них не появится лидер. Мы сложные создания, каждый со своим разумом, характером, темпераментом, своими принципами, потребностями и желаниями, своим видением этого мира и поэтому нам нужен лидер, который поможет достичь поставленных целей, сможет объединить нас всех, таких разных; именно он будет тем связующим звеном, необходимым нам для общей, творческой деятельности. Лидерство и власть в организации наиболее интересная тема для изучения именно ее я и попыталась раскрыть в своей курсовой работе.

 

 

Глава 1. Лидерство и власть

 

В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков — в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем параметрам жизнедеятельности.

Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность  проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.

Доступность (возможность  использования) источников власти приводит к увеличению числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более  доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других.

В социуме власть есть способ влияния, подчинения, принуждения в  соответствии с фактическим или  предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего  положения.

 

 

Глава 2. Лидерство

 

2.1 История изучения феномена « лидерство»

 

Лидерство есть везде, где  есть власть и организация. Само слово  “лидер” в переводе с английского (“leader”) означает “ведущий”, “руководящий”. В этом, сохраняющемся и сегодня  значении оно уже издавна знакомо  всем народам.

Интерес к лидерству и  попытки осмыслить этот сложный  и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное  внимание, видя в героях, монархах и  полководцах творцов истории. Значительный вклад в исследование политического  лидерства внес Макиавелли. В его  трактовке политический лидер —  это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые  средства для поддержания общественного  порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и  многие другие выдающиеся политики. Яркими представителями волюнтаристской  теории лидерства, рассматривающей  историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас  Карлейль (1795—1881) и Ральф Уолдо  Эмерсон (1803—1882). Первый из них считал основную массу населения “убогой  во всех отношениях”, не способной  нормально существовать без направляющего  воздействия лидеров. Именно в “пестрой одежде” выдающихся личностей проявляется  божественное провидение и творческое начало в истории. Подобные взгляды  на политическое лидерство выражал  и Эмерсон. “все глубокие прозрения,—  писал он, — удел выдающихся индивидов”. Концепцию лидерства, оказавшую  заметное влияние на последующую  политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900). Он пытался  обосновать необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. “Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача”. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.

Непосредственное воздействие  на современные концепции лидерства  оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство  населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными  личностями.

С многовековой традицией, рассматривающей  лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами.

    1. Природа и определение понятия лидерства

 

Не смотря на то, что вопросы  лидерства вызывали интерес людей  с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень  много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

До настоящего времени  не сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно выделить лидеров среди остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных лидеров. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл (Stogdill, 1974) отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если ее сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации  не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфичный тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагают наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношение «начальник-подчиненный», свойственное традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

Быть менеджером не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть лидером. Процесс влияния  через способности и умение или  другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и истоков, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

 

2.3 Теоретические аспекты лидерства в организации

 

Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского  творчества. Но, несмотря на достаточную  изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства  для менеджмента, до сих пор ряд  вопросов остаются дискуссионными. Это  сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить, лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению  значимых факторов эффективного лидерства.

Проблема лидерства относится  к числу вопросов, имеющих особое значение для любой человеческой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались  эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря  руководству немногих лиц. Хотя и  справедливо мнение о том, что  не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить себе преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим  лидером. Такое сложное и разнообразное  поле человеческого поведения, целенаправленной деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для любого, кто хочет понять истоки и ресурсы  этого явления и сам стремится  к лидерству. Очевидно одно - настоящих  лидеров в природе и обществе мало или, если точнее, мало людей с  задатками лидера, а полностью  состоявшихся или востребованных - еще меньше.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Разрушение административного  стиля руководства предприятиями, развитие новых форм их экономической  организации неожиданно остро обнаружили нехватку руководителей с лидерскими качествами, и, прежде всего, полных решимости, целеустремленности и честолюбия, способных  к оправданному риску. Отчаявшись найти  таковых на рынке труда, директора  предприятий все чаще приходят к  выводу о необходимости развития и поддержания лидерских качеств  у собственных работников, способных  к управлению другими людьми. С  ростом туристических фирм обнаружилась еще одна проблема лидерства, а именно, конфликт между лидером-собственником  предприятия и необходимостью, в  интересах развития этого же предприятия, в лидере-менеджере. Стало понятно, что менеджерам никогда не следует  обманываться, полагая, что раз они  занимают руководящие посты, то автоматически  становятся лидерами.

2.4 Функции лидера

 

С точки зрения групповой  деятельности функции неформального  лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает  и поддерживает эталоны приемлемого  группового поведения, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения  группы, такие, как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.

Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого  члена группы, заставляя его следовать  эталонам группового поведения. Мотивацию  лидер осуществляет, высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно  и не всегда полностью осознанно  присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.

Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более  слабое действие на поведение члена  группы, чем один жест порицания  неформального лидера или молчаливое выражение группового неодобрения.

2.5 Стиль лидерства

 

Эффективность руководства  в значительной степени зависит  от его стиля. Под стилем руководства  понимаются “стабильно появляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических  особенностей личности руководителя».

 

2.6 Эффективное лидерство

 

Эффективное лидерство  предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные  стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

Признается, что лидерским  способностям и умениям можно  научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или организациях, помогающий развивать  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умения, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.(1)

Сила лидерского влияния  прямо пропорциональна степени  принятия последователем того, что  лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.

Выделяются четыре основных подхода, объясняющих, что делает лидера эффективным: поведенческий, ситуационный, теория черт, теория власти и влияния.

Информация о работе Лидерство и власть: их истоки и роль в организации