Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность
организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Содержание

Введение
1.Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
2.Типы подходов к изучению лидерства.
3.Теория лидерских качеств.
4.Концепция лидерского поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

лидерство.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Министерство труда  и социального развития России 
 

                Московский государственный социальный  университет 

                         Кафедра предпринимательства и  управления 

                                          

                                 Факультет:  соц.менеджмента и соц.туризма 

                                            Курс: 2, группа: 2. 

                                        

                                          Курсовая работа 

                           Тема : «Лидерство в организации» 

                        Студентки: Согомонян Илоны Дерениковны 

                                             

                                      Научный руководитель: Макаров А.А 

                                      Рецензент....................... 
 
 

                                  Работа защищена: 

            "_____."_________2003г.                 оценка_____________ 
 

                                          Москва-2003г. 
 
 

План 
 

Введение 

1.Содержание понятия  лидерства в управлении организацией. 

2.Типы подходов  к изучению лидерства. 

3.Теория лидерских  качеств. 

4.Концепция лидерского  поведения. 

Выводы и предложения. 

Список используемой литературы. 

Приложения. 
 
 

                                  Введение 

       Интерес  к лидерству возник  еще в глубокой  древности.   Феномен

лидерства на протяжении веков волновал  сознание  многих  исследователей.  В

начале двадцатого  столетия  началось  изучение  управления.  Руководство  и

лидерство стали  объектом исследования. В 30 - 50 годах  был  предпринят  ряд

крупномасштабных  исследований на системной основе.

      Начиная с 70- х годов интерес  к изучению  лидерства  начал   расти  еще

больше, о чем  свидетельствует появление работ  Дж.  Мак  -  Грегора  Бернса,

Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

      До недавнего времени в нашей  стране не было условий   для  формирования

лидеров и спроса на них, а  следовательно,  не  было  исследования  проблем,

связанных  с  лидерством.  В  связи  с  этим  большинство  работ  в  области

исследования лидерства принадлежит западным ученым.

       Однако  в  настоящее  время   появляются  труды   российских   ученых,

затрагивающие проблемы лидерства. ( Например,  книга  Р.Л.Кричевского  “Если

вы -  руководитель”  об  элементах  психологии  менеджмента  в  повседневной

работе руководителя и лидера в организации,  а  по  технологии  лидерства  -

коллективная работа авторов  московского  центра  политических  исследований

“Никколо М  “ “Имидж лидера”.)

      Актуальность проблематики обусловлена  следующими факторами:

      - наличием довольно скупых исследований  в некоторых сферах лидерства;

        -   низким   уровнем    профессионализма    некоторых    современных

руководителей,   что   влечет   за   собой   неэффективность    деятельность

организации.

       Изучение  проблемы  лидерства   необходимо   для   выработки   методов

эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

       Руководитель  должен  уметь   ставить  задачи,   определять   средства

достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной  мере

зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива.

      Из  вышесказанного  ясно,  что   проблемы  руководства  и   лидерства  в

организации на  данный  момент  стоят  довольно  остро,  и  поэтому  большое

значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства. 
 
 

1.Содержание понятия  лидерства в управлении организацией. 
 

        Лидер  —  это  личность,  за  которой  все  остальные   члены  группы

признают право  брать на себя наиболее ответственные  решения,  затрагивающие

их интересы и  определяющие направление и характер деятельности всей группы.

       Он может быть назначен официально, а может  и  не  занимать  никакого

официального положения, но фактически руководить коллективом  в  силу  своих

организаторских способностей. Руководитель  назначен  официально,  извне,  а

лидер  выдвигается  “снизу”.  Лидер  не  только  направляет  и  ведет  своих

последователей, но и хочет вести их за  собой,  а  последователи  не  просто

идут за лидером, но и  хотят  идти  за  ним.  Исследования  показывают,  что

знания и способности  лидера оцениваются людьми всегда значительно  выше,  чем

соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру  присущи  следующие

психологические  качества:  уверенность  в  себе,  острый  и   гибкий   ум,

компетентность  как доскональное знание своего  дела,  сильная  воля,  умение

понять особенности  психологии  людей,  организаторские  способности.  Однако

анализ реальных групп показал, что порой лидером  становится  человек,  и  не

обладающий перечисленными качествами, и, с  другой  стороны,  человек  может

иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла  ситуативная  теория

лидерства, согласно которой лидером  становится  тот  человек,  который  при

возникновении  в  группе  какой-либо  ситуации  имеет  качества,   свойства,

способности, опыт, необходимые для  оптимального  разрешения  этой  ситуация

для данной группы. В  разных  ситуациях  группа  выдвигает  разных  людей  в

качестве лидера. В исследованиях Б. Д.  Парыгина  выделены  типы  лидеров  в

зависимости от  характера  деятельности  (универсальный  лидер,  ситуативный

лидер),  ее  содержания  (лидер-вдохновитель,   лидер-исполнитель,   деловой

лидер,  эмоциональный  лидер)  и  стиля  руководства  (авторитарный   лидер,

демократический лидер).

       Таким образом, лидером группы  может стать  только  тот   человек,  кто

способен привести группу к  разрешению  тех или иных  групповых ситуаций,

проблем, задач, кто  несет в себе наиболее важные для  этой группы  личностные

черты, кто несет  в себе и разделяет те  ценности,  которые  присущи  группе.

Лидер — это  как бы зеркало группы,  лидер  появляется  в  данной  конкретной

группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который  является  лидером  в

одной группе, совсем не обязательно станет вновь  лидером  в  другой  группе

(группа другая, другие ценности, другие ожидания  и требования к лидеру).

       С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

       1) бытовой тип лидерства (в  школьных, студенческих группах,  досуговых

объединениях, в  семье);

       2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении,

в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

       3)  политический   тип   лидерства   (государственные,   общественные

деятели).

       Существует несомненная связь  между судьбой  лидера  бытового,  лидера

социального  и  лидера  политического.  Первый  всегда   имеет   возможность

выдвинуться в  лидеры другого типа.

       Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно

оценивать  ситуацию,   выделять   задачи,   нуждающиеся   в   первоочередной

реализации, отличать осуществимое от бесплодного  прожектерства,  достаточно

точно  рассчитать  сроки  решения  задач.   Мысль   о   том,   что   главная

отличительная  черта  способного  организатора  состоит  в   умении   быстро

находить эффективные  пути  и  средства  решения  задач,  подтверждается  на

каждом шагу. Интересно  высказывание на этот счет Наполеона  Бонапарта:  “Мой

гений состоит  в том, что одним быстрым взглядом я  охватывал  все  трудности

дела, но в то же время и все ресурсы для  преодоления этих трудностей;  этому

обязано мое превосходство над другими”.

       Талант руководства людьми основывается  на целом комплексе  социально-

психологических качеств и свойств. Большую  роль  играет  доверие  и  любовь

масс к своему лидеру.

       Доверие к лидеру — это признание  его  высоких  достоинств,  заслуг  и

полномочий, признание  необходимости,  правильности  и  результативности  его

действий.  Это  внутреннее  согласие  с  носителем  авторитета,   готовность

действовать в  соответствии с его установками. Ведь заставить идти  за  собой

при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.  И  доверие

это означает, что  люди  находятся  во  внутреннем  согласии  и  единении  с

лидером.

       Структура механизмов воздействия  лидеров на массу зависит от  свойств

последователей. Лидер  находится  в  сильнейшей  зависимости  от  коллектива.

Группа, имея образ  лидера, — модель, требует от реального  лидера,  с  одной

стороны, соответствия ей, а с  другой  —  от  лидера  требуется  способность

выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия  последователи

не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

       В соответствии со  свойствами  последователей  лидером  выстраиваются

структуры воздействия  на них. Эти структуры призваны обеспечить,  во-первых,

инициирование активности,  координацию  действий  группы  и  обеспечение  ее

внешних  связей  и  престижа.  Во-вторых,  для  этого  надо   отрегулировать

межличностные отношения  в группе,  обеспечить  личностную  поддержку  членам

группы.

       Лидерство — это процесс социальной организации и управления

             Обязательное  условие  лидерства  -   обладание    властью    в

конкретных   формальных   или   неформальных   организациях   самых   разных

уровней  и   масштаба    -    от     государства     и      даже      группы

государств  до правительственных учреждений,   местного  самоуправления  или

Информация о работе Лидерство в организации