Менеджмент на рубеже 19-20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

Содержание

Введение
1.Зарождение менеджмента в России
1.1.Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
1.2.Дореволюционный период
1.3. Постреволюционный период
1.4.«Индустриальная утопия» О. Ерманского
2.Формирование особенностей российского менеджмента
2.1.Менталитет как основа формирования российского менеджмента
2.2.Закон соответствия менеджмента и менталитета
3. Развитие российского менеджмента
3.1.Основные направления развития теории и практики российского менеджмента
3.2.Особенности российского менеджмента
3.3. Проблемы менеджмента в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)


Ульяновский государственный технический университет

Институт авиационных технологий и управления

Кафедра экономики, управления и информатики

 

 

Сидулина О. В.

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ НА РУБЕЖЕ IXX – XX ВВ

(КУРСОВАЯ  РАБОТА)

 

 

Специальность: 08070585 «Менеджмент организации»

Предмет:                            «Управление персоналом»

Группа:                            АМд–21

Руководитель:              Арлашкина Н. Н.

Дата сдачи курсовой работы:

 

Оценка руководителя: :

                                                                                                  (подпись руководителя и дата)

 

Ульяновск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                          3

                                                                                                      

1.Зарождение менеджмента в России                                                                       5

1.1.Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР                    5

1.2.Дореволюционный период                                                                6

1.3. Постреволюционный период                                                           8

1.4.«Индустриальная утопия» О. Ерманского                                     10

 

2.Формирование особенностей российского менеджмента                                                                                            12

2.1.Менталитет как основа формирования российского

менеджмента                                                                                                       -

2.2.Закон соответствия менеджмента и менталитета                          15

 

3. Развитие российского менеджмента                                     18

3.1.Основные направления развития теории и практики российскогоменеджмента                                                                                    -

3.2.Особенности российского менеджмента                                        27

3.3. Проблемы менеджмента в России                                                  28

 

Заключение                                                                                                32

 

Список использованных источников                                      33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными  в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. В этом и заключается актуальность этой темы. Также её объектом исследования является менеджмент. Предмет исследования  - менеджмент на рубеже 19-20 веков.

    Целью курсовой работы является исследование менеджмента в России на рубеже 19-20 веков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

- исследовать зарождения менеджмента в России;

- рассмотреть формирование особенностей российского менеджмента;

- выявить основные направления и развития теории и практики российского менеджмента;

- проанализировать проблемы менеджмента в России.                                                                                              

А так же, задача менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.    Именно поэтому данная исследовательская работа представляет собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.Данная работа представляет собой обзор развития менеджмента в России.В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления в различных отраслях экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

1.1. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что эта система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приема, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д.

Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. Для нарождающегося в нашей стране предпринимательства особое значение приобретает социальная этика, общественная ответственность. Очень важно, чтобы на пути к рынку руководители, специалисты в полной мере осознали прямую связь своих интересов с интересами общества в целом, научились мыслить стратегически [1.,стр.7-8].Менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный опыт. Обратимся к нему[1, С. 14].

Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

 

1.2. Дореволюционный период

 

В начале 20 века в России аграрное население преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия произвела готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало населениеСША. На западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше чем, в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме, как удалось выяснить И. А.Голосенко, появились в 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах«Металлист» и «Записки Русского технического общества». [2, С.64]. 

Пик интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта, Гантта, Пиркгорста и др.Венцом легитимизации идей Тейлора в России следует считать 1913г., когда появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично – заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе«научного менеджмента» [2, С. 65]. Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря - ее сторонников и противников.Критиков тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский) можно назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системыТейлора принесет больше вреда, чем пользы.Отношение Ленина к Тейлору – беспрецедентный случай в истории. До 1917г. он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла революция, большевики взяли власть. Главная их задача – доказать преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.Сторонники технократической ориентации, в их числе Поляков, Сарровский, Железнов, Озеров видели в этой системе символ научно технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления, и бескультурье как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом.

Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника.Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа[2., С. 67].Проблемами организации труда Л. Крживицкий начал заниматься в начале 20 века и независимо от Тейлора. Он разработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить карту «размещения в обществе способностей».

На рубеже 20 века усиливается интерес к социальным прогнозам и социальной организации. Таким образом, теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе [3, С. 658].

 

1.4. Постреволюционный период

 

Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году – складывались под углом зрения принятия или не принятия тейлоризма».[4., стр.28]Если антитейлористы умалчивали о достижениях западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много среди инженеров технических специалистов, напротив, превозносили американские и европейские методы НОТ.К «богдановщине», как называли антитейлоровское течение, примыкали тогда известныенотовцы Лавров, Есьманский, Кан, Ерманский.Распространенным течением был и «файолизм», в котором технико – экономические, организационные стороны производства заслонялись личным началом руководителя.[5., стр.136]

Длительная дискуссия вокруг тейлоризма касалась так же вопросов производительности труда. Доказывая необоснованность попыток планировать заведомо низкие темпы роста экономики, А. К. Гастев проявил себя принципиальным защитником повышения интенсивности труда.[6., стр. 290]Многие в то время считали возможным достижение высокой производительности труда без его интенсификации, полагая, что у классового врага следует перенимать лишь теоретические достижения, учиться же у буржуазии дисциплине труда, его рациональной организации не только бесполезно, но и, якобы, вредно. Ленин назвал подобные утверждения предрассудками, облеченными в научную форму. Но тот же Ленин решительно критиковал тектологию Богданова за приверженность субъективному идеализму. Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора - все это и многое другое свидетельствует о переходности данного периода. Перед II Всероссийской конференцией НОТ (1924г.) четко выявились две теоретические группы – «группа 17-ти» (Керженцев, Бурдянский и др.) и «цитовцы» (Гастев, Гольцман и др.), основные различия заключались в том, что первые в центр внимания ставили вовлечение масс в работу НОТ, а вторые, по мнению их противников, замыкались в узких лабораторных рамках, сводя всю практику НОТ к деятельности сотрудников научных институтов труда. [4., стр.47] . 20-е годы – это, пожалуй, самый интересный и плодотворный период, когда отечественная наука управления создала теоретический концепции и практический методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого она уже не знала столь высокого подъема. Короткий период в 10-15 лет дал нам подлинные образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены. Теоретические основы науки управления, понимаемой широко – от управления всем народным хозяйством до руководства отдельным предприятием – развивали такие крупные ученые, как Чаянов, Кондратьев,Струмилин, Гастев, Богданов.Таким образом, можно говорить о том, что зарождение науки управления приобрело в 20-е годы широкий общественно – политический резонанс.[12., стр. 273-274]

Информация о работе Менеджмент на рубеже 19-20 веков