Менеджер на предприятиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание

Цель исследования: раскрыть сущность управленческих ролей менеджера.
Задачи исследования:
осуществить анализ и обобщение литературы по вопросу теоретических основ управления;
роль менеджер управленческая лидерство
обобщить и систематизировать исследования по проблеме роли и места менеджера в системе управления

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 59.21 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Современный бизнес, развиваясь с каждым днем, задает руководителям все больше и больше сложных вопросов, на которые им предстоит найти оптимальные  ответы. Мировой финансовый кризис заставил руководителей пересмотреть свои взгляды на организацию эффективного бизнеса.

     Ни  одна современная организация не может существовать без управленческого  аппарата - менеджеров. Менеджеры исполняют  различные управленческие роли, предъявляющие  определенные требования к профессиональным и личностным качествам менеджера. Например, роль в межличностных отношениях, требует от руководителя быть лидером, уметь налаживать связи, как в  самой организации, так и за ее пределами. Роль носителя информации предполагает умение руководителя контролировать и  распространять информацию. Руководитель должен обладать предприимчивостью  в той мере, в которой это  необходимо для инициативы преобразований, обладать способностью принимать и исполнять решения относительно производственных проблем, распределения ресурсов и ведения переговоров в самой организации и за ее пределами. Все эти качества находят применение в роли принимающего решения.

     От  профессионально - управленческих ролей  менеджера зависит прибыль фирмы, ее имидж и стабильность. В связи  с этим исследование управленческих ролей менеджера является на сегодняшний  день особенно актуальным.

     Цель  исследования: раскрыть сущность управленческих ролей менеджера.

     Задачи  исследования:

осуществить анализ и обобщение литературы по вопросу теоретических основ  управления;

роль  менеджер управленческая лидерство

обобщить  и систематизировать исследования по проблеме роли и места менеджера  в системе управления;

     1. Менеджер и его функции

     Для эффективного управления требуется  эффективный менеджер, то есть человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации  и каждодневно в настоящем  принимать решения, которые обеспечат  это будущее.

Менеджер - это профессиональный руководитель, работающий по найму и специализирующийся на эффективном достижении целей  организации.

     Для того чтобы оперативно принимать  ответственные решения, менеджер получает от собственника предприятия (учредителя) практически неограниченные права по управлению – полномочия [1].

     Менеджер  осуществляет управление предпринимательской  или коммерческой деятельностью  предприятия, учреждения, организации  направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли  за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации  и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации  планирует предпринимательскую  или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес - планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производственную продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

     Менеджер  должен знать: законодательные и  нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство  и ведение бизнеса; конъюнктуру  рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теории менеджмента, макро - и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных  кампаний; порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии производства; структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда[2].

     Важнейшей задачей менеджеров является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности предприятия. Для этого необходимо: осуществление технологической перестройки и автоматизация производства, переход к использованию работников высокой квалификации; стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них благоприятных условий труда. Установление более высокой заработной платы, внедрения широкой гаммы нематериальных поощрений; постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений; систематический поиск.

     Менеджерам  приходится решать целый комплекс ключевых вопросов: определение целей развития фирмы; выявление приоритетных задач, их очередности и последовательности путей их разрешения; разработка стратегии  развития фирмы; подготовка системы  мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки; оценка необходимых ресурсов и источников их выполнения; установления жесткого контроля за выполнением намеченных заданий; эффективное управление людьми.

     Для современного менеджера характерны: стабильное стремление к повышению  эффективности спроса и бизнеса  в целом; широкая хозяйственная  самостоятельность, обеспечивающая свободу  решения тем, кто несет ответственность  за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений; постоянная корректировка целей  и программ в зависимости от состояния  рынка, изменений внешней среды; ориентация на достижения запланированного конечного результата деятельности фирмы; использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; изменение функции планирования - от текущего к перспективному; упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы; оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов; максимальное применение математических методов; привлечение всех сотрудников компании к управлению ею; осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений; опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения; проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения; способность разумно рисковать и управлять риском; возрастание роли маркетинга до ключевой.

     Менеджеров  традиционно подразделяют на три  уровня, или звена: низшее, среднее  и высшее.

     Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другими работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется  частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для  реализации решений весьма короткий.

Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они  обычно возглавляют в организации  крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.

     Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации  в целом. Их работа не имеет четкого  завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно  меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.

     Функции менеджера как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее Г.К. Гинс выделяет три основные (2008г.).

Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения  ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность  за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант  решения, но и решиться на то, чтобы  повести руководимый им коллектив  в определенном направлении.

     Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет  информацией, зависит результат  его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и  вне организации, мотивирующего  членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым  люди готовы идти.

     В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач  данные функции могут быть присущи  им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно  принимает решения, работает с информацией  и выступает руководителем организации (подразделения)[3].

     Таким образом, какую бы управленческую функцию  руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции  присутствуют в его текущих действиях  в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т.е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя.

     2. Лидерство и руководство

     Ни  один фактор не обеспечивает большую  выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство и  руководство.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним  относится, прежде всего, потребность  в самоорганизации, упорядочении поведения  отдельных элементов системы  в целях обеспечения ее жизненной  и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации[4].

     В современных условиях эффективное  лидерство - это высокая чувствительность к потребностям последователей, которая  проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. Лидерство Марвин Вайсборд определяет как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Таким образом, лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Однако, лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология. Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

     При рассмотрении проблемы лидерства необходимо различать содержание понятий "лидер" и "руководитель".

     Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает  для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера  можно определить как личность, способную  объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие "лидер" приобретает  значение лишь вместе с понятием "цель"[5].

     Но  иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку - недостаточно, чтобы  называться лидером. Неотъемлемым свойством  лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается  в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких  связей между людьми в системе, которые  способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Информация о работе Менеджер на предприятиии