- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цель изучения дисциплины «Менеджмент
и маркетинг» – формирование у будущих
бакалавров экономики современных фундаментальных
знаний и развитие компетенций в области
теории и практики управления организациями;
получение ими четкого представления
о различных моделях менеджмента и маркетинга
в современном мире, возможности их использования
в российских условиях; обучение решению
практических вопросов, связанных с управлением
различными сторонами деятельности организаций.
Задачи дисциплины
- Изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;
- формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;
- изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента;
- теоретическое освоение студентами
основ современного маркетинга, маркетинговых
концепций и рыночных процессов;
- приобретение практических навыков проведения маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации, оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей;
формирования выводов, характеризующих
состояние и развитие рыночной ситуации,
а также реализации моделей принятия маркетинговых
решений в постоянно меняющихся условиях;
- анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики
менеджмента;
- анализ передовой практики менеджмента;
- изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;
- развитие компетенций профессиональной деятельности
в сфере управления.
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Менеджмент и маркетинг»
входит в базовую часть профессионального
цикла федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки
Экономика (квалификация – бакалавр) и
обеспечивает знания для профессиональной
деятельности в качестве менеджера.
Изучение менеджмента базируется
на сумме знаний и навыков, полученных
студентами в ходе изучения таких
дисциплин, как социология, психология,
логика, культура речи и деловое общение,
макро- и микроэкономика, статистика, история
экономических учений.
Изучение данной дисциплины предполагает
последующее углубление и дифференциацию
профессиональных знаний и компетенций
в таких учебных дисциплинах,
как: экономика труда, экономика общественного
сектора, планирование, экономический
анализ, маркетинг, управление организацией,
управление человеческими ресурсами,
корпоративное управление.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами
базовой части профессионального цикла
ФГОС ВПО дисциплина «Менеджмент и маркетинг»
направлена на формирование следующих
общекультурных (ОК) и профессиональных
(ПК) компетенций бакалавра экономики:
- владеет культурой мышления, навыками анализа, обобщения, восприятия информации, постановки
цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- -способен понимать и анализировать
мировоззренческие, социально и личностно
значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, уметь
прогнозировать их развитие в будущем
(ОК-4);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно - управленческие решения
и готовность нести за них ответственность
(ОК-8);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает
высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности (ОК-11);
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
(ПК-1);
- способен выполнять необходимые для составления управленческих разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способен, используя отечественные и зарубежные
источники информации, собрать необходимые
данные проанализировать их и подготовить
информационный обзор и/или аналитический
отчет (ГЖ-9);
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии
с поставленной задачей, проанализировать
результаты расчетов и обосновать полученные
выводы (ГТК-5);
В результате изучения дисциплины
студент должен:
Знать
- закономерности функционирования современной
экономики на макроуровне и микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента и маркетинга в целом, так и его
отдельных аспектов, основные дискуссионные
вопросы, касающиеся принципов, методологических
подходов, методов разработки и реализации
управленческих решений);
- основные особенности ведущих школ и направлений управленческих наук;
- основные особенности российского менеджмента и маркетинга, его институциональную
структуру;
- основы маркетинговых коммуникаций.
Уметь
- выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических
последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально-экономические
показатели;
- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной
и зарубежной статистики о социально-экономических
процессах и явлениях, выявлять тенденции
изменения социально- экономические показателей;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических и управленческих моделей поведение экономических агентов,
развитие экономических процессов и явлений;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
- осуществлять стратегическое планирование маркетинговой деятельности;
- анализировать коммуникационные процессы на предприятии и разрабатывать предложения по повышению их эффективности
Владеть
- методологией экономического и маркетингового исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных
данных;
- современной методикой построения эконометрических моделей;
- понятийным аппаратом в области маркетинга и менеджмента;
- методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих процессы и явления управления на макро-, мезо- и микроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий.
- методами разработки и реализации маркетинговых программ;
- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.
- ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|
|
|
4 |
Аудиторные занятия (всего) |
заполнить |
|
|
|
заполнить |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
|
Лекции |
заполнить |
|
|
|
заполнить |
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
заполнить |
|
|
|
заполнить |
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
- |
|
|
|
- |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
(зачет, экзамен) |
заполнить |
|
|
|
заполнить |
Общая трудоемкость час зачетные единицы |
заполнить
заполнить |
|
|
|
заполнить
заполнить |
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
ТЕМА 1. Теоретические основы управления
Понятие и необходимость управления.
Разделение управления труда. Виды управления:
политическое, государственное, экономическое,
социальное, менеджмент. Особенности управления
социально-экономическими системами.
Возрастание роли управления. Ключевые
понятия и основные категории управления:
субъект, объект, система управления, законы,
принципы, формы, методы, процесс и функции
управления. Сущность, принципы и функции
маркетинга. Рынок и маркетинговая среда
предприятия. Конкуренция на рынке товаров
и услуг.
ТЕМА 2. Концепции менеджмента
и маркетинговые исследования.
Система рыночного управления: самоуправление
хозяйствующих субъектов и государственное
регулирование. Понятие, необходимость
и значение менеджмента. Менеджмент
как наука. Менеджмент как практика.
Менеджмент как искусство. Менеджмент
как процесс. Менеджмент как аппарат управления.
Смена парадигмы управления в России.
Отличия рыночного управления от административно-командного
управления. Маркетинговая информационная
система (МИС) предприятия. Понятие, цели,
задачи и направления маркетинговых исследований.
Анкетные опросы как метод сбора маркетинговой
информации. Сегментирование рынка.
Менеджер как профессиональный
управляющий. Роли менеджера в организации.
Характер труда и профессиональные
компетенции менеджера. Модель менеджера.
Предприниматель и менеджер.
ТЕМА 3. Принципы менеджмента и управление
маркетинговой деятельностью
Понятие и значение принципов менеджмента.
Классификация принципов. Принципы
управления Т. Эмерсона, Ф. Тейлора, А. Файоля
и др. Общие и частные принципы
менеджмента в условиях рыночной экономики.
Принципы менеджмента отдельных фирм.
Развитие принципов менеджмента. Наука
управления и непредсказуемость и сложность
окружающего мира. Процесс управления
маркетингом. Стратегическое и тактическое
планирование маркетинга. Организация
службы маркетинга на предприятии. Контроль
в системе маркетинга.
ТЕМА 4. Социальная ответственность
и этика менеджмента и комплекс
маркетинга и инструменты его реализации
Понятие социальной ответственности.
Концепции социальной ответственности.
Виды и направления социальной ответственности:
ответственность перед потребителем;
ответственность перед персоналом, ответственность
перед обществом, ответственность перед
собственниками.
Аргументы в поддержку и против
социальной ответственности. Нормы
и стандарты в области социальной ответственности,
принятые в международной практике. Понимание
принципов корпоративной социальной ответственности
в России. Этика управления. Нравственные
принципы, ценности. Общая характеристика
комплекса маркетинга. Товарная политика
предприятия. Ценовая политика предприятия.
Политика распределения на предприятии.
Коммуникационная политика предприятия
ТЕМА 5. Научные школы менеджмента
и международный маркетинг
Предпосылки формирования научного менеджмента.
Управленческие революции. Происхождение
и развитие профессионального менеджмента.
Понятие научной школы менеджмента. Школа
научного управления и основные характеристики
взглядов ее основоположников. Школа административного
управления. Школа человеческих отношений.
Количественная школа. Современные школы
управления. Вклад российских ученых в
формирование научных школ менеджмента.
Основные понятия в международном маркетинге.
Стратегии внешне-экономической деятельности
предприятия. Международный комплекс
маркетинга.