Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:23, статья
Рассматриваются вопросы соперничества и сотрудничества между конкурентами. Предложена матрица типов рынков по критериям «сотрудничество-конкуренция». Сформулированы понятия маркетинга конкурентов и связей с конкурентами. Уточнено понятие маркетинговых коммуникаций. Рассмотрены основные способы организации сотрудничества с конкурентами.
Ключевые слова: конкуренция, сотрудничество, связи с конкурентами,
маркетинг конкурентов.
УДК 334.75
Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами:
сотрудничество как путь к рыночному успеху
И. Д. Котляров, к.э.н., доцент кафедры экономики фирмы
Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ;
e-mail: ivan.kotliarov@mail.ru
Рассматриваются
вопросы соперничества и
курентами. Предложена матрица типов рынков по критериям «сотрудниче-
ство-конкуренция». Сформулированы понятия маркетинга конкурентов и свя-
зей с конкурентами. Уточнено понятие маркетинговых коммуникаций. Рас-
смотрены
основные способы организации
Ключевые слова: конкуренция, сотрудничество, связи с конкурентами,
маркетинг конкурентов.
Конкуренция считается важнейшим фактором успешного функционирова-
ния экономики, побуждающим производителей непрерывно совершенствовать
свой товар, и дающим потребителям возможность наилучшим образом удовле-
творить свои потребности. Она также приводит к появлению принципиально
новых средств удовлетворения потребностей человека. Отсутствие конкурен-
ции чревато консервацией сложившегося на рынке положения и пагубно сказы-
вается на развитии экономики. Ограничения конкуренции в ряде стран пресле-
дуются по закону.
Однако смысл конкуренции состоит не в том, чтобы уничтожить соперни-
ка (а именно такая примитивная трактовка является весьма распространенной),
и не в
том, чтобы компании-соперники
бителя. Цель конкуренции — обеспечить эффективное развитие отрасли (в ча-
стности, во избежание вытеснения с рынка составляющих ее компаний произ-
водителями новых товаров-субститутов) и оптимальное удовлетворение по-
требностей целевого рынка. Из этого неизбежно следует вывод о том, что у
компаний-конкурентов есть не только частные, но и общие интересы. Этот ас-
пект отношений с конкурентами уже затрагивался в экономической литературе
[1, 4], но
рассматривался скорее с
тико-игровых) и социологических позиций, тогда как большой интерес, на наш
взгляд, представляет анализ этого феномена с управленческой точки зрения.
2
Предлагаемая
статья посвящена анализу
рентами и их правильной организации для обеспечения достижения частных и
общих интересов компаний.
Традиционный и новый подходы к конкуренции
Исторически
сложилось представление о
борьбе между предприятиями за одного и того же потребителя. Любые попыт-
ки минимизировать накал конкурентной борьбы (путем вытеснения и/или по-
глощения конкурентов и организации монополии или же посредством заключе-
ния картельных соглашений, ведущих, по сути, к созданию коллективной мо-
нополии) рассматриваются как антирыночные и преследуются по закону.
Фирмы, таким образом, оказываются в противоречивой ситуации: они вы-
нуждены вести конкурентную борьбу за потребителя, но не имеют права ока-
зываться в ней явными победителями. Сотрудничество между конкурентами
исключено, они по определению рассматриваются как соперники. Такой пря-
молинейный подход ведет либо к истощению ресурсов компаний (и, в конеч-
ном счете, к ухудшению положения потребителей, чьи усложняющиеся запро-
сы ослабевшие компании удовлетворять не в состоянии), либо, как уже говори-
лось выше, к имитации конкуренции при фактической олигополии или даже к
картельным соглашениям.
Однако сотрудничество между компаниями, организованное в форме, не
препятствующей конкуренции, позволило бы сэкономить ресурсы предприятий
(которые в противном случае отвлекаются на чрезмерную конкуренцию) и
улучшить качество обслуживания потребителя (очевидно, что несколько со-
трудничающих компаний могут лучше удовлетворить запросы потребителя,
чем одиночная компания, работающая обособленно). Такое сотрудничество
можно
реализовать путем
ресы компаний совпадают (за исключением ценового сговора), при сохранении
соперничества при достижении частных целей отдельных компаний. Общие
(единые для всей отрасли) и частные цели фирм представлены в табл. 1.
Создание единых стандартов качества обслуживания означает, что компа-
нии совместными усилиями разрабатывают этический кодекс, а в ряде случаев
создают отраслевую ассоциацию, которая также призвана проводить добро-
вольную сертификацию компаний, работающих в данной сфере. Потребитель,
таким образом, получает гарантированное качество обслуживания, а компании,
не желающие придерживаться этих стандартов и ведущие себя недобросовест-
но, постепенно вымываются с рынка.
3
Табл. 1. Структура целей предприятия.
Частные цели Общие цели
1. Противодействие конкурентам,
стремящимся переманить покупа-
телей;
2. Увеличение доли рынка;
3. Увеличение объема продаж.
1.Противодействие конкурентам из
других отраслей, предлагающих на
целевом рынке данной отрасли то-
вары-субституты;
2.Создание единых стандартов об-
служивания потребителей и кон-
троль их соблюдения;
3.Лоббирование интересов отрасли;
4.Совместное обслуживание покупа-
телей;
5.Ведение конкуренции добросове-
стными методами
Эти же ассоциации занимаются лоббированием интересов отрасли в орга-
нах исполнительной и законодательной власти, а также продвижением отрасли
в глазах широкой публики и вытеснением из ее сознания конкурирующих от-
раслей (производителей товаров-субститутов).
Под совместным
обслуживанием покупателей
торой компания не может самостоятельно выполнить заказ и полностью или
частично передает его на исполнение конкуренту, в определенной пропорции
также делясь с ним выручкой от этого заказа. Примеры такого сотрудничества:
1. На
рынке аренды жилой
ент, желающий снять квартиру, в ряде случаев не может предоставить ему
устраивающий его вариант. Агентство вынуждено обращаться за нужным
вариантом к конкурентам, а комиссия за сделку делится в равной пропорции
между агентством, в которое обратился клиент, и агентством, предоставив-
шим квартиру. При отсутствии такого сотрудничества между конкурентами
первое агентство оказалось бы вынуждено отказать клиенту, а второму при-
шлось бы дольше искать съемщика. Эта ситуация типична для рынка недви-
жимости;
2. Компании-поставщики бытовой техники не производят самостоятельно всю
линейку своей продукции, а специализируются на чем-либо одном (напри-
мер, на выпуске стиральных машин или кухонных плит). Заказы на произ-
водство недостающих товаров под своей торговой маркой эти компании
размещают у конкурентов, специализирующихся на выпуске этих товаров.
4
Это позволяет компаниям-заказчикам предоставить клиентам полную гамму
продукции, а компаниям-исполнителям загрузить свои производственные
мощности и увеличить выручку.
Ведение
конкуренции добросовестными
нимальный уровень сотрудничества с конкурентами, в котором заинтересовано
каждое отраслевое предприятие. Речь идет о готовности придерживаться непи-
саных норм цивилизованного ведения бизнеса и отказе от агрессивных дейст-
вий против конкурентов.
Таким образом, в деятельности каждой компании можно проследить
стремление к конкуренции (достижение частных целей) и к кооперации (дос-
тижение общеотраслевых целей). Эти тенденции могут сочетаться в работе
компании в самых разных комбинациях, но в целом эти комбинации отражают
сложившиеся в отрасли традиции. Следовательно, любая отрасль по критерию
типичного для составляющих ее предприятий сочетания готовности к конку-
ренции и к кооперации может быть отнесена к одному из четырех представлен-
ных на рис. 1 типов.
Кооперация
Отсутствует Присутствует
Отсутствует I. Монополия
II. Картельное
соглашение
Конкуренция
Присутствует
III. Хищниче-
ская конку-
ренция
IV. Эффектив-
ная конкурен-
ция
Рис. 1.
Отраслевая матрица «кооперация-
Пояснения к рис. 1:
- Квадрант I «Монополия» — на рынке доминирует одна компания, которая не
стремится ни к кооперации, ни к конкуренции (оба этих феномена означают
проникновение на рынок новых компаний, а монополист заинтересован в том,
чтобы не допустить этого);
- Квадрант II «Картельное соглашение» — хотя на рынке представлено не-
сколько компаний, но тенденция к кооперации подавляет тенденцию к конку-
ренции (которая носит фиктивный характер и выражается только в факте на-
1 Разработана автором.
5
личия на рынке нескольких компаний). Компании заинтересованы в совмест-
ном контроле над отраслью с целью максимизации своей прибыли;
- Квадрант III «Хищническая конкуренция» — стремление к достижению част-
ных целей преобладает над осознанием общих целей. Компании ведут между
собой жесткую борьбу, и на нецивилизованных рынках речь может идти даже
о физическом устранении конкурента. Для развитого рынка нетипична;