Лидерство, власть и влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Задачи исследования:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
Проанализировать результаты получившегося исследования.
Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства.

Содержание

Введение
1. Лидерство, влияние, власть
1.1 Основа и сущность лидерства
1.2 Стили руководства
1.3 Значение лидера в управлении организацией
2. Влияние и власть
2.1 Формы власти и влияния
2.2 Власть, основанная на принуждении (влияние через страх)
2.3 Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление)
3. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации
3.1 Организация исследования
3.2 Обработка и анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 82.35 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

 

 

Введение 

 

1. Лидерство, влияние,  власть

  • 1.1 Основа и сущность лидерства

  • 1.2 Стили руководства

  • 1.3 Значение лидера в  управлении организацией

     

    2. Влияние и власть

  • 2.1 Формы власти и влияния

  • 2.2 Власть, основанная на принуждении (влияние через страх)

  • 2.3 Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление)

  • 3. Исследование  влияния выраженности лидерских  качеств на выбор стиля руководства  организации

  • 3.1 Организация исследования

  • 3.2 Обработка и анализ результатов

  •  

     

    Заключение 

     

     

    Список используемой литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Актуальность проблемы – Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

    Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и  быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».

    Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер  – это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

    Людей, имеющих власть в  организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Парадоксально, но имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние  лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской  харизме и попытке подчинённых  приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и  божественные качества.

    Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства  в менеджменте.

    Объектом курсовой работы – менеджеры отделов: маркетинга, сбыта, кадров. На предприятии ОАО «Горизонт».

    Предметом курсовой работы является – изучение степени выраженности лидерских качеств и их влияние  на деятельность менеджера.

    Задачи исследования:

    • Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
    • Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
    • Проанализировать результаты получившегося исследования.
    • Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства.

    Также в данной курсовой работе проведен анализ управленческой деятельности данной компании, который включает в себя:

    • Анализ кадров с использованием количественных показателей, качественных показателей и показателей динамики.
    • Анализ исследуемого вопроса, где оценивается управленческий персонал различными методами.

     

     

     

    1. Лидерство, влияние,  власть

  • 1.1 Основа и сущность лидерства

  •  

    Практика показывает, что  ни один фактор не обеспечивает большую  выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

    Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка  на русский как:

    1)ведущий, руководитель;

    2)спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией [5].

    Выделяют формальное и  неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства.

    Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

    Решение проблем, возникающих  перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем  сплочения вокруг одного лидера. В  предпринимательстве этот тип лидерства  является основным. Это позволяет  за счет концентрации власти в одних  руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и  слабые стороны:

    • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
    • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
    • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

    В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

    • видение ситуации в целом;
    • способность к коммуникациям;
    • доверие сотрудников;
    • гибкость при принятии решений.

    Феномен лидерства коренится  в самой природе человека и  общества. Явления, во многом схожие с  лидерством встречаются в среде  животных, ведущих коллективный, стадный  образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная  и решительная особь – вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными [8].

    Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах  отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологические, эмоциональные.

    Так вот, руководство, менеджмент – феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

    Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие  властные полномочия, имеет право  на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается  из числа окружающих его людей, в  сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может  прибегать к санкциям в отношении  кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер. Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это нечего скрывать мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет [1].

    Руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

    Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством  координации, организации отношений  членов социальной группы, средством  управления ими. Только один из этих феноменов  «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных  отношений, а другой – в системе отношений неформальных, неофициальных.

    Во-вторых, оба феномена реализуют  процессы социального влияния в  группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным  образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) – по неофициальным.

    В-третьих, обоим феноменам  присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве  он выступает достаточно отчетливо  и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено [14].

    И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

    Таким образом, необходимо еще  раз сказать, что отличие понятие  лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в  формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать  о менеджменте.

    И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными [11].

    Таким образом, необходимо еще  раз сказать, что отличие понятие  лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в  формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать  о менеджменте.

  • 1.2 Стили руководства

  • Стиль руководства в контексте  управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

    Стиль руководства – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели [8].

    Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был  взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием  теории великих людей, лучшие из руководителей  обладают определенным набором общих  для всех них личных качеств (уровень  интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование  и высокая степень уверенности  в себе). Поэтому, если можно выявить  у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем  стать хорошим руководителем [6].

    Существует несколько стилей руководства:

    Авторитарный стиль руководства. Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

    Информация о работе Лидерство, власть и влияние