Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:04, курсовая работа
Прежде чем детально изучать роль менеджера в организации, рассмотрим какие именно процессы являются определяющими в деятельности руководителя, и как он осуществляет руководство на различных уровнях управления.
Оценивая важность и специфику управленческого труда, целесообразно начать с определения характерных признаков, особенностей и требований к организации и гигиене умственного труда
1 2
Менеджер - главная
фигура современной фирмы. основа ее успешной
деятельности.
Прежде чем детально
изучать роль менеджера в организации,
рассмотрим какие именно процессы являются
определяющими в деятельности руководителя,
и как он осуществляет руководство на
различных уровнях управления.
Оценивая важность
и специфику управленческого труда, целесообразно
начать с определения характерных признаков,
особенностей и требований к организации
и гигиене умственного труда
Подразделения как
составные части компании (организации)
заняты своей основной работой (например,
выплавкой стали на металлургическом
комбинате, производством обуви нa
обувной фабрике, обучением студентов
в университете). Эти подразделения и их
руководителей называют линейными.
Линейные руководители
несут прямую ответственность за выполнение
поставленных перед организацией задач;
уполномочены принимать решения об использование
находящихся в их распоряжении ресурсов;
обязаны заботиться о персонале, о производстве
и продаж продукции.
Функциональные службы
и их руководители лишены таких полномочий.
Их роль заключается в поддержке деятельности
линейных руководителей, они, могут выступать
экспертами в той или иной сфере деятельности.
К числу таких руководителей относится
директор по персоналу, начальник отдела
снабжения и т. п.
Независимо от занимаемой
должности всем им постоянно приходится
решать множество вопросов, касающихся
управления деятельностью подчиненных.
Решения в области управления персоналом
-- о приеме на работу и увольнении, о назначении
на новую должность, направлении на профессиональное
обучение, повышении заработной платы
и т.п. -- принимаются теми руководителями,
о чьих подчиненных идет речь. Поэтому
каждый руководитель должен хорошо ориентироваться
в структуре и системе управления персоналом,
действующей в данной организации.
Роль руководителя
претерпела много изменений. Деятельность
его стала сложнее и напряженнее. Фундаментальные
изменения произошли в отношении людей
к работе (человек «экономический» и человек «социальный»), их образовании, в личных
ожиданиях; люди лучше образованы и менее
склонны к чинопочитанию.
Приведем перечень
наиболее необходимых менеджеру умений
и навыков:
1) понимание своей
роли;
2) разумное использование
власти;
3) определение заданий
для исполнителей;
4) передача полномочий
и ответственности;
5) вознаграждение эффективной
работы;
6) умение работать
с трудными людьми;
7) внедрение группового
подхода в управлении, умение формировать
команду.
На первый взгляд управленческий
труд выступает как труд упорядоченный,
регламентированный, а поэтому охарактеризовать
его вроде бы не составляет особых трудностей.
На деле же управленческий труд чрезвычайно
многообразен и сложен, причем и в этой
сфере деятельности происходит непрерывный
процесс дифференциации, специализации,
выделения новых видов и форм управленческой
работы. И все-таки очертить, хотя бы в
самом общем виде, рамки управленческого
труда не только необходимо, но и возможно.
Этот труд находит свое конкретное выражение,
точнее воплощение, в действиях, операциях,
совершаемых человеком в процессе управления,
осуществления управленческих функций.
Непосредственным
предметом управленческого труда является
информация, характеризующая состояние
управляемого объекта в данный момент,
а продуктом, результатом труда - соответствующие
решения и действия, необходимые для изменения
состояния этого объекта в направлении
достижения поставленных перед ним целей
и задач.
Попытаемся выделить
наиболее характерные признаки, отражающие
специфику управленческого труда, особенно
менеджеров, руководителей:
° информационный
характер труда, предполагающий значительные
интеллектуальные усилия;
° высокая
ответственность за принимаемые решения;
° ненормированный
рабочий день;
° высокие
нервные и эмоциональные нагрузки, обусловленные
постоянным общением с людьми.
В работе руководителя
много привлекательного. Она предоставляет
широкие возможности для развития личности,
престижна, придает человеку достоинство,
приносит уважение окружающих, наконец,
просто захватывающа и увлекательна, так
как предполагает решение сложных проблем
часто в неопределенных или критических
ситуациях и в самые сжатые сроки.
Для этого руководителю,
особенно крупной организации, приходится
выполнять в течение рабочего дня до двухсот
различных видов деятельности, часто бывать
в других городах и странах, общаться с
самыми разными людьми -- подчиненными,
коллегами, партнерами, политиками, общественными
деятелями, акционерами и т.п., к каждому
из которых, чтобы добиться успеха, необходимо
подобрать свой "ключ".
Основная его задача
состоит не в том, чтобы делать ту или иную
работу самому, а в том, чтобы, изучив ситуацию
и наметив план действий, организовать
ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать
и оценить их действия, вознаградить отличившихся.
Понятно, что попытка совместить все это
с исполнительской деятельностью большей
частью обречена на провал,
Выполняя свои обязанности,
руководитель выступает в определенной
социальной роли, характер которой с развитием
общества меняется. В тот период, когда
работники в большинстве своем представляли
серую безликую массу, обладали низким
уровнем образования и универсальными
навыками, все время находились под страхом
увольнения, ибо за воротами предприятия
находилась толпа жаждущих занять их место,
и в то же время пребывали в постоянной
готовности взбунтоваться из-за невыносимых
условий жизни и труда, от руководителя
требовалось быть беспощадным диктатором,
управляющим персоналом при помощи голого
принуждения.
С ростом образования
и культурного уровня работников, осознанием
ими себя как личностей роль диктатора
перестала отвечать реальным потребностям
практики управления.
Современная научно-техническая
революция кардинально изменила условия
и характер производства. Технологические
и социальные процессы стали чрезвычайно
сложными, а знания и квалификация исполнителей,
их независимость настолько возросли,
что руководитель уже не в состоянии единолично
управлять всем. При таких обстоятельствах
вновь меняется его роль -- он становится
организатором самостоятельной работы
подчиненных, объединенных в команды,
о которых уже шла речь выше. Диктаторские
замашки и патернализм в данной ситуации
практически исключены, ибо первому среди
равных ими пользоваться недопустимо,
а их место занимает деловое сотрудничество
и консультирование.
По своей ориентированности
на определенный характер действий руководители
делятся на активных и пассивных. Основная
цель пассивных состоит в сохранении любой
ценой своих позиций в организации традиций,
дополнительно гарантирующих стабильность.
В противоположность им активные руководители
стремятся к расширению сферы своего влияния
как для получения еще большей власти,
так и ради совершенствования организацией
достижения общего блага.
К профессиональным
качествам менеджеров относят те, которые
характеризуют любого грамотного специалиста
и обладание которыми служит лишь необходимой
предпосылкой выполнения им обязанностей
руководителя. Такими качествами являются:
-компетентность в
соответствующей профессии, формирующаяся
на основе образования и производственного
опыта;
-широта взглядов, базирующаяся
на общей эрудиции и глубоком знании как
своей, так и смежных сфер деятельности;.
-стремление к приобретению
новых знаний, постоянному, самосовершенствованию,
критическому восприятию и переосмыслению
окружающей действительности;
-поиск новых форм и
методов работы, помощь окружающим, их
обучение;
-умение планировать
свою работу.
Личные качества руководителя
также мало чем должны отличаться от качеств
других работников, желающих, чтобы их
уважали и с ними считались, поэтому обладание
ими тоже всего лишь предпосылка успешного
руководства. Здесь можно упомянуть:
-высокие моральные
стандарты;
-физическое и психологическое
здоровье;
-высокий уровень внутренней
культуры;
-отзывчивость, заботливость,
благожелательное отношение к людям;
-оптимизм, уверенность
в себе.
Однако руководителем
делают человека не профессиональные
или личные, а деловые качества, к которым
необходимо отнести:
-умение создать организацию,
обеспечить ее деятельность всем необходимым,
поставить и распределить среди исполнителей
задачи, обеспечить их деятельность всем
необходимым, координировать и контролировать
ее осуществление;
-доминантность, честолюбие,
стремление к власти, личной независимости,
к лидерству в любых обстоятельствах а
порой и любой ценой, завышенный уровень
притязаний, смелость, решительность,
напористость, воля, бескомпромиссность
в отстаивании своих прав;
-контактность, коммуникабельность,
умение расположить к себе людей, убедить
в правильности своей точки зрения, повести
за собой;
-инициативность, оперативность
в решении проблем, умение быстро выбрать
глазное и сконцентрироваться на нем,
но при необходимости легко
перестроиться;
-способность управлять
собой, своим поведением, рабочим временем,
взаимоотношениями
с окружающими;
-стремление к преобразованиям,
нововведениям, готовность идти на риск
самому и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении
этих качеств неодинаковы на различных
уровнях управления. На низших, например,
в большей степени ценятся решительность,
коммуникабельность, некоторая агрессивность;
на высших -- на первое место выдвигаются
организаторские способности, стремление
к преобразованиям, к новому, умение организовать
коллективное творчество.
Одной из важнейших
в управлении является проблема лидера.
Лидер также является руководителем, но
характер его действий иной, чем у обычного
менеджера-администратора. Он не управляет,
не командует, а ведет за собой остальных,
а те выступают по отношению к нему не
подчиненными, а последователями.
Должность формально
создает для руководителя необходимые
предпосылки быть лидером коллектива,
но автоматически таковым его не делает.
Можно быть первым лицом в организации,
но не являться фактически лидером, ибо
тот должен быть не утвержден приказом,
а психологически признан окружающими
как единственный, кто способен обеспечить
удовлетворение их потребностей и показать
выход из казалось бы безвыходных ситуаций.
Менеджеры прежде всего
определяют, как, какими способами нужно
достичь поставленной, как правило, другими
людьми цели, организуют и направляют
работу подчиненных в соответствии с детально
разработанными планами, занимая при этом
пассивную позицию. Свое взаимодействие
с окружающими они строят на основе четкой
регламентации прав и обязанностей, стараются
не выходить за их рамки» видя себя и других членами
одной организации, в которой должны господствовать
определенный порядок и дисциплина.
В противоположность
этому лидеры определяют, к каким целям
необходимо стремиться, формулируя их
самостоятельно, не вдаваясь в излишние
подробности. Их последователями являются
те, кто разделяет их взгляды и готовы
за ними идти, не взирая на трудности, а
лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей
в противоположность менеджерам, которые
обеспечивают достижение целей с помощью
вознаграждения или наказания. В отличие
от менеджеров лидеры не контролируются
окружающими, а строят отношения с последователями
на доверии к ним.
Практика показывает,
что одни руководители умело ведут людей
за собой, успешно преодолевая возникающие
трудности, другие же в подобных условиях
вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных
и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать
действия подчиненных, наконец, повлиять
на человека, чтобы он захотел выполнить
решение, которое принял менеджер, -- свидетельство
того, что у лидера нет полного набора
качеств, необходимых менеджеру.
Эффективное руководство
предполагает способность разделить свое
видение проблем с другими, мотивировать
их для достижения поставленных целей,
т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять
людьми.
Чтобы подчиненные
шли за своим лидером, он должен понимать
своих последователей, а они -- понимать
окружающий мир и ситуацию, в которой оказались.
Поскольку и люди и ситуации постоянно
меняются, менеджер должен быть достаточно
гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся
переменам. Понимание ситуации и знание
того, как управлять человеческими ресурсами,
-- важнейшие компоненты эффективного
руководства. Все это свидетельствует
о том, что управленческая работа относится
к числу таких видов человеческой деятельности,
которые требуют специфических личностных
качеств, делающих конкретную личность
профессионально пригодной к управленческой
деятельности.