ТЕМА 9. Принятие управленческого решения
Вопросы для обсуждения:
- Понятие управленческих решений
- Этапы и процедуры принятия решений (Постановка проблемы. Варианты решений. Оценка альтернатив принятия решений. Эффективность
решений. Организация выполнения решения).
- Основные методы и способы принятия управленческих решений.
- Причины «хождения по кругу» при принятии решений.
- Анализ и оценка эффективности и условий применения различных моделей принятия решений.
ТЕМА 10. Коммуникации в менеджменте
Вопросы для обсуждения:
- Понятие коммуникаций и их значение в управлении. Виды коммуникаций.
- Коммуникационный процесс, элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Коммуникационные барьеры. Коммуникационные сети.
- Невербальные барьеры коммуникаций.
- Методы улучшения организационных коммуникаций.
ТЕМА 11.Контроль и координация
Вопросы для обсуждения:
- Понятие и необходимость контроля. Объекты контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля.
- Поведенческие аспекты контроля. Барьеры и сопротивление контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Понятие, задачи и содержание координации управления.
ТЕМА 12. Мотивация деятельности в
менеджменте
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика мотивации, ее значение
в управлении трудовой деятельностью.
Понятие мотивации, Мотивационный процесс.
Потребности, интересы, мотивы, стимулы,
мотивирование, стимулирование, вознаграждение.
- Классификация теорий мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей
А. Маслоу, теория мотивации К. Альдерфера,
теория высших потребностей МакКлелланда,
двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
- Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий. Теория справедливости. Сопоставительный анализ теорий мотивации.
ТЕМА 13. Групповая динамика
Вопросы для обсуждения:
- Общее понятие группы. Характерные особенности группы. Природа группы в организации. Стадия развития групп.
- Формальные и неформальные группы. Виды формальных групп в организации. Значение неформальных групп. Характеристика
неформальных групп: структура, статус,
роли, нормы, лидерство, сплоченность.
- Комитеты. Положительные и отрицательные качества комитетов.
ТЕМА 14. Руководство: власть и личное
влияние
Вопросы для обсуждения:
- Понятие власти. Влияние и власть. Различие
между властью, полномочиями и влиянием.
- Источники власти в организации: экспертная власть, власть примера, власть информации, право на власть, потребность во власти, вознаграждение, принуждение, принятие решения, власть над ресурсами, власть связей.
- Тактические приемы использования власти.
- Косвенные методы влияния. Власть и свобода.
- Партнерство – фактор повышения управляемости и усиления изменения характера власти.
ТЕМА 15. Лидерство в системе менеджмента
Вопросы для обсуждения:
- Природа и определение понятия лидерства. Черты эффективного лидерства. Подходы к изучению лидерства.
- Лидер и менеджер.
- Традиционные концепции лидерства. Теория лидерских качеств. Концепция лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства. Концепция атрибутивного лидерства.
Концепция харизматического лидерства.
Концепция преобразующего лидерства.
ТЕМА 16. Управление конфликтами
Вопросы для обсуждения:
- Общее понятие организационного конфликта.
- Типы конфликтов. Модели конфликта.
- Уровни конфликта в организации. Внутриличностный
конфликт. Внутриорганизационный конфликт
- Причины конфликтов в организации. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов.
- Структурные и межличностные методы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.
ТЕМА 17. Эффективность и качество
менеджмента
Вопросы для обсуждения:
- Критерии успеха менеджмента. Результативность и эффективность менеджмента.
- Подходы к анализу и эффективности управления.
- Экономическая эффективность управления. Социальная эффективность.
- Основные факторы эффективности
менеджмента: использование ресурсов,
фактор времени, целенаправленность управления.
Подходы к оценке качества управления.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература
- Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник.
М.: Изд-во «Дашков и К», 2008.
- Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Практикум. Второе издание, исправленное и дополненное. М.: Изд-во «Дашков и К», 2007.
- Менеджмент: теория и практика в России / под ред. Поршнева А.Г., Разу М.Л., Тихомировой А.В.
М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2003.
- Мескон М., Хедоури М., Альберт Ф. Основы менеджмента: учебник. М.: Дело, 2009.
- Дафт Р. Менеджмент. Спб., Питер, 2009.
- Теория менеджмента: учебник для вузов / под ред. А.М. Лялина. СПб.: Питер, 2009.
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 №2300-1. (в ред. Федерального Закона от 09.01. 1996 г., № 2-ФЗ)
- Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (с учетом дополнений и изменений).
- Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» от 06.05.98 №70-ФЗ.
- Варакута С.А. Связи с общественностью. М.: Инфра-М, 2009.
- Герасименко В.В. Маркетинг. М.: Изд-во Инфра-М, 2009.
- Захарова Ю.А. Стратегия продвижения товаров. М.: Дашков и К, 2010.
- Карпова С. В. Международный маркетинг:
учеб, пособие для бакалавров. Ростов н/Д.:
Феникс, 2009.
- Карпова С.В. Практикум по международному маркетингу: учеб, пособие. М.: КНОРУС, 2010.
- Карпова С.В. Международное рекламное дело: учеб, пособие. М.: КНОРУС, 2007.
- Карпова С.В. Брендинг: учеб, пособие.
М.: КНОРУС, 2008.
- Карпова С.В. Рекламное дело: учеб.-метод, пос. и практикум. М.: ФиС, 2006.
- Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование. М.: Инфра-М, 2009.
- Котпер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ.
М.: Вильяме, 2008.
- Лысова Н.А., Чернева Л.Ф. Управление ценами: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.
- Маркетинг: учебн. пособие для бакалавров / колл. авт. под общей ред. С.В. Карповой. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Морозов Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах
деятельности. М.: ИД «Дашков и К», 2010.
- Никулина Н.Н., Суходоева Л.Ф., Эриашвши Н.Д. Страховой маркетинг: учебн. пособие. М.: Юнити-Дана, 2009.
- Хотяшева ОМ. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. М,: Изд-во Проспект, 2010.
- Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. М.: ИД «Дашков и К», 2010.
20. Сребник Б.В. Маркетинг: учебн.
пособие. М.: Высшая школа, 2005, 2008
б) дополнительная литература
- Бондаренко В.В., Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник 3-е изд. М.: Инфра-М., 2008.
- Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер с англ.: учеб, пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
- Литвак Б.Г. Практические занятия по менеджменту:
Мастер-класс: учеб, пособие. М., Дело, 2005.
- Клок К., Голдсмит Ф. Конец менеджмента. СПб.: Питер, 2004.
- Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента. Курс МБ А по менеджменту / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Литвак Б.Г. Великие управленцы. М., ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
- Михарева В.А. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во Гревцова, 2009
- Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. М.: Эксмо, 2009
- Носоеихин Р.О. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика. М.:Андреевский издательский дом, 2009.
- Носова Н.С. Лояльность клиентов. М.: ИД «Дашков и К», 2009.
- Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. СПб.: Питер, 2009.
в) базы данных, информационно-справочные
и поисковые системы
\у\у\у.есИса{юп.ек5то.ги
\'. Мапа§етеп1.сот.иа, \у\улу.НКМ.ги
- Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Свободная энциклопедия ВикипедиЯ – http://ru.wikipedia.org
- Электронный журнал о брендинге в России – http://www.russbrand.ru
- Справочная правовая система «Гарант».
- Сайты маркетинговых и коммуникационных
агентств
- Сайты крупнейших ТНК
д) журналы
- Менеджмент сегодня
- Менеджмент в России и за рубежом
- Профессия – директор
- Управление компанией
- Экономические стратегии
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Мультимедийное оборудование аудиторий.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Примерный перечень вопросов
к экзамену
- Менеджер: способности и компетенции.
- Менеджер: особенности и препятствия обучения.
- Понятие и общие характеристики организаций.
- Сущность, принципы и функции маркетинга
- Общие факторы управленческой деятельности и роли менеджера.
- Управленческие функции и уровни управления.
- Характеристики менеджеров высшего, среднего и низового уровней.
- Элементы организационного успеха.
- Эволюция менеджмента как научной дисциплины.
Школа научной организации управления.
- Рынок и маркетинговая среда предприятия
- Эволюция менеджмента как научной дисциплины. Школа административного управления.
- Конкуренция на рынке товаров и услуг
- Эволюция менеджмента как научной дисциплины. Школа человеческих
отношений.
- Эволюция менеджмента как научной дисциплины. Количественный подход.
- Функции процесса управления.
- Системный подход в менеджменте.
- Маркетинговая информационная система (МИС) предприятия
- Ситуативный подход в менеджменте.
- Характеристика факторов внутренней среды организации: цели и структуры.
- Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований
- Характеристика факторов внутренней среды организации: задачи и технологии.
- Характеристика факторов внутренней среды организации: люди
(способности, потребности, ожидания и
т.п.)
- Взаимозависимость внутренних переменных организации.
- Важность внешней среды организации.
- Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов, сложность, изменчивость, неопределенность.
- Анкетные опросы как метод сбора маркетинговой информации
- Прямые факторы внешней среды.
- Косвенные факторы внешней среды.
- Факторы международного окружения.
- Социальные действия и социальная ответственность организации. «За» и «против» социальной ответственности компаний.
- Механизмы повышения этичности организации.
- Виды организационных коммуникаций.
- Процесс коммуникаций: элементы и этапы.
- Сегментирование рынка
- Процесс коммуникаций: генерирование идеи и выбор канала.
- Процесс коммуникаций: передача, обратная связь и помехи.
- Барьеры на пути межличностных коммуникаций.
- Функции и каналы невербального общения.
- Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям.
- Механизмы улучшения организационных коммуникаций.
- Принятие управленческих решений: суть и виды решений.
- Рациональное решение проблем: диагностика проблемы и идентификация ограничений.
- Процесс управления маркетингом
- Рациональное решение проблем: выявление и выбор альтернатив.
- Сопутствующие (прочие) вопросы принятия решения.
- Стратегическое и тактическое планирование маркетинга
- Методы принятия решений: платежная матрица и дерево решений.
- Количественные методы прогнозирования.
- Качественные методы прогнозирования.
- Природа и функции стратегического планирования.
- Стратегия: планирование и успех организации.
- Организация службы маркетинга на предприятии
- Стратегия: миссия организации и цели организации.
- Стратегия: оценка и анализ внешней среды: 8ТЕР-анализ.
- Стратегия: анализ сильных и слабых сторон организации: 8№ОТ-анализ.
- Стратегия: выбор стратегических альтернатив
- Планирование реализации стратегического плана.
- Оценка стратегического плана.
- Контроль в системе маркетинга
- Управленческие функции: делегирование, ответственность, полномочия.
- Линейные и аппаратные полномочия.
- Типы аппаратных полномочий.
- Вариации аппаратных полномочий.
- Общая характеристика комплекса маркетинга
- Эффективная организационная структура полномочий: взаимоотношения, координация, единоначалие.
- Эффективная организационная структура полномочий: ограничение нормы управляемости.
- Товарная политика предприятия
- Преграды для эффективного делегирования полномочий.
- Организационная структура: планирование и этапы проектирования.
- Организационная структура: бюрократия и её недостатки.
- Организационная структура: функциональная департаментализация.
- Организационная структура: дивизиональная
департаментализация.
- Организационная структура: проектная и матричная структуры.
- Организационная структура: степень децентрализации.
- Ценовая политика предприятия
- Организационная структура: факторы, влияющие на степень децентрализации.
- Мотивация: ранние идеи мотивации, первичные и вторичные потребности, вознаграждения.
- Политика распределения на предприятии
- Мотивация: теория Маслоу и теория Альдерфера.
- Мотивация: теория МакКлелланда и теория Герцберга.
- Мотивация: теория ожиданий и теория справедливости.
- Политика распределения на предприятии
- Мотивация: теория положительного подкрепления и модель Портера-Лоулера.
- Коммуникационная политика предприятия
- Контроль: сущность и необходимость контроля.
- Основные понятия в международном маркетинге
- Контроль: предварительный и текущий контроль.
- Контроль: процесс и поведенческие аспекты контроля.
- Контроль: характеристики эффективного контроля.
- Групповая динамика: формальные и неформальные группы, их значение.
- Групповая динамика: причины возникновения неформальных организаций.
Характеристики неформальных организаций.
- Стратегии внешне-экономической деятельности предприятия
- Групповая динамика: проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.
- Групповая динамика: факторы эффективности группы.
- Международный комплекс маркетинга
- Групповая динамика: эгоистическое поведение в группах.
- Групповая динамика: специфика и этапы развития групп.
- Лидерство: организационное лидерство, власть, влияние.
- Лидерство: виды власти в организации (л).
- Формы власти и влияния: власть, основанная
на принуждении.
- Формы власти и влияния: власть, основанная на вознаграждении.
- Формы власти и влияния: законная власть.
- Формы власти и влияния: эталонная власть.
- Формы власти и влияния: экспертная власть.
- Групповая динамика: убеждение и участие.
- Лидерство: автократичное и демократичное.
- Лидерство: ориентированное на работу и на человека.
- Лидерство: двумерный подход к стилям лидерства.
- Лидерство: стиль, удовлетворенность и производительность.
- Лидерство: ситуативная модель Фидлера.
- Лидерство: подход соответствия целей и средств.
- Лидерство: теория жизненного цикла.
- Лидерство: модель Врума-Йеттона.
- Конфликт: природа и типы конфликтов, причины конфликтов.
- Конфликт: модель конфликтного процесса.
- Конфликт: структурные методы управления конфликтами.
- Конфликт: межличностные стили управления конфликтами.
- Конфликт: стратегии разрешения конфликтов и поведения в конфликтах.
- Конфликт: контрактная теория.
- Стресс: понятие, проявление и причины.
- Управление трудовыми ресурсами: основные этапы.
- Управление трудовыми ресурсами: планирование потребности в трудовых ресурсах.
- Управление трудовыми ресурсами: наём и отбор.
- Управление трудовыми ресурсами: управление зарплатой и льготами.
- Управление трудовыми ресурсами: развитие трудовых ресурсов: ориентация и социальная адаптация.
- Оценка эффективности труда.
- Повышение качества трудовой жизни.
- Руководство и управление в преобразованиях компании.
- Стадии проведения преобразований компании.
Разработчик:
Московский государственный
горный университет Зав. кафедрой «Экономика
и планирование горного производства»
…………..
Эксперты: