Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность
организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Введение
1.Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
2.Типы подходов к изучению лидерства.
3.Теория лидерских качеств.
4.Концепция лидерского поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Министерство труда
и социального развития России
Московский государственный
Кафедра предпринимательства и
управления
Факультет: соц.менеджмента и соц.туризма
Тема : «Лидерство в организации»
Студентки: Согомонян Илоны
"_____."_________2003г.
План
Введение
1.Содержание понятия
лидерства в управлении организацией.
2.Типы подходов
к изучению лидерства.
3.Теория лидерских
качеств.
4.Концепция лидерского
поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой
литературы.
Приложения.
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В
начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и
лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд
крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем
свидетельствует появление
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования
лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем,
связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области
исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых,
затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если
вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной
работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства -
коллективная работа авторов московского центра политических исследований
“Никколо М “ “Имидж лидера”.)
Актуальность проблематики
- наличием довольно скупых
- низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность
организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства
достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере
зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в
организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое
значение имеет изучение
феноменов руководства и лидерства.
1.Содержание понятия
лидерства в управлении
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы
признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие
их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен
официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих
организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а
лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих
последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто
идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что
знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем
соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие
психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,
компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение
понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако
анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не
обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может
иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория
лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при
возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,
способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация
для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в
качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в
зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный
лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой
лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер,
демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто
способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,
проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные
черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной
группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в
одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе
(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых
объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении,
в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные
деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера
социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность
выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими
оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной
реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно
точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная
отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро
находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на
каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой
гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности
дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому
обязано мое превосходство над другими”.
Талант руководства людьми
психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь
масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру — это
полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его
действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность
действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой
при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие
это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с
лидером.
Структура механизмов
последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной
стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность
выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи
не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются
структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,
инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее
внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать
межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам
группы.
Лидерство — это процесс
Обязательное условие лидерства - обладание властью в
конкретных формальных или неформальных организациях самых разных
уровней и масштаба - от государства и даже группы
государств до
правительственных учреждений,