Малое предпринимательство: понятие и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: охарактеризовать малое предпринимательство: понятие и перспективы развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

определить сущность малого предпринимательства;
исследовать структуру малых предприятий в России;
проанализировать деятельность малого предприятия (на примере Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. г.Астрахани).
рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4
1.1. Общая характеристика малого предпринимательства 4
1.2. Роль малого предпринимательства в современной экономике 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА ХОЛОДПРОМСТРОЙ «АСТРАХАНСКИЙ ЦЕХ МОРОЖЕНОГО» ИП КОРОБЕЙНИКОВ С.И.) 17
2.1. Характеристика Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. 17
2.1.1. Историческая справка 17
2.1.2. Структура управления предприятием 18
2.1.3. Основные финансово-экономические показатели ИП Коробейников С.И. за 2007-2009 гг. и их краткий анализ 20
2.2. Анализ деятельности Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. 21
ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 25
3.1. Выводы 25
3.2. Предложения 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы данной работы очевидна, так как проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике России. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

      Цель  данной работы: охарактеризовать малое предпринимательство: понятие и перспективы развития.

      Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • определить сущность малого предпринимательства;
  • исследовать структуру малых предприятий в России;
  • проанализировать деятельность малого предприятия (на примере Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. г.Астрахани).
  • рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий в России.

      Объект  исследования: современная экономика России.

      Предмет исследования: структура и проблемы развития малого предпринимательства.

      При написании работы использовались следующие  методы исследования: метод анализа, метод синтеза, метод сравнения, научно-практический метод.

      При исследовании использовались следующие  источники: законодательство РФ, монографии российских и зарубежных авторов, периодические  издания, статьи по развитию малого бизнеса.

      Разработанность темы данной работы достаточна, так  как проблематикой развития малых  предприятий занимались такие ученые, как: Гайдулина Л.Ф., Горенбургов  М.А., Крутик А.Б., Лапуста М.Г., Ильенкова  С. Д., Сидорович О.Ю., Старостин Ю.Л., Шумяцкая Т. А. и др.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ

 

 1.1. Общая характеристика  малого предпринимательства

 

 Как следует  из самого определения, «малый бизнес»  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия [7, с.187].

     Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

     -         численность персонала;

     -         размер уставного капитала;

     -         величина активов;

     -         объем оборота (прибыли, дохода).

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

     В Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

     -         количество занятых работников до 50 чел.;

     -         годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

     -         сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

     К средним предприятиям в ЕС относят  те, которые не превышают:

     -         количество  занятых работников от 50 до 250 чел.;

     -         годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

     -         сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

     При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [9, с.221].

     Экономическая реформа в России создала в научно-технической сфере качественно новую ситуацию. Впервые в нашей стране здесь возникает конкуренция. Причем конкурируют между собой не только сами институты, но и разные виды научной деятельности, относящиеся к различным формам собственности. В последнее время возник и активно развивается новый сектор организационно-экономических форм научно-технической деятельности.

     Новый сектор развивается преимущественно  в малых формах и включает в  себя научно-технические кооперативы (НТК), малые инновационные предприятия различных форм собственности, а в последнее время и созданные на их базе ассоциативные структуры. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, в настоящее время на долю мелких фирм в промышленно развитых странах приходится 10—20% всех новшеств, хотя доля малых инновационных предприятий (далее – МИП) в расходах на нововведения составляет всего 4—5%. Причинами такой активности МИП в области нововведений являются: узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей; МИП ведут разработку в основном на первых этапах (генерирование идей, зарождение изобретений), когда еще не требуется больших материальных, людских и организационных затрат; мелкие фирмы более заинтересованы в конечном результате.

     Малые предприятия стремятся к завоеванию какой-то части отраслевого рынка, принимая принципиально новые технические решения; иного выхода в условиях жесточайшей конкуренции у них нет. К тому же доступ на рынки традиционных товаров для новых мелких капиталов крайне затруднен. Значительная роль малого бизнеса в научно-технической политике определяется тем, что крупные компании в сфере НТП приобретают известные преимущества от интеграции с мелкими фирмами в этой области. Прежде всего, это экономия на постоянном капитале.

     Деятельность  российских МИП обширна. Они занимаются внедрением научно-технических разработок в народное хозяйство, проводят поисковые работы в области новых информационных технологий, экономические исследования, оказывают информационные и консультативные услуги, выполняют строительно-монтажные работы, изготавливают оснастку, приборы, осуществляют наладку и ремонт оборудования, производят товары народного потребления. Анализ уставов этих МИП показал, что практически отсутствуют такие МИП, которые сосредоточились только на выполнение научно-технических разработок. Такое поведение можно объяснить как защитную реакцию на нестабильное положение в стране [13, с.140].

     Анализ  деятельности МИП показал, что более  половины из них занимаются проектированием новой техники. На втором месте (40%)                  находится разработка программных средств. Эти предприятия занимаются информационными услугами (37 %), изготовлением приборов и оснастки, а также наладкой и ремонтом оборудования (по 33%). Каждое                              четвертое МИП осуществляет консультирование в области научно-технической сферы.

     Можно отметить следующие особенности  малого предпринимательства в инновационной сфере:

     1. Углубление специализации научных разработок. Это привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами даже со своими довольно скудными ресурсами, работая лишь в узкоспециализированном направлении.

     2. Ориентация на продуктовые инновации  и оказание услуг в инновационной сфере. Объяснить это можно тем, что для малых компаний не характерно крупносерийное, массовое производство. Продукты производятся здесь, как правило, сравнительно небольшими партиями, а иногда и в единичном экземпляре. Таким образом, совершенствование технологий производства отдельного товара не явится экономически эффективным.

     3. Зависимость степени интенсивности  инновационной деятельности от отрасли, в которой действуют малые предприятия. Разработка и освоение ими нововведений осуществляются в тех областях, которые кажутся для крупного бизнеса или неперспективными, или слишком рискованными, и где очень короток жизненный цикл изделий [4, с.115].

     Слабые  и сильные стороны МИП. Малые предприятия представляют собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий. Именно с этих двух позиций — общественных и индивидуальных - необходимо оценивать слабые и сильные стороны МИП. С народнохозяйственной точки зрения МИП является эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственных процессов, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Они способны очень динамично и гибко реагировать как на изменения потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе результатов научных исследований и разработок.

     МИП осуществляют инновации, которые не требуют значительных инвестиций и  привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время МИП способны в сильной степени снижать социальную напряженность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.

     Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно  ощутили эффективность малых  предприятий в экономике и  научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях.

     Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

       Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

     в развитии инфраструктуры и средств  связи произошел скачок;

     повысился общеобразовательный уровень людей  с одновременным накоплением  опыта в крупных компаниях;

     уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

     способствование малыми фирмами решению вопроса  безработицы;

     в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей  смены;

     большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

     расширение  сферы услуг, базирующейся на малых  предприятиях.

       Но, конечно, малые предприятия  как возникают, так и распадаются по многим причинам. В общем, в 2003 г. сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска [12, с.176].

Информация о работе Малое предпринимательство: понятие и перспективы развития