Лидерство и власть: их истоки и роль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Тема лидерства и власти всегда была, есть и будет одной из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.

Содержание

Глава 1. Лидерство и власть
Глава 2. Лидерство
История изучения феномена « лидерство»
2.2 Природа и определение понятия лидерства
2.3 Теоретические аспекты лидерства в организации
2.4 Функции лидера
2.5 Стиль лидерства
2.6 Эффективное лидерство
2.7 Характерные черты руководителя
2.8 Новое в теориях лидерства
2.9 Лидерство в России
Глава 3. Власть
3.1 Феномен власти
3.2 Классификация носителей власти
3.3 Классификация источников власти
3.4 Принципы эффективности власти
3.5 Мотивация власти
Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лидр история.docx

— 49.85 Кб (Скачать документ)

 

2.7 Характерные черты руководителя

 

В первых попытках осознания  природы успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты — это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных исследованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, т. е. они ориентировались на изучение великого человека. Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь «заоблачных» высот, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и успехом в руководстве организациями.

Кроме характерных особенностей ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств  лидеров. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность какого-либо качества или их набора зависит от ситуации, от особенностей организации. Дальнейшие исследования вышли за рамки  рассмотрения характерных черт человека и сконцентрировались на динамике взаимоотношений  между лидером и его «войском».

 

2.8 Новое в теориях лидерства

 

К сожалению, на практике не всегда удается легко и быстро определить и изменить стиль лидерства  и его управленческие эффекты, как  это предлагают традиционные и ситуационные концепции. Поэтому появляется потребность  в новых подходах к теории лидерства. В них ученые пытаются рассмотреть  деятельность лидера, делая упор и  на личные качества лидера и на его  поведение одновременно, что не смогли объединить в своих теориях более  ранние исследователи ситуационных и традиционных подходов.

2.9 Лидерство в России

 

Еще совсем недавно нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой  самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли неподчинения. Во всем сквозил строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали, прежде всего, как «послушников», а не как ярких личностей, способных привнести в этот мир что-то кардинально новое, свое. Например, на уроках литературы в школе, зачастую нас не просили высказывать свое мнение в сочинении, а требовалось лишь перефразировать известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради, после чего уже гарантировалось, что оценка твоего сочинения будет положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути. Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих лиц. Но больше минусов. И самое главное – человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и принципами. У него нет цели, куда направят – туда и пойдет, что скажут – то и сделает. И это повелось еще исстари, вспомним русских молодцев, которые ходили «туда – не зная куда», несли «то – не зная, что». Да, это еще одна проблема русского народа! Мы очень мало знаем о своих правах, такое впечатление, что у нас есть только обязанности.

Теперь  же «пришла беда, откуда не звали» все  твердят: «Все в наших руках» или  «А голова тебе на что? Это ведь твой выбор!». Вспомнили! Спустя столько  лет! Оказывается, мы должны уметь выбирать! Как быстро сменяются фразы, но ведь образ мысли так, же быстро не изменишь. Нельзя забыть и отбросить как ненужный элемент все то, что вбивалось в нас силой в течение долгих лет. Это может исправить лишь время: придут новые люди, воспитанные уже в другой среде, на других принципах и идеалах.

Сейчас  на многих предприятиях еще сохранились  представители «старой закалки», чаще всего приверженцы автократического стиля лидерства. Приходят и молодые специалисты, с более прогрессивными, гибкими подходами к управлению. Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца.

Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно изменяется в  лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства  этими людьми. Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы – все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства.

 

 

Глава 3. Власть

 

3.1 Феномен власти

 

Рассмотрим некоторые  подходы к объяснению феномена власти:

-Биологический подход рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека.

-Антропологический подход имеет некоторые общие черты с биологическим. В антропологическом подходе власть распространяется на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются организационными, и на этом основании говорится о существовании организационной власти во всяком обществе. Носителями организационной власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т. д.

- Психологический подход исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие либо основывается на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека.

-Философский подход включает в себя следующие положения:

-власть — категория общественная, это волевое отношение между людьми; - истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений;

- сущность власти образует господствующая воля конкретного лидера или социальной, этнической, профессиональной, конфессиональной группы.

-Социологический подход состоит в сведении власти к влиянию одной социальной группы на другую. Ядром власти служит статусно-ролевая система отношений, закрепленная в правовых и иных социальных нормах.

В рамках этого подхода  выделяются следующие направления  исследований:

бихевиористское — власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

телеологическое — власть трактуется как условие достижения определенных целей, получение намеченных результатов;

инструменталистское — власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

функционалистское — рассматривает власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

конфликтологическое — определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения организационных конфликтов.

 

3.2 Классификация носителей власти

 

1.Бюрократия — власть уполномоченных над неуполномоченными. Бюрократов ругают всегда и везде.

 Но все прекрасно  понимают, что без аппарата —  чиновного люда — прожить в  обществе нельзя. Выделяют подвиды  бюрократии:

-формализм, т. е. следование в первую очередь букве инструкции без учета реальных обстоятельств и жизненных интересов;

- волокита — затягивание всяких дел в силу либо несостоятельности, либо умышленного вымогательства;

-казенщина — наблюдение за работой по видимости, с соблюдением абсолютно несущественных мелочей в ущерб практическому делу;

-волюнтаризм, мздоимство, лихоимство, коррупция.

2. Наукократия — власть знающих над незнающими. Человечеству и человеку на протяжении всей истории приходится бороться за свое существование.

 Природа дала ему  одно преимущество — понимать  существо закономерностей окружающего  мира.

3.Плутократия — власть имеющих над неимеющими. Наиболее известные методы — лоббирование интересов банкиров, промышленников, представителей ВПК. Финансовую поддержку на выборах своим кандидатам обеспечивают плутократы.

4. Партократия — власть организованных над неорганизованными. Политические партии являются носителями моделей устройства власти, и избежать партийности, самого факта появления и существования партий, их влияния на жизнь общества — невозможно.

5. Райтократия — власть пишущих над читающими. В настоящее время общество перешло из века постиндустриального в информационный. Вся информационная среда, в которой находится человек, является на сто процентов искусственной. Люди знают и понимают только то, что заранее подготовлено и предъявлено им райтократами.

6. Технократия — власть умеющих над неумеющими.

Влияние технократов присутствует во всех сферах политической и общественной жизни. Влияние наукократов и  технократов на политические процессы, происходящие в обществе, необходимо рассматривать в паре, так как  зачастую технократы претворяют в жизнь  то, над чем работают наукократы.

7.Демократия — власть большинства над меньшинством. Традиционно принято считать, что демократия есть лучшее устройство государства. Но демократия пригодна не для любых условий и не является идеальной формой государственного устройства.

8. Автократия — власть сильных над слабыми. В природе человека заложено стремление не только властвовать над другими, но и искать тех, кого надо слушаться, кому подчиняться, кем руководствоваться.

 

 

3.3 Классификация источников власти

 

Источники власти можно классифицировать следующим образом:

Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. К недостаткам использования власти вознаграждения необходимо отнести сложность выявления ведущего мотива объекта власти со стороны субъекта.

Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива. Недостатки: власть принуждения предрасполагает к ответным действиям со стороны объекта, а также требует от субъекта больших ресурсов.

Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на нем. К недостаткам этого вида власти можно отнести то, что следование некогда установленным традициям без учета происходящих изменений может привести к застою.

Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

Информационная  власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект увидеть последствия своего поведения в новом свете. В повседневной жизни примером информационной власти выступают шантаж, компромат и т. д.

Экспертная власть. Человек, обладающий такой властью, должен владеть какими-то особенными умениями и знаниями, выделяющими его из основной массы людей. Обладание такими качествами обеспечивает уважение и согласие подчиненных. Люди, обладающие «экспертной властью», предрасположены к лидерству

Власть эталона. Референтная власть, основанная на идентификации объекта с субъектом, желании объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными). Харизматическая власть определяется самоотождествлением объектов власти с лидером, влечением к нему.

 

3.4 Принципы эффективности власти

 

Принцип сохранения. Требует от политика и властителя отношения к власти как к единственно подлинной ценности, за которую необходимо бороться до конца. Все остальные ценности (в том числе обеспеченность, богатство и жизнь) — лишь производные от власти и с ее потерей теряются безвозвратно.

Принцип своевременности. Основная идея этого принципа, дополняющего принцип сохранения, — не власть сама по себе как таковая нужна политику, а политик нужен власти. Формируется общественное мнение о том, что именно сейчас во власти должны быть люди, обладающие определенным, необходимым именно в настоящее время набором профессиональных, личностных, психологических качеств и характеристик.

Принцип поддержки. Реализуемую концепцию смысла жизни, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, политического и экономического устройства общества большинство людей могут разделять или не разделять, соглашаться или не соглашаться. Власть должна создать так называемый средний класс, слой людей, которые будут четко понимать, что своим успехом они обязаны именно этой власти.

Принцип скрытности. В ядре власти — тайна. Властвующий должен видеть все насквозь, но не должен позволять «смотреть в себя». Он должен оставаться закрытым, его настроения и намерения никто не должен знать. Властитель должен слыть в некоторой степени сверхчеловеком.

Принцип понимания. Действия власти, итог того, к чему она стремится, должны быть понятными и понятыми людьми. В противном случае от людей будет невозможно добиться правильного и полного исполнения всех указаний власти.

Информация о работе Лидерство и власть: их истоки и роль в организации