Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:33, курсовая работа
Новое трудовое законодательство, с одной стороны, отменяло или видоизменяло нормы и положения, действовавшие в советскую эпоху, а с другой стороны - формировало отдельные институты и пединституты трудового права, отсутствовавшие при социализме. Нормативные акты по труду, принятые в 90-е годы, представляют собой первый, начальный этап преобразования советского трудового права в новое трудовое право России, отражающее требования и реалии рыночной экономики, специфику складывающегося в нашей стране экономического и политического строя, российской разновидности капитализма. Мы рассмотрим основные направления реформирования трудового права в 90-е годы, которые заложили лишь основы нового трудового права России, окончательное формирование которого еще не завершено. Новая Конституция - исходная основа постсоветского развития российского трудового права.
Введение__________________________________________________3
Глава 1___________________________________________________5
Глава 2___________________________________________________8
Глава 3___________________________________________________12
Глава 4___________________________________________________16
Глава 5___________________________________________________18
Глава 6___________________________________________________26
Заключение_______________________________________________29
Список литературы________________________________________30
Санкт-Петербургский
Государственный
Университет Гражданской
Авиации
Кафедра
Содержание
Введение______________________
Глава 1_____________________________
Глава 2_____________________________
Глава 3_____________________________
Глава 4_____________________________
Глава 5_____________________________
Глава 6_____________________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение.
Историческая эволюция трудового права носит противоречивый и драматический характер и дает интересную и поучительную информацию о нынешнем его состоянии и дальнейших путях развития права, как в России, так и в других странах - бывших республика СССР.
Современное право несет в себе множество черт советского и досоветского права. Это нужно четко осознавать, так же как и то, что в этом наследии прошлого имеются и негативные, устаревшие, не оправдавшие себя, не приемлемые для дальнейшего развития трудового права черты и особенности, так и немало положительного, представляющего в глобально - историческом смысле социальные достижения нашей страны.
В научной литературе имеется немало соображений на предмет дальнейшего развития правового регулирования труда в нашей стране, но для того чтобы определить адекватную концепцию развития науки, необходимо проанализировать ту тенденцию, по которой развивалось трудовое право с истоков своего появления до сегодняшних дней.
Период времени который я хочу охватить в своем исследовании- это 90-е годы 20 века. Это время когда нестабильность и переформирования в государстве, послужили причиной изменения во всех отраслях общественной жизни. Процесс перестройки, протекавший по принципу изменений, замен и нововведений не обошел и институт трудового права.
После принятия
Декларации о государственном суверенитете
РСФСР (12 июня 1990 г.) и распада СССР, новое
руководство России во главе с Б. Н. Ельциным
начало проводить решительные меры по
демонтажу советской экономической системы
и присущих ей политических и государственно-правовых
институтов. Был принят курс на формирование
экономики рыночного типа, предполагавший
глубокое реформирование советского права,
всех его отраслей с учетом смены общественного
строя. Реформы трудового права проходили
постепенно, параллельно с изменениями
в экономике и в политической системе.
Новое трудовое законодательство, с одной
стороны, отменяло или видоизменяло нормы
и положения, действовавшие в советскую
эпоху, а с другой стороны - формировало
отдельные институты и пединституты трудового
права, отсутствовавшие при социализме.
Нормативные акты по труду, принятые в 90-е
годы, представляют собой первый, начальный
этап преобразования советского трудового
права в новое трудовое право России, отражающее
требования и реалии рыночной экономики,
специфику складывающегося в нашей стране
экономического и политического строя,
российской разновидности капитализма.
Мы рассмотрим основные направления реформирования
трудового права в 90-е годы, которые заложили
лишь основы нового трудового права России,
окончательное формирование которого
еще не завершено. Новая Конституция - исходная
основа постсоветского развития российского
трудового права.
Глава 1.
Основным кодифицированным источником трудового права общего назначения являлся Кодекс законов о труде (до 1.02.2002). По существу он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет отрасли трудового права. Первый КЗоТ, в котором получили закрепление лишь основные институты трудового права (всеобщность труда, право на труд, запрещение эксплуатации человека человеком, охрана труда, ограничение рабочего времени и др.) был принят в 1918 г.
Действующий вплоть до 2002г. КЗоТ был принят в декабре 1971 г. Более десятка раз в него вносились изменения и дополнения. Весьма существенные коррективы в КЗоТ были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде». В основном они сводятся к следующему:
КЗоТ являлся кодифицированным законом. В нем были предусмотрены последовательно по главам все институты особенной части трудового права.
С возрождением частной собственности экономка меняется кардинально, появляются новые отношения, которые невозможно регулировать даже обновленным кодексом. В нем должна быть, прежде всего, расширена сфера действия законодательства о труде. Должно быть найдено оптимальное соотношение между централизованным методом регулирования, с одной стороны, и локальным, а также индивидуально-договорным – с другой. При этом должен быть четко определен уровень социальных гарантий, обеспечиваемых государством всем работникам, трудящимся на предприятиях всех форм собственности. Должны быть конкретизированы способы защиты трудовых прав граждан, как в судебном порядке, так и в иных формах, гарантирующих осуществление прав на коллективные трудовые споры.
Ряд новых законов Российской Федерации о труде по-новому урегулировал многие институты данной отрасли. Так, закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» с последующим его изменением определил принципы государственной политики в области занятости. В соответствии с этим Законом в настоящее время строится институт гарантий занятости и трудоустройства.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» создал новый институт в трудовом праве, регулирующий отношения социального партнерства, и по-новому предусмотрел порядок заключения коллективных договоров.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», от 6 августа 1993 г. по-новому урегулировали вопросы охраны труда. Данный закон самой широкой сферы действия. В соответствии с этим законом теперь строится институт охраны труда особенной части трудового права.
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. предусматривает обязанности предпринимателя по отношению к работнику (полностью рассчитываться с ним независимо от финансового положения предприятия, обеспечить условия труда в соответствии с законодательством и коллективным договором). Ст. 26 данного закона («Трудовые отношения») и ст. 27 («О социальной деятельности предприятия») полностью относятся к трудовому праву. Например, предусмотрено, что предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников иных организаций, обслуживающий трудовой коллектив предприятия, за счет собственных средств.
Нужно
не забывать о том что, законы обладают
наибольшей юридической силой по сравнению
с другими правовыми актами.
Глава
2.
Исходным
началом развития
В новых конституциях, кодификационных актах по труду провозглашены как незыблемая основа формируемой правовой системы цивилизационные начала, закрепленные в актах ООН и МОТ, общепризнанные принципы и нормы международного права. Повсюду наблюдается расширение договорных начал в правовом регулировании труда, сдвиг от законодательства и централизации к договору и автономии сторон, от императивности к диспозитивности, повышение роли локальных источников трудового права. Во многих случаях произошла корректировка уровня и форм реализации социальных гарантий работников с учетом необходимости укрепления предпринимательства и расширения прерогатив собственников, содействия росту внутренних и внешних инвестиций, созданию рабочих мест- условия первоначального накопления капиталов, реальные возможности экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса в связи со структурной перестрой кой, все эти и иные неумолимые императивы переходного периода не могли не сказаться на развитии и особенно на практике применения трудового законодательства. В числе прочего проявилась тенденция к большей гибкости в правовом регулировании трудовых отношений (например, при увольнениях работников, переводах их на другую работу, при установлении заработной платы), а в ряде случаев произошло снижение прежнего уровня правовых гарантий для работников. В сфере труда и трудовых отношений стали широко применять нормы гражданского права и конструкции.
Вместе с тем трудовое право сохранило и с большим или меньшим успехом продолжает выполнять свои жизненно важные для общества функции, смягчая негативные для наемных работников последствия перестройки экономики на рыночных началах, атрибуты и проявления "дикого капитализма" и первоначального накопления капитала. В условиях переходного периода защитная роль трудового права, его значение как социального амортизатора и социального стабилизатора особенно возрастают.
Нужно учитывать
то, что
большинство бывших республик СССР
входят вместе с РФ в Содружество Независимых
Государств и ставят целью добиваться
гармонизации социальных стандартов,
в частности, путем принятия модельных
кодексов-рекомендаций для государств
участников СНГ- это один из важнейших
способов дальнейшей активизации интеграционных
процессов в нашем регионе. Нельзя не учитывать
и того, что в рамках СНГ складывается
общий рынок труда. Началом его регулирования
стало принятие странами, входящими в
СНГ, многосторонних и двусторонних соглашений,
касающихся трудовой миграции и принятия
мер по сближению трудового законодательства
стран участников СНГ. Можно констатировать,
что на сегодняшний день значительная
часть действующего трудового законодательства
стран ближнего зарубежья участников
СНГ совпадает либо близка по содержанию
с теми нормами, которые действуют в нашей
стране.