Менеджмент и маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Описание

Цель изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» – формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента и маркетинга в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент и маретинг.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 6. Организация как объект современного менеджмента

Понятие и сущность организации. Законы развития организации и ее жизненный  цикл. Классификация организаций. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Внешняя среда и ее характеристики. Организационно-правовые формы управления организациями. Современные тенденции в развитии организаций. Организация как процесс установления структуры ролей и формальных взаимоотношений людей.

ТЕМА 7. Создание организаций

Основные подразделения организации  и их функции. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи структуры управления. Принципы построения структуры управления организацией. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура. Линейно-штабная структура, дивизионная, проектная и матричная структура управления. Проектная структура управления. Централизованные и децентрализованные организации. Адаптивные структуры. Интеграционная структура. Современные тенденции в развитии организационных структур управления.

ТЕМА 8. Связующие процессы. Коммуникации в менеджменте и маркетинге

Понятие коммуникаций и их значение в управлении. Виды коммуникаций. Процесс  коммуникации и его основные элементы. Формальные и неформальные коммуникации. Коммуникационные барьеры в организации. Методы улучшения организационных коммуникаций. Коммуникационные сети.

Процесс принятия решений. Виды решений. Модели и методы принятия решений. Простые  методы принятия решений: диаграмма Исикавы, причинно-следственные схемы, дерево принятия решений, запрограммированные решения, двумерный список Сарджента. Модели принятия решений: классическая, административная, политическая, модель Врума-Джаго. Организация выполнения решения.

ТЕМА 9. Функции управления

Классификация функций управления. Состав и содержание основных функций управления. Основы стратегического менеджмента. Миссия и видение организации. Анализ внешней и внутренней среды организации. Модель пяти сил М. Портера. Механизмы выбора стратегии: простые методы, типовые стратегии М. Портера, матрица И. Ансоффа. Планирование реализации стратегии.

Контроль и координация в  менеджменте. Понятие и необходимость  контроля. Объекты контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Барьеры и сопротивление контролю. Характеристики эффективного контроля. Понятие, задачи и содержание координации управления.

ТЕМА 10. Мотивация персонала

Общая характеристика мотивации, её значение в управлении трудовой деятельностью. Понятие мотивации. Мотивационный процесс. Нужда, потребности, интересы, мотивы, стимулы, мотивирование, стимулирование, вознаграждение. Классификация теорий мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, теория мотивации К. Альдерфера, теория высших потребностей Мак Клелланда, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий. Теория справедливости. Теория положительного подкрепления. Модель Портера-Лоулера. Ограничения теорий мотивации.

ТЕМА 11. Групповая динамика

Общее понятие группы. Характерные особенности группы. Хоторнские эксперименты. Природа группы в организации. Формальные и неформальные группы. Виды формальных групп в организации. Значение неформальных групп. Стадия развития групп. Этапы развития группы: создание, «бурление», нормирование, эффективная деятельность. Характеристика неформальных групп: структура, статус, роли, нормы, лидерство, сплоченность. Выгоды и риски неформальных групп для организации. Комитеты. Положительные качества комитетов. Отрицательные качества комитетов.

ТЕМА 12. Руководство: власть и личное влияние

Понятие власти. Влияние и власть. Различие между властью, полномочиями и влиянием. Баланс власти в организации, власть подчиненных. Формы власти и  влияния, их характеристики: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, законная власть, эталонная власть (власть примера). Влияние через убеждение и участие: ограничения и характеристики.

Делегирование как средство установления отношений между уровнями управления. Ответственность. Полномочия. Препятствия к эффективному делегированию. Принципы делегирования полномочий. Рекомендательные полномочия. Функциональные полномочия. Единоначалие. Норма управляемости. Факторы, влияющие на норму управления. Соотношение централизации и децентрализации в управлении.

ТЕМА 13. Лидерство

Природа и определение лидерства. Черты эффективного лидерства. Лидер  и менеджер. Поведенческий и ситуативный  подходы к лидерству. Подходы  к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Теории «X» и теория «У» Д. Мак-Грегора. Лидерство, ориентированное на работу и на человека. Четыре системы Лайкерта. Двумерный подход к стилям лидерства. Сетка управления. Модель Фидлера. Подход соответствия целей и средств. Теория жизненного цикла. Модель Врума-Йеттона. Адаптивное лидерство.

Понятие стиля руководства. Классификация  стилей руководства. Сущность и характеристика основных стилей руководства, их сильные  и слабые стороны. Факторы, определяющие выбор эффективного стиля руководства

ТЕМА 14. Управление конфликтами и  стрессами

Понятие и природа конфликта. Типы конфликтов. Модели конфликта. Уровни конфликта в организации. Внутриличностный конфликт. Внутри-организационный конфликт. Причины конфликтов в организации. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. Модель Томаса-Килмена. Стратегии разрешения конфликтов Бертинаско. Контрактная теория конфликтов. Конфликт в личной жизни сотрудников, формируемый организацией. Методы управления конфликтами. Необходимость вмешательства менеджера в конфликт.

Стресс и его природа. Методы снижения уровня стресса в сотрудниках  и в самом себе.

ТЕМА 15. Управление изменениями

и организационное развитие

Природа и факторы организационных  изменений: люди, технологии, цели, структура. Управление изменениями: этапы внедрения  организационных перемен. Участие  работников в управлении для осуществления  перемен. Сопротивление переменам: индивидуальное, групповое, системное. Методы преодоления сопротивления переменам. Методология организационного развития. Предпосылки и ценности организационного развития.

 

ТЕМА 16. Управление трудовыми ресурсами

Этапы управления трудовыми ресурсами. Планирование трудовых ресурсов. Наём и отбор трудовых ресурсов. Управление вознаграждениями и льготами. Ориентация и социальная адаптация персонала. Развитие персонала. Оценка эффективности персонала, труда и рабочего места. Кадровые перемещения трудовых ресурсов. Профессиональное развитие руководящих кадров. Методы повышения эффективности труда. Управление карьерным ростом. Реорганизация труда. Повышение качества трудовой жизни.

ТЕМА 17. Эффективность и качество менеджмента

Критерии успеха менеджмента. Результативность и эффективность менеджмента. Количественные и качественные показатели эффективности менеджмента. Подходы к анализу и эффективности управления. Экономическая эффективность управления. Социальная эффективность. Основные факторы эффективности менеджмента: использование ресурсов, фактор времени, целенаправленность управления. Подходы к оценке качества управления. Методы оценки эффективности менеджера. Рекомендации по личному развитию менеджера. Совершенствование работы менеджера.

 

5.2. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары и практические занятия

СЗС

Всего

1

Теоретические основы управления

0,5

0,5

2

3

2

Концепции менеджмента

0,5

0,5

2

3

3

Принципы менеджмента

1

1

2

4

4

Социальная ответственность и  этика менеджмента

1

1

3

5

5

Научные школы менеджмента

1

1

3

5

6

Организация как объект современного менеджмента

1

1

3

5

7

Функции управления

1

1

3

5

8

Стратегические и тактические  планы в системе менеджмента

1

1

6

8

9

Принятие управленческого решения

1

4

4

9

10

Коммуникации в менеджменте

1

4

4

9

11

Контроль и координация

1

3

2

6

12

Мотивация деятельности в менеджменте

1

4

4

9

13

Групповая динамика

2

4

4

10

14

Лидерство в системе менеджмента

1

3

4

8

15

Лидерство в системе менеджмента

1

3

2

6

16

Управление конфликтами

1

3

3

7

17

Эффективность и качество менеджмента

1

2

3

6

 

Всего:

17

37

54

108

 

Экзамен

     

36

 

Итого

     

144


 

  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Теоретические основы управления

Вопросы для обсуждения:

    1. Понятие и необходимость управления. Разделение управления труда. Виды управления (политическое, государственное, экономическое, социальное управление). Сущность, принципы и функции маркетинга
    2. Особенности управления социально-экономическими системами. Возрастание роли управления. Рынок и маркетинговая среда предприятия
    3. Ключевые понятия и основные категории управления (субъект, объект, система управления, законы, принципы, формы, методы, процесс и функции управления). Конкуренция на рынке товаров и услуг

ТЕМА 2. Концепции менеджмента и маркетинговые исследования

Вопросы для обсуждения:

    1. Система рыночного управления: самоуправление хозяйствующих субъектов и государственное регулирование. Отличия рыночного управления от административно-командного управления.
    2. Понятие, необходимость и значение менеджмента.
    3. Менеджмент как наука. Менеджмент как практика. Менеджмент как искусство. Менеджмент как процесс. Менеджмент как аппарат управления.
    4. Менеджер как профессиональный управляющий, его роль в организации. Характер труда и профессиональные компетенции менеджера. Модель менеджера. Предприниматель и менеджер.
    5. Маркетинговая информационная система (МИС) предприятия. Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований

ТЕМА 3. Принципы менеджмента и управление маркетинговой деятельностью

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и значение принципов менеджмента. Классификация принципов. Принципы управления А. Файоля.
  2. Принципы управления социалистическим производством. Общие и частные принципы менеджмента в условиях рыночной экономики.
  3. Современная  система взглядов  на управление.  Принципы  менеджмента отдельных фирм. Развитие принципов менеджмента.
  4. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга
  5. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроль в системе маркетинга.

ТЕМА 4. Социальная ответственность и этика менеджмента и комплекс маркетинга и инструменты его реализации

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие социальной ответственности. Концепции социальной ответственности.
  2. Виды и направления социальной  ответственности:  ответственность перед потребителем; ответственность перед персоналом, ответственность перед обществом, ответственность перед собственниками.
  3. Аргументы в поддержку и против социальной ответственности.
  4. Нормы и стандарты в области социальной ответственности, принятые в международной практике. Понимание принципов корпоративной социальной ответственности в России.
  5. Общая характеристика комплекса маркетинга
  6. Этика управления. Нравственные принципы и ценности.
  7. Политика распределения на предприятии. Коммуникационная политика предприятия

ТЕМА 5. Научные школы менеджмента и международный маркетинг

Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки формирования научного менеджмента.
  2. Происхождение и развитие профессионального менеджмента. Понятие научной школы менеджмента.
  3. Школа научного управления и основные характеристики взглядов ее основоположников.
  4. Школа административного управления.
  5. Школа человеческих отношений. Достоинства и недостатки.
  6. Школа науки управления. Количественный подход.
  7. Современные  школы управления.  Вклад российских ученых  в формирование научных школ менеджмента.
  8. Основные понятия в международном маркетинге. Стратегии внешне-экономической деятельности предприятия. Международный комплекс маркетинга

ТЕМА 6. Организация как объект современного менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и сущность организации. Законы развития и жизненный цикл организации.
  2. Классификация организаций. Организационно-правовые формы управления организациями. Современные тенденции в развитии организаций.
  3. Внутренняя среда организации и ее основные элементы.
  4. Внешняя среда (прямое и косвенное воздействие) и ее характеристики.

ТЕМА 7. Функции управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие, значение и взаимосвязи управления.
  2. Содержание и механизм действия функций управления.
  3. Классификация функций управления. Состав и содержание основных функций управления.

ТЕМА 8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Стратегическое планирование, его значение. Понятие, цели, стратегии, политики, процедур, правил.
  2. Миссия организации. Содержание формулировки миссии. Философия существования компании.
  3. Цели организации, их классификация. Требования к формулировке целей организации. Управление по целям: сущность концепции.
  4. Процесс планирования и разработки стратегии. (Формулирование стратегических целей и миссии. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Управление реализацией стратегии).
  5. Оценка стратегического плана. Текущее планирование в организации. Смысл и назначение текущего планирования. Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования.

Информация о работе Менеджмент и маркетинг