Маркетинг - принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:02, реферат

Описание

Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже XIX - XX столетий. В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка.
В начале XX в. традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать.

Содержание

Стр.
Введение
1. Маркетинг: понятие, цели, субъекты и объекты.
2. Маркетинговые исследования: цели, задачи, структура содержание
2.1. Система товарных исследований предприятия
2.2. Исследование системы сбыта товаров
2.3. Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы
2.4. Исследование системы ценообразования и ценовой политики предприятия
3. Опыт маркетинга в России
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг- понятие сущность.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

      3. Опыт маркетинга в России 

      И достижение нашей экономикой значительных результатов среди стран постиндустриального  общества зависит от того, сумеем ли мы заимствовать передовые технологии управления (включая технологии маркетинга)8.

      Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.9

      С точки зрения некоторых экспертов  в России, можно выделить три основные модели управления маркетингом:

      *  маркетинг здравого смысла, характерный  для компаний, которыми владеют "новые русские";

      *  маркетинг, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;

      *  советскую модель, характерную для  большинства бывших государственных предприятий.

      По  мнению таких экспертов, из этих трех ингредиентов и предстоит сделать некий прагматический деидеологизированный "сплав" под названием "российский маркетинг ". Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развития сферы управления в России10

      Что же кроется с позиций науки  управления за каждой из моделей? Первая модель — менеджмент здравого смысла, характерный для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерных фирм). На поверку она оказывается ничем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса.

      Вторая  модель — маркетинг  инофирм и их представительств в России. Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеров офисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причина этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний "тратиться" на перспективу в условиях российской нестабильности (чего стою бегство многих таких компаний из России, начавшееся после финансового кризиса августа — сентября 1998 г.).

      Третья  модель — советская, представляющая собой на самом деле изрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности.

      Сплав этих трех моделей, предлагаемый в упомянутой книге "Семь нот менеджмента", неприемлем. Подобного рода "русский маркеинг" ориентирован на:

      •  воздействие на потребителя с  помощью интенсивной телерекламы  для сбыта товаров не всегда новых  и невысокого качества;

      •  применение ценовой политики, базирующейся исключительно на перекладывании своих неоправданно высоких производственных затрат на плечи и без того нищего потребителя;

      •  всемерную монополизацию рынков, неспособность вести честную  конкуренцию;

      •  продвижение продуктов на рынке  не иначе, как в тесной коррупционной спайке с госчиновниками всех уровней.

      Умение  преуспеть по части дележа госсобственности еще не гарантирует успеха в настоящей конкурентной борьбе. Тем более в перспективе. И уж тем более все это не позволит нашему менеджменту подтянуться поближе к мировому уровню. Так что модернизировать наши нынешние менеджмент и маркетинг нельзя, их можно только заменить. Не сразу, конечно же, а постепенно. Шаг за шагом трансформировать все это в нечто более современное, по сути, и по форме. В каком же направлении лучше это сделать?

      Уровни (стадии) конкурентоспособности. В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.

      Менеджеры предприятий или фирм первого уровня конкурентоспособности рассматривают фактор управления как "внутренне нейтральный". Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта.

      Характерными  чертами российских предприятий  первого уровня конкурентоспособности являются:

       поншшние маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные;

       слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции.;

       чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом.

      Доминирование в Российской Федерации (РФ) компаний первого уровня конкурентоспособности  обусловлено, с одной стороны, слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его ненасыщенности, когда многие бывшие государственные предприятия, выпускавшие некачественную продукцию, стоят, и потребителю ничего не остается, как брать то, что завозится из-за рубежа; тесными связями уцелевших на рынке предприятий с местными или федеральными органами власти, бюджетными деньгами. С другой стороны, оно объясняется упорством (заслуживающим лучшего применения), с которым органы государственной власти всех уровней противятся банкротству явно неконкурентоспособных предприятий (не забывая при этом стенать о недоборе налогов, как если бы кандидаты в банкроты могли бы наполнить федеральный и местный бюджеты). Все же происходит наоборот: бюджеты "тощают". Ведь в интерпретации многих менеджеров таких компаний бизнес — это прежде всего умение урвать как можно больше из госбюджета.

      Компании  второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.

К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:

  • превращение маркетинга в главную функцию управления.
  • стремление стать маркетингово ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;
  • более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п.
  • изменение кадровой политики.
  • ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии.

      Среди отличительных черт компаний третьего уровня конкурентоспособности можно выделить следующие:

  • в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
  • такие компании действительно становятся маркетингово ориентированными. Производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
  • в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период — подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;
  • любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.
 
 
 
 

Заключение 

      Современная система маркетинговой деятельности на предприятии представляет собой интегрированную, целевую управленческую концепцию, которая охватывает все аспекты деятельности предприятия. Использование концепции маркетинга обусловлено рядом причин.

      Во-первых, нужен маркетинг, имеющий современные технологии, обеспечивающие высокую конкурентоспособность в соответствии с требованиями информационной эры, а также прорыв к лидерству в управлении, позволяющий фирмам преуспевать, а не выживать.

      Во-вторых, необходима ориентация на технологии интегрированного маркетинга, позволяющие связать не только производство и сбыт, но и все остальные функции и системы внутрифирменного управления: исследования и конструкторские разработки, материально-техническое снабжение и логистику, финансы и инвестиционное планирование, управление персоналом, организационные структуры управления и системы принятия решений.

      В-третьих, нужен маркетинг, позволяющий не показухи ради, а для достижения конкретного конечного результата преобразовать предприятия в маркетингово ориентированные компании, способные со временем достичь третьего и четвертого уровней конкурентоспособности, превратиться в предприятия с производством мирового класса.

      Для этого маркетинг  должен быть не просто технологией сбыта продукции, продвижения на рынке изделий и услуг. Это важная часть маркетинга, но этого мало. В нашей стране все более необходимым становится другой аспект маркетинга — исследование рынка. 
 
 
 
 
 

      Литература

  1. Котлер Ф.  Основы  маркетинга: Пер. с англ./Общ.  ред.  Пеньковой Е.М. — М.: Прогресс, 1990. — С.598.
  2. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлёков, С.А. Красилиников и др. Под ред. А.Н. Риманова. – М.ЮНИТИ, 1996. С.18 – 19.
  3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнёва. – М.: ИНФРА – М,1998. С.204.
  4. Ковалёв А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1997. С. 87
  5. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах: Учебное пособие. _ М.: ИНФРА – М, 2001. С.295.
  6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — М., 1996.
  7. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. — М., 1995.
  8. Хруцкий В. Рыночные системы и варианты структурной перестройки в промышленности // Российский экономический журнал 1992.— №1—3.
  9. Семь нот менеджмента. Библиотека «Эксперт». — М.: Дедал арт, 1996
  10. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. – М.: Деловая литература, 2001.
  11. Ноздрева Р.Б., Цигачно Л.И. Маркетинг: как победить на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991.
  12. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - № 5.
  13. Сергеев А.В., Тихонравов В.М. Современный гипермаркет… а универсам рядом с домом? // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 4.
  14. Харитонов С.В. Потребность психологической активности: анализ и деление понятий. – СПб.: Сфера, 1994.
  15. Хруцкий Е.В., Корнеев И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
  16. Энджел Д.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Потребительское поведение. – СПб.: Питер Кли, 1999.

Информация о работе Маркетинг - принципы