Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Введение………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ
1.1 Профессия менеджера……………………………………………………стр.5
1.2 Роль менеджера в организации…………………………………………стр.10
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА
2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера………..стр.13
2.2 Уровни управления и качества менеджера……………………………стр.18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА КАК СПЕЦИАЛИСТА
3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации»………......стр.21
3.2 Мой идеал менеджера…………………………………………………...стр.24
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список использованной литературы…………………………………….....стр.29
16
Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования.
В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.
Такого
рода знания своих качеств помогают
менеджеру формировать
Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.
Важнейшими для менеджера являются организаторские и коммуникативные способности.
Вместе с тем следует учитывать, что стремление заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые
17
вначале
человеку безразличны, но по мере его
включения в них становятся значимыми.
Здесь весьма важны постановка человеком
перед собой целей собственного развития,
а также усилия, прилагаемые человеком
в достижении поставленной цели.
18
2.2 Уровни
управления и качества менеджера
Чем выше уровень управления, тем большее влияние на коллективы организации и, в конечном счете, на общество в целом оказывает соответствующий руководитель. Сочетание рассмотренных выше качеств человека определяет реальную возможность для него осуществлять эффективное управление в соответствующих масштабах.
Уровень деятельности руководителя определяются различными факторами, в частности:
значением для жизни общества реализуемой им идеи;
количеством людей, входящих в возглавляемый им коллектив;
масштабом предпринимательских проектов, реализацией которого он руководит;
значением управляемого им подразделения для деятельности крупной коммерческой или общественной организации;
местом и ролью возглавляемой им организации в системе государственного управления;
степенью соответствия его конкретной руководящей должности.
Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера:
качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы б данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;
качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека). В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма
19
интенсивных
учебных занятий, полного погружения
в служебные ситуации, приобретаются
и закрепляются относительно быстро
при наличии Учителя и
В то же
время воля, эмоциональная и
В то же время сущность большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.
По мере повышения уровня управления значительно расширяются права руководителя в отношении подчиненных, как в части, касающейся поощрения, так и в части наказания. Увеличивается группа подчиненных ему работников в количественном отношении. Изменяется возглавляемый им коллектив и качественно: в его подчинении оказываются все более квалифицированные работники. Повышается доля «организационной составляющей» в труде руководителя в ущерб текущему управлению: растет его влияние при определении целей деятельности организации, он все в большей степени определяет общие для всех участников организации правила и процедуры деятельности. Все в большей мере его внимание привлекают стратегическое планирование и стратегическое управление. Расширяются представительские функции, по впечатлению от руководителя все больше судят об организации в целом.
Расширяется круг людей, которых в той или иной мере затрагивают конкретные действия и решения руководителя (особенно, если это
20
руководитель сферы государственного управления). Этих людей, их отношения и деятельность руководитель должен охватить своей интеллектуальной сферой, с ними для достижения эффективности собственной деятельности ему необходимо эмоционально отождествиться. Эти люди все в большей степени испытывают воздействие его волевой сферы. Возможные последствия принимаемых им управленческих решений (как позитивные, так и негативные) становятся все более масштабными и долговременными.
Индивидуальные
представления руководителя, его нравственные
качества и стереотипы, направленность
личности все в большей степени проецируются
на подчиненных ему людей, на руководимую
им организацию. Как следствие, существенно
возрастает значение его нравственных
качеств, эмоциональной, волевой и интеллектуальной
сфер.
Вывод:
Структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества менеджера, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.
Ключевое
значение для эффективности деятельности
менеджера имеют его
Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.
Профессия
менеджера не только требует для
эффективности управления некоторых
качеств у человека, но и сама
формирует со временем эти качества.
21
ГЛАВА
3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА
КАК СПЕЦИАЛИСТА
3.1 Особенности
специальности «Менеджмент организации»
Область
профессиональной деятельности менеджера
- обеспечение эффективного управления
организацией, организация систем управления,
совершенствование управления в
соответствии с тенденциями социально-
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
Менеджер должен быть готов к следующим основным видам профессиональной деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной.
Требования
к уровню подготовки выпускника по
специальности «Менеджмент
Знать: теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы; принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений. Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать
22
и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений; критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
Владеть:
специальной экономической
Следующее, еще более дробное членение профессиональной деятельности человека (по сферам деятельности, по задачам, по способам работы и т.д.) - это специализации. Вопросы выделения специализаций по специальностям высшего профессионального образования определяются в инструктивном письме Министерства образования России от 15 марта 1999 г. №4 следующим образом. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности. Некоторые специальности могут не иметь специализаций.
В рамках
специальности «менеджмент
Деятельность
специалиста определяется профессией,
специальностью и должностью. Так, получив
высшее образование по специальности
«менеджмент организации», человек может
заниматься практической деятельностью
управленца в государственном учреждении
общественной