Лидерство и власть: их истоки и роль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Тема лидерства и власти всегда была, есть и будет одной из самых животрепещущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.

Содержание

Глава 1. Лидерство и власть
Глава 2. Лидерство
История изучения феномена « лидерство»
2.2 Природа и определение понятия лидерства
2.3 Теоретические аспекты лидерства в организации
2.4 Функции лидера
2.5 Стиль лидерства
2.6 Эффективное лидерство
2.7 Характерные черты руководителя
2.8 Новое в теориях лидерства
2.9 Лидерство в России
Глава 3. Власть
3.1 Феномен власти
3.2 Классификация носителей власти
3.3 Классификация источников власти
3.4 Принципы эффективности власти
3.5 Мотивация власти
Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лидр история.docx

— 49.85 Кб (Скачать документ)

Власть, требующая жертв  и лишений ради неопределенных результатов, сможет заставить признать себя только в том случае, если будет присутствовать всегда и везде.

Принцип действенности. Власть — это действие. Она задает членам общества цель и диктует необходимые формы поведения, которых они должны придерживаться, чтобы достичь ее.

 Власть становится  бессильной, когда порядок поддерживается, но не действует. Власть должна  быть решительной, дееспособной, иначе она перестает быть властью.  С. Н. Паркинсон отмечает, что  люди никогда не восстают против  тирании, но всегда — против  власти слабеющей и колеблющейся.

Принцип адекватности. В обществе всегда существовали, существуют и будут существовать люди, не признающие действующих законов, норм и правил. Эти люди недовольны властью, постоянно критикуют ее, используя самые разные способы и средства. Действия власти по отношению к таким людям должны быть адекватными действиям оппозиции.

Принцип легитимности. Власть и ее субъекты зачастую не ограничивают себя как моральными, так и юридическими обязательствами. Во многом на основе этого формируется отношение к власти как недостойному делу. Поэтому важным принципом сохранения власти является ее легитимность.

 

 

3.5 Мотивация власти

 

Мотивация власти — это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное/негативное подкрепление в форме одобрения/наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административной иерархии представляет собой пример таких действий. Человек стремится к власти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источником наслаждения, предоставляет возможность достигать своих целей. Достаточно распространенным является убеждение, что нет границ удовлетворения мотива власти, что власть, как и любое другое влечение, никогда не оказывается насыщенной. Реализация власти подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает субъекту полного удовольствия, а наоборот, вызывает еще большее стремление контролировать других и влиять на них. Чем больше власть, тем сильнее стремление к ее расширению.

Мотивация власти (или потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий. Считается, что это эгоистическая или даже садистская сила. Помимо таких взглядов, которые изображают власть с негативной стороны, существуют и противоположные взгляды, связанные с культом власти, со стремлением боготворить лидеров и вождей. Но поскольку слишком интенсивное проявление стремления к власти воспринимается в обществе негативно, то люди, осознающие свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать. Такая тенденция объясняется тем, что удовлетворение властью выступает как подкрепление, что и побуждает прибегать к действиям, направленным на следующую реализацию мотива власти. Однако эта тенденция не является абсолютной. При определенных условиях достижение соответствующей меры влияния приносит удовольствие, и человек стремится не столько расширить свою власть, сколько удержать ее как можно дольше. Если это действительно так, то существует возможность насыщения властью.

Один из самых интересных феноменов — явление так называемой эрозии власти, заключающееся в том, что со временем субъекты власти (руководители) принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает занимающим наивысшие должности. Это  связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций  контроль над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. Общественная польза заменяется личным удовольствием. Субъекты власти становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения зоны контроля становится для них важнейшей. Они  расширяют сеть контролирующих или  репрессивных средств. Желая оправдать  свои шаги, могут создавать мифы о врагах.

Социоцентрическая мотивация власти уменьшает вероятность возникновения эрозии власти. В то же время эгоцентрическая мотивация интенсифицирует эрозию. Заметную роль при этом играют такие внутренние факторы, как структура общественного института и принцип ротации (замены) руководящих кадров.

Субъекты власти (политики, руководители, менеджеры) проявляют демократический или автократический стиль реализации власти. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность.

Новые условия часто требуют  новых форм управления, тогда как  руководители сохраняют старые формы  и стратегии управления. Наступает  рутинизация власти, которая предопределяет бюрократизацию аппарата власти.

 

 

Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»

 

Общество с ограниченной ответственностью «МИРОР» располагается  по адресу г. Ульяновск, ул. Кирова, 59. Основная деятельность компании заключается  в продаже запасных частей и автомобилей. Деятельность компании прежде всего ориентирована на потребителя. Владелец и основатель фирмы - Незванов О.В. За время своего существования ООО «МИРОР» из маленькой фирмы превратилось в крупное предприятие с числом сотрудников 120 человек. Приоритетные задачи компании ООО «Мирор»: дальнейшее развитие компании; расширение территории продаж; модернизация авторемонтного оборудования; реализации новых возможностей для покупателей.

ООО «МИРОР» - это компания молодых перспективных людей, ориентированных  на профессиональный рост и карьеру  в рамках своей компании. Стремление сотрудников к карьерному росту  и к более точной профессиональной самоидентификации в ООО «МИРОР»  приветствуется. В компании любой  сотрудник может, направить резюме в отдел по работе с персоналом и заявить о желании расти по служебной лестнице или о желании попробовать себя в другом качестве. В компании планомерно проводятся встречи, беседы с персоналом для получения обратной связи.

На данный момент в компании ООО «МИРОР» работает порядка 120 человек. Профессионально-квалификационный состав персонала составляют: непосредственно  генеральный директор ООО «МИРОР», 1-ый заместитель директора, начальники отделов, финансисты, маркетологи, логисты, юристы, секретари, продавцы-консультанты. Успешность данной компании в первую очередь зависит от руководства. Здесь лидеры - это люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет "расти над собой", кому все новое интересно. Они самостоятельны, независимы, видят дальше и умеют влиять на поведение других.

Для выявления лидерства  в компании ООО «МИЛОР» были проведены определенные тесты. Что позволило выявить лидеров компании, успех и недочеты руководства.

В ООО «МИРОР» проводятся регулярные совещания по каждому отделу в целях улучшения эффективности и производительности труда, качества, количества производимой продукции. Обсуждают с начальниками отделов новые изменения, стандарты, требования и т.д., выслушивает их мнения, предложения, после чего принимает решения.

Эти решения повышают качество, количество оказываемых услуг и  повышает стимул, мотивацию работников, улучшает атмосферу на предприятии.

 

 

Заключение

 

Готовность многих людей  брать на себя инициативу, выполнять  функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также  общества в целом. Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Люди - это ключевой вопрос менеджмента, и ответственные лидеры знают, что именно они создают или разрушают организации. Часто игнорирование этого факта приводит к решениям, которые имеют смысл только на бумаге, но не подходят для организации и людям, которые должны выполнить все это.

Чем больше власти и ответственности  у руководителя, тем меньше он может  сделать самостоятельно, тем больше ему надо полагаться на других. Приоритетной задачей является создание среды, в  которой люди будут чувствовать  себя мотивированными на трудную, но интересную работу. Он должен установить высокие стандарты для собственной  деятельности, и подчиненные согласятся, чтобы к их работе предъявлялись  те же требования. Все это позволит создавать рабочее сообщество, в  котором ценятся уважение, взаимное доверие и взаимопомощь. Определяя роль лидерства на современном этапе можно с уверенностью сказать, что, если не будет лидерства, мы никогда не достигнем максимума производительности, целостного результата и гармонии в отношениях сотрудников. Это основной инструмент управления предприятием, которым необходимо обладать, развивать и уметь использовать на практике. Лидерство - это новая модель управления, способная обеспечить выживание компании в условиях изменений.

 

Список литературы

 

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: уч. пособие под ред. О.С. Виханского: 3-е издание. М.: «МГУ» 1999г. с.404-413

Русалинова А.А. Трудовой коллектив  как объект и субъект управления – Л.2005-с.101

М.Мескон М.Альберт Ф. Хедоури: общ. ред. ДЭН Евенко.

Основы менеджмента. Академия народного  хозяйства при

правительстве Р.Ф. М.: 2007 г.

Молл Е.Г. Менеджмент: организация  поведения. М.: Финансы и статистика2003г.

Дафт Р. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер – 2007

Русинов, Никулин, Фаткин. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. – М.: ИНФРА-М, 2005

Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства// Вопросы психологии//№1-2008.120-123с.

Виханский О.С. Менеджмент.изд.-М.:Экономистъ,2005.-670с.

Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд.-Экономист,2004.


Информация о работе Лидерство и власть: их истоки и роль в организации