Малое предпринимательство: понятие и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: охарактеризовать малое предпринимательство: понятие и перспективы развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

определить сущность малого предпринимательства;
исследовать структуру малых предприятий в России;
проанализировать деятельность малого предприятия (на примере Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. г.Астрахани).
рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4
1.1. Общая характеристика малого предпринимательства 4
1.2. Роль малого предпринимательства в современной экономике 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА ХОЛОДПРОМСТРОЙ «АСТРАХАНСКИЙ ЦЕХ МОРОЖЕНОГО» ИП КОРОБЕЙНИКОВ С.И.) 17
2.1. Характеристика Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. 17
2.1.1. Историческая справка 17
2.1.2. Структура управления предприятием 18
2.1.3. Основные финансово-экономические показатели ИП Коробейников С.И. за 2007-2009 гг. и их краткий анализ 20
2.2. Анализ деятельности Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И. 21
ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 25
3.1. Выводы 25
3.2. Предложения 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

       Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

       В условиях ухудшения воспроизводства  крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие  фирмы, как правило, не имеют  такой возможности. Это вынуждает  их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 2000 г. сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

      1.2.  Роль малого предпринимательства в современной экономике

     Одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

       В 2001  году в России проводилась  массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 2001  году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы [10,с.198].

         В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка  сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

       Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

      Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

        Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий,  работающих в сфере торговли  и посреднических услуг, занимает  доминирующее положение. Кроме  того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

      В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

        Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

        Но главная причина сокращения  числа малых предприятий - низкий  уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

        Еще один очень важный фактор  негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий  спад производства.

      Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается в  не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

        Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха  в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ [15, с.118].

        Весьма остра проблема формирования  финансовой базы становления  и развития малого бизнеса.  Для этого ему должны быть  предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

      Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

      К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и  организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

        По моему мнению, комплекс первоочередных  мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

      нормативно-правовое;

      финансово-кредитное;

      обеспечение безопасности;

      информационно-техническое;

      организационное;

      кадровое  и консультационное обеспечение;

      внешнеэкономическая деятельность [10, с.119].

      Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

        В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов  рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг,  инвестиционного и венчурного  предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской  деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

        Для реализации данных программ  должны быть привлечены не  столько средства государственного  бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

      В 2008 – 2009 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства сочетала оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 2010 – 2012 годах должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия.

      Таким образом, важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм.

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА ХОЛОДПРОМСТРОЙ «АСТРАХАНСКИЙ ЦЕХ МОРОЖЕНОГО» ИП КОРОБЕЙНИКОВ С.И.)

      2.1. Характеристика Холдинга ХолодПромСтрой «Астраханский цех мороженого» ИП Коробейников С.И.

      2. 1.1. Историческая справка

      Место нахождения ИП «Коробейников С.И.»:

      1.по  регистрации: 414040 г.Астрахань, ул.Победы, д.54, кв.201.

      2.цеха:  414014 г.Астрахань, Наб.Приволжского  затона, 22.

      Вид деятельности: производство мороженого.

      ИНН 301500020774        Д/Р. 11.07.66

      ОГРН 304301509300047 от 02 апреля 2004 года

Информация о работе Малое предпринимательство: понятие и перспективы развития