Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:00, курсовая работа
Особенно специфичной является бизнес-среда начала XXI века, находящаяся в состоянии непрерывной трансформации, обусловленной стремительными изменениями в области технологий. В свою очередь, изменение среды бизнеса влечет за собой адекватные изменения в методах и формах управления и требованиях к знаниям и умениям людей, осуществляющих управленческую деятельность.
Содержание
1.Введение 3
2. Менеджмент 6
2.2.Профессия Менеджер 6
2.3. Характеристики управленческого труда 11
3.Современный менеджмент 15
3.1. Личностные качества современного менеджера 15
4.Заключение 22
5.Список использованной литературы 24
Содержание
1.Введение 3
2. Менеджмент 6
2.2.Профессия Менеджер 6
2.3. Характеристики управленческого труда 11
3.Современный менеджмент 15
3.1. Личностные качества современного менеджера 15
4.Заключение 22
5.Список
использованной литературы
Введение
Термин «менеджмент» прочно укоренился в лексиконе современного человека. Менеджмент – это управление. Но в разные периоды новейшей истории содержание управления имело свои характерные особенности, определяемые спецификой бизнес-среды.
Особенно специфичной является бизнес-среда начала XXI века, находящаяся в состоянии непрерывной трансформации, обусловленной стремительными изменениями в области технологий. В свою очередь, изменение среды бизнеса влечет за собой адекватные изменения в методах и формах управления и требованиях к знаниям и умениям людей, осуществляющих управленческую деятельность.
Если в начале XX века самодостаточным было определение менеджмента, данное одной из основоположниц школы «человеческих отношений» Мэри Парке Фоллетт, которая рассматривала менеджмент, как «…умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации», то сегодня это определение выглядит половинчато, так как не учитывает необходимость управления ресурсами организации в условиях динамично изменяющейся среды фирмы.
Современный мир характеризуется такими особенностями, как:
ускорение изменений в окружающей среде, вследствие чего управленцы высшего звена зачастую получают информацию тогда, когда она уже устаревает, и вынуждены делегировать принятие решений менеджерам среднего звена;
изменение форм конкуренции в связи с возрастанием роли способности фирмы гибко и оперативно реагировать на изменения внешней среды;
повышение роли информационной системы в организации в связи с возрастанием необходимости в актуальной, своевременной информации для управления;
решение в информационных системах задач поддержки принятия управленческих решений по всем бизнес-процессам, от проектирования изделия до послепродажного сервисного обслуживания;
развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации;
глобализация и интернационализация бизнеса, вынуждающие компании шире использовать информационные технологии для поддержки управления;
возрастание конкуренции за ресурсы;
изменение роли человеческого фактора, рассматриваемого уже не в контексте человеческих ресурсов, а с точки зрения формирования человеческого потенциала, как одного из важнейших средств обеспечения долговременного процветания фирмы, и др.
В этих условиях информация превращается в стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество. И, соответственно, информационные системы приобретают все большую роль в достижении стратегических целей фирмы. А это означает, что важнейшей в управлении становится задача о стратегии развития организации в части ее взаимодействия с информационными технологиями.
Изменение статуса информации и информационных технологий ведет к изменению требований к менеджерам. Менеджер должен уметь управлять информацией и использовать ее для повышения эффективности работы и повышения качества управления. Для этого он должен понимать возможности современных информационных систем и технологий, быть готовым к принятию решений по их внедрению и адаптации и уметь работать в современной информационной среде.
На современном этапе работа с информационными системами и технологиями перестает быть уделом специалистов-компьютерщиков. Компьютер менеджера из электронной пишущей машинки с редактором Word превращается в терминал корпоративной информационной системы, умение работы с которой становится таким же необходимым и естественным навыком, как умение читать и писать.
В связи с этим изменяется и характер взаимоотношений менеджеров с IT-специалистами. Задачей менеджера становится исследование и описание существующих бизнес-процессов, выявление узких мест в работе персонала и определение основных потребностей бизнеса, на основании чего формируются проектные решения и составляются технические задания для IT -специалистов, отвечающих за информационное обеспечение фирмы.
Итак,
целью данной курсовой работы является
– доказать, что менеджмент является
и наукой и искусством.
Профессия
Менеджер
Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.
Английское слово "management", употребляемое в русском языке без перевода происходит от латинского слова "манус" - "рука". Первоначально это слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими. Позднее оно было распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:
1)
вид деятельности, процесс управления
людьми в разнообразных
2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,
3)
определенную категорию людей,
осуществляющих работу по
Итак, менеджмент - это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.
Каждое
структурное подразделение
Следует также учесть, что высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.
Конечной
целью деятельности любого менеджера
является достижение требуемого результата
(качества) всех производственных процессов,
которые выполняются в
По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:
Менеджер - это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.
Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.
При этом менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).
Среди основных функций менеджера выделяют:
Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;
Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:
Передача
прав и ресурсов: подчиненным менеджерам
передается право управлять работниками
и право распоряжаться
Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.
Специалисты отмечают, что в функциональном плане все действия менеджера условно могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.
В этой системе главное место занимает "Администратор", который производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной микросреды. "Технолог" обеспечивает технологическую поддержку действий менеджера и подготовку решений, а "Специалист" занят сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.
В
ряде случаев конкретные действия менеджера
невозможно однозначно отнести к
той или другой роли. Условность
ролевого подхода проявляется в
ситуациях, когда менеджеру приходится
решать задачи, одновременно входящие
в сферу ответственности разных ролей.
Например, принятие решений представляет
собой действие, в котором участвуют и
"Администратор" и "Технолог".
Однако, распределение функций руководителя
в виде системы трех ролей позволяет в
идеальном случае обеспечить все функциональные
потребности менеджера.
Ресурсы менеджера представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.
Источником административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер "вступает в иерархию", этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.