Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность
организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Введение
1.Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
2.Типы подходов к изучению лидерства.
3.Теория лидерских качеств.
4.Концепция лидерского поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в
сочетании у различных людей в разных пропорциях.
При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства.
Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь
различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный
момент времени.
1. Личность и происхождение
которому он стал лидером.
2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный
лидер.
3. Характер взаимоотношений
4. Контекст или условия, в
которых осуще
ствляется его руководящая
роль.
5. Результаты взаимодействия
Какого рода лидерство мы
сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства
предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные
части лидерства”.[4]
М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют
в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на
лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких
требований можно назвать следующие:
- наличие и характер
- степень подотчетности
- сила и тип оппозиции;
- характер любых разделяемых убеждений;
- ресурсы, доступные для
- организационный пласт,
Каждый из этих факторов
иметь место лидерство, его контекст.
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется
руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет
уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем
он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах
лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство,
кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.
Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который
наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы,
организации или правительства, который несет ответственность за последствия
любых своих решений.
В социально - психологической литературе можно встретить такую
типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки”
и “открытые”.
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют
“пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя
исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной
отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся
правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней
удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся
за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем
завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют
с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от
него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.
Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым
авторитетом у своих подчиненных.[5]
В социально - психологической литературе существует также
классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается
существование трех основных типов лидеров:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный ( анархический).
Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное
принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к
личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных
решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому
аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная
отстраненность от дел коллектива.
Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство
могут оказать влияние следующие семь свойств:
1. Основные убеждения лидера.
2. Стиль лидера.
3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться
определенного положения.
4. Реакция лидера на давление и стресс.
5. То, каким образом лидер впервые
оказался в положении
6. Предшествующий опыт лидера.
7. Среда, в которой лидер
Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания
взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет
убедить своих сторонников.
Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей
деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они
действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также
знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений.. Чем прочнее
убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти
убеждения повлияют на его руководящую деятельность.
В книге “Основы социально - психологических теорий” предложена
концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая
дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по
трем различным основаниям:
1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец”
ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и
лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые
настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того,
как ситуация создана.
2. По стилю руководства - авторитарный лидер, ориентирующийся на
себя, и демократический, ориентирующийся на группу.
3. По характеру деятельности ( лидер ситуационный, т.е. умеющий
создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же
универсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различных
ситуациях, не похожих друг на друга).
В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство.
Первое связано с установлением правил назначения руководителя и
подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает
на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо
дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо
вступают в конфликт
и тогда эффективность
Имеются и другие
и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.
В заключение можно сказать, что существуют различные основания для
классификации и сравнения лидеров, а следовательно и различные типологии
лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом
решаемых ими задач.
Такова типология лидерства, которая, конечно, не является
исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый тщательный, не
может охватить всего сложного и многообразного явления лидерства.
Реальность практически всегда богаче теории и порождает чаще всего
комбинированные
типы лидеров и различные
3.Теория Лидерских качеств.
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности
лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое
количество черт личности, их было слишком много или же их определённое
количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть
некоторые попытки.
Р. Столдилл
выделил 5 таких черт:
. Ум или интеллектуальные способности
. Господство или преобладание над другими
. Уверенность в себе
. Активность и энергичность
. Знание дела
Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не
обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого
вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств:
физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но
и эти качества не явились гарантом лидерства.
Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества,
необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает
восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и
привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень
этих «разъединителей».
. Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе
. Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям
. Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте
. Нежелание простить и отпустить
. Недостаточное
использование своего
. Пренебрежение
по отношению к своему
. Потребность быть всегда правым
. Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить