Менеджмент и маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Описание

Цель изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» – формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента и маркетинга в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент и маретинг.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)
  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» – формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента и маркетинга в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Задачи дисциплины

  • Изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;
  • формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;
  • изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента;
  • теоретическое освоение студентами основ современного маркетинга, маркетинговых концепций и рыночных процессов;
  • приобретение  практических навыков  проведения  маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации, оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей; формирования выводов, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации, а также реализации моделей принятия маркетинговых решений в постоянно меняющихся условиях;
  • анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;
  • анализ передовой практики менеджмента;
  • изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;
  • развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.

 

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Менеджмент и маркетинг» входит в базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Экономика (квалификация – бакалавр) и обеспечивает знания для профессиональной деятельности в качестве менеджера.

Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких  дисциплин, как социология, психология, логика, культура речи и деловое общение, макро- и микроэкономика, статистика, история экономических учений.

Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций  в таких учебных дисциплинах, как: экономика труда, экономика общественного сектора, планирование, экономический анализ, маркетинг, управление организацией, управление человеческими ресурсами, корпоративное управление.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Менеджмент и маркетинг» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

    • владеет культурой мышления, навыками анализа, обобщения, восприятия информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
    • -способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
    • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, уметь прогнозировать их развитие в будущем (ОК-4);
    • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
    • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
    • способен находить организационно - управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
    • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
    • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
    • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
    • способен выполнять необходимые для составления управленческих разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
    • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ГЖ-9);
    • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
    • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
    • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
    • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ГТК-5);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

  • закономерности  функционирования современной экономики на макроуровне и микроуровне;
  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента и маркетинга в целом, так и его отдельных аспектов, основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений);
  • основные особенности ведущих школ и направлений управленческих наук;
  • основные особенности российского менеджмента и маркетинга, его институциональную структуру;
  • основы маркетинговых коммуникаций.

Уметь

  • выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;
  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально-экономические показатели;
  • использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономические показателей;
  • прогнозировать на основе стандартных теоретических и управленческих моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;
  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
  • осуществлять стратегическое планирование маркетинговой  деятельности;
  • анализировать коммуникационные процессы на предприятии и разрабатывать предложения по повышению их эффективности

Владеть

  • методологией экономического и маркетингового исследования;
  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
  • современной методикой построения эконометрических моделей;
  • понятийным аппаратом в области маркетинга и менеджмента;
  • методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента;
  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих процессы и явления управления на макро-, мезо- и микроуровне;
  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
  • основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий.
  • методами разработки и реализации маркетинговых программ;
  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.

 

  1. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

     

4

Аудиторные занятия (всего)

заполнить

     

заполнить

В том числе:

-

-

-

-

 

Лекции

заполнить

     

заполнить

Практические занятия (ПЗ)

         

Семинары (С)

заполнить

     

заполнить

Лабораторные работы (ЛР)

         

Самостоятельная работа (всего)

-

     

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

         

Расчетно-графические работы

         

Реферат

         

Другие виды самостоятельной работы

         

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

заполнить

     

заполнить

Общая трудоемкость час зачетные единицы

заполнить

заполнить

     

заполнить

заполнить


 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. Теоретические основы управления

Понятие и необходимость управления. Разделение управления труда. Виды управления: политическое, государственное, экономическое, социальное, менеджмент. Особенности управления социально-экономическими системами. Возрастание роли управления. Ключевые понятия и основные категории управления: субъект, объект, система управления, законы, принципы, формы, методы, процесс и функции управления. Сущность, принципы и функции маркетинга. Рынок и маркетинговая среда предприятия. Конкуренция на рынке товаров и услуг.

ТЕМА 2. Концепции менеджмента и маркетинговые исследования.

Система рыночного управления: самоуправление хозяйствующих субъектов и государственное  регулирование. Понятие, необходимость  и значение менеджмента. Менеджмент как наука. Менеджмент как практика. Менеджмент как искусство. Менеджмент как процесс. Менеджмент как аппарат управления. Смена парадигмы управления в России. Отличия рыночного управления от административно-командного управления. Маркетинговая информационная система (МИС) предприятия. Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Анкетные опросы как метод сбора маркетинговой информации. Сегментирование рынка.

Менеджер как профессиональный управляющий. Роли менеджера в организации. Характер труда и профессиональные компетенции менеджера. Модель менеджера. Предприниматель и менеджер.

ТЕМА 3. Принципы менеджмента и управление маркетинговой деятельностью

Понятие и значение принципов менеджмента. Классификация принципов. Принципы управления Т. Эмерсона, Ф. Тейлора, А. Файоля и др. Общие и частные принципы менеджмента в условиях рыночной экономики. Принципы менеджмента отдельных фирм. Развитие принципов менеджмента. Наука управления и непредсказуемость и сложность окружающего мира. Процесс управления маркетингом. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроль в системе маркетинга.

ТЕМА 4. Социальная ответственность  и этика менеджмента и комплекс маркетинга и инструменты его реализации

Понятие социальной ответственности. Концепции социальной ответственности. Виды и направления социальной ответственности: ответственность перед потребителем; ответственность перед персоналом, ответственность перед обществом, ответственность перед собственниками.

Аргументы в поддержку и против социальной ответственности. Нормы и стандарты в области социальной ответственности, принятые в международной практике. Понимание принципов корпоративной социальной ответственности в России. Этика управления. Нравственные принципы, ценности. Общая характеристика комплекса маркетинга. Товарная политика предприятия. Ценовая политика предприятия. Политика распределения на предприятии. Коммуникационная политика предприятия

ТЕМА 5. Научные школы менеджмента и международный маркетинг

Предпосылки формирования научного менеджмента. Управленческие революции. Происхождение и развитие профессионального менеджмента. Понятие научной школы менеджмента. Школа научного управления и основные характеристики взглядов ее основоположников. Школа административного управления. Школа человеческих отношений. Количественная школа. Современные школы управления. Вклад российских ученых в формирование научных школ менеджмента. Основные понятия в международном маркетинге. Стратегии внешне-экономической деятельности предприятия. Международный комплекс маркетинга.

Информация о работе Менеджмент и маркетинг