Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа
Менеджмент (управление) – самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов.
Система менеджмента представляет собой множество взаимосвязанных макроподсистема и функций, составляющее единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления. Система нормативно-правовых документов, в которых отражается система менеджмента организации.
на тему: Менеджмент организации
г.Нижний Новгород 2010 год
Методология менеджмента
Сущность менеджмента
Менеджмент (управление) –
самостоятельный вид
Система менеджмента представляет
собой множество
Ресурсы менеджмента
Система управления персоналом
Управление персоналом является одним из важнейших разделов менеджмента и представляет собой профессиональную деятельность по координации людей. Можно выделить три основных раздела по работе с персоналом: Основы управления персоналом; организация управления персоналом; мотивация оплата и эффективность.
Управление персоналом –
это специфическая функция
Основы управления персоналом
– это теоретические основы построения
системы управления персоналом для
новой организации или
Организация управления персоналом – это методологические основы обеспечения функционирования системы управления персоналом (методы, документы, рекомендации).
Мотивация, оплата, эффективность – это теоретические основы обеспечения эффективной работы персонала (методы, документы, рекомендации)
На основе проведенного анализа
рассматриваемой организации
- адаптация сотрудника проходит самостоятельно, без прикрепления наставника
- отсутствие системы обучения (повышения квалификации) сотрудников
- внутрифирменные нормы поведения определены не четко
- возлагаемые обязанности
на сотрудников не всегда
- организация труда персонала на низком уровне
- отсутствие оценки
- отсутствие количественных
методов и оценок
Информация управления
Информация управления –
это совокупность сведений (данных,
сообщений), устраняющих неопределенность
знаний у получателей сообщений.
Информация, передаваемая устным, письменным,
аудиовизуальным и электронным
способом по различным каналам связи
и используемая персоналом для выработки
управленческого решения. В сфере
управления наибольшее распространение
получили документальные и электронные
формы представления
Потоки информации – это совокупность сообщений, объективно отражающих развитие хозяйственного процесса, которые передают по каналам связи для осуществления управления. Потоки могут быть прямыми (от подсистеиы управления – к управляемой подсистеме, например, плановые задания, нормативы ресурсов) и обратными (от управляемой подсистемы – к управляющей, например, факт выполнения задания, использования ресурсов).
Сегодня информатизация – это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к новым поколениям наукоемких технологий, системам техники и материалов и новым видам информационного обмена, решающим образом меняющих характер труда и условия жизни человека. Информатизация – объективный и закономерный этап, через который в той или иной форме должно пройти каждое общество, вступившее на путь интенсивного развития.
К недостаткам использования
информации в рассматриваемой организации
можно отнести гипертрофию
Техника управления
Техника управления представляет
собой взаимоувязанный комплекс
технических средств, предназначенный
для механизации и
К недостаткам использования
технических средств в
Процесс менеджмента
Декомпозиция процесса управления
Управление организацией является сложным, интегральным, пространственным, многоуровневым, разнонаправленным, многокритериальным технологическим процессом.
Промышленное предприятие рассматривается как сложная экономическая система, состоящая из шести подсистем: системы управления, управления техническим развитием, управление производством, управление персоналом, управление экономикой и управление маркетингом. Каждая в свою очередь состоит из функциональных подсистем управления.
В упрощенном виде, управление – это процесс координации основных ресурсов (персонала, информации, техники, финансов) с целью выработки управленческих решений.
Декомпозиция процесса –
это разделение управления на отдельные
элементы в соответствии с определенными
признаками. Использование теории классификации
позволяет обоснованно
Макроподсистема управления – часть процесса управления, продукт укрупнения процессов в сфере управления, включающая несколько взаимосвязанных функций. Системным методом можно выделить такие макроподсистемы, как система управления, управление техническим развитием, управление производством, управление персоналом, управление экономикой и управление маркетингом. Состав макроподсистемы зависит от отрасли экономики и типа организации.
В таблице 2 представлено распределение макроподсистем управления между руководителями рассматриваемой организации.
Таблица 2 – Распределение макроподсистем управления между руководителями организации
Макроподсистема управления |
Масштаб организации |
Средняя (до 500 работников) | |
Система управления (корпоративное управление) |
Директор |
Управление техническим развитием |
Зам. директора по техническому развитию |
Управление производством |
Зам. директора по производству |
Управление персоналом |
Директор |
Управление экономикой |
Зам. директора по экономике и маркетингу |
Управление маркетингом |
Зам. директора по экономике и маркетингу |
Функции управления
Использование теории классификации
позволяет обоснованно
Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Функция представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку, которая может быть интегрирована в макроподсистему управления. Наибольшее распространение получила классификация функций по стадиям производства (подготовка, основное, вспомогательное, обслуживающее) по общности предмета управления (качество труда, заработная плата, научно-технический прогресс, охрана труда) и вид экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.). Классификатор функций управления адаптированный к условиям рассматриваемой организации приведен в таблице 3.
Основными функциями управления являются прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, координация и регулирование.
Прогнозирование – составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой.
Планирование – это процесс разработки норм и нормативов расхода ресурсов, регламентов управления, позволяющих обеспечить унификацию и стандартизацию типовых процессов и потребностей в ресурсах.
Учет – это деятельность по сбору первичной информации об объекте управления. Учет может производиться визуально или с применением технических средств, но в конечном виде он представляется в виде систематизированных данных в документальной или графической форме.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка результатов работы организации.
Анализ – это сопоставление результатов учета и контроля с плановыми заданиями, выявление причин отклонений и разработка мероприятий по их устранению.
Координация – это функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации является достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.
Регулирование – это специфическая деятельность менеджеров по обеспечению поставленных целей управления организации путем концентрации экономических ресурсов и выполнения утвержденных планов.
Для научного анализа и проектирования целесообразно использовать классификаторы функций управления и комплексов задач, разработанные по отраслям деятельности (промышленность, строительство, коммерция)
Четкое распределение
функций управления между руководством
целесообразно проводить с
Таблица 3 – Классификация функций управления промышленным предприятием
Код функции |
Функция управления |
Комплексы задач |
01 |
Управление стратегией развития (стратегический менеджмент) |
Бизнес-планы проектов Диагностический анализ Развитие материальной базы Реализация стратегии Создание филиалов (отделений) Стратегический план Новые направления деятельности Учредители (инвесторы) |
02 |
Организация системы управления (корпоративное управление, административный менеджмент) |
Миссия и философия Принципы и методы Структура и функции Процесс и технология Решения управления Информация и техника Регламенты управления Эффективность управления |
03 |
Управление персоналом (человеческими ресурсами) |
Кадровая политика Подбор персонала Оценка и аттестация Расстановка персонала Обучение персонала Формирование коллектива Мотивация и потребности Методы управления |
04 |
Управление социальным развитием (социальный менеджмент) |
Качество трудовой жизни Социальные блага Социальные гарантии Социальное обеспечение |
05 |
Управление экономическим развитием |
Контрольные цифры плана Методика планирования «Портфель заказов» предприятия. Экономическое планирование Экономические нормативы Экономический анализ деятельности Экономические ресурсы |
06 |
Управление финансами и бухгалтерским учетом (финансовый менеджмент) |
Бюджет организации Сметы по статьям затрат Бухгалтерский баланс Ценообразование Налогообложение Инвестиции и кредиты |
07 |
Управление техническим развитием (инновационный менеджмент) |
Материально-техническая база Модернизация производства Новая техника и технология Опытно конструкторские работы |
Код функции |
Функция управления |
Комплексы задач |
08 |
Управление капитальным строительством и ремонтом (инвестиционный менеджмент) |
Проектирование строительства (проекты, сметы) Подготовка строительного производства (ПОС, ППР) Капитальное строительство Строительно-монтажные работы Ремонтно-строительные работы Реконструкция Монтаж (ремонт) оборудования Технический надзор |
09 |
Управление подготовкой производства (инжиниринг, технологический менеджмент) |
Конструкторская подготовка Техническая подготовка Энергетическая подготовка Инженерная подготовка |
10 |
Управление основным производством (производственный, операционный менеджмент) |
Выпуск продукции Запуск продукции Календарное планирование Незавершенное производство Номенклатура изделий и деталей Объемы производства |
11 |
Управление качеством продукции |
Внутренние стандарты качества Международные стандарты качества Методы управления качеством Качество готовой продукции Операционный контроль качества Сертификация продукции Технический контроль качества |
12 |
Управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами) |
Контрольная система (договор) Нормативы труда и расценки Организация труда Повременная оплата Премирование труда Сдельная оплата Тарифная ставка Фонд оплаты труда |
13 |
Управление охраной труда и техникой безопасности |
Входной инструктаж Инструктаж на рабочем месте Инструкции по технике безопасности Критерии и показатели по охране труда Нормативы по технике безопасности |
14 |
Управление материально- |
Движение материала на складе Заявки на ресурсы Нормативы затрат ресурсов Поставки ресурсов Потребности в ресурсах Складское хозяйство |
15 |
Управление маркетингом (сбыт продукции, продажами) |
Рынок товаров и услуг Маркетинговые исследования Маркетинговая среда Маркетинговые коммуникации Поведение потребителей Каналы продвижения товара Реклама и связи с общественностью |
16 |
Управление механизацией производства (инжиниринг) |
Автоматизация производства Инженерные сети и системы Комплексная механизация Механизация производства Станки, машины, оборудование |
Код функции |
Функция управления |
Комплексы задач |
17 |
Управление транспортом (логистикой) |
Автомобильный транспорт Гаражи, стоянки Техническое обслуживание Ремонт транспорта |
18 |
Управление |
Валютно-финансовые операции Внешнеторговые операции Зарубежные партнеры Оффшорные зоны Совместные проекты (предприятия) Таможенные операции |