Менеджмент организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:33, курсовая работа

Описание

Новое трудовое законодательство, с одной стороны, отменяло или видоизменяло нормы и положения, действовавшие в советскую эпоху, а с другой стороны - формировало отдельные институты и пединституты трудового права, отсутствовавшие при социализме. Нормативные акты по труду, принятые в 90-е годы, представляют собой первый, начальный этап преобразования советского трудового права в новое трудовое право России, отражающее требования и реалии рыночной экономики, специфику складывающегося в нашей стране экономического и политического строя, российской разновидности капитализма. Мы рассмотрим основные направления реформирования трудового права в 90-е годы, которые заложили лишь основы нового трудового права России, окончательное формирование которого еще не завершено. Новая Конституция - исходная основа постсоветского развития российского трудового права.

Содержание

Введение__________________________________________________3

Глава 1___________________________________________________5

Глава 2___________________________________________________8

Глава 3___________________________________________________12

Глава 4___________________________________________________16

Глава 5___________________________________________________18

Глава 6___________________________________________________26

Заключение_______________________________________________29

Список литературы________________________________________30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа полностью.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

   Санкт-Петербургский  Государственный  Университет Гражданской Авиации 

   Кафедра 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение__________________________________________________3

Глава 1___________________________________________________5

Глава 2___________________________________________________8

Глава 3___________________________________________________12

Глава 4___________________________________________________16

Глава 5___________________________________________________18

Глава 6___________________________________________________26

Заключение_______________________________________________29

Список  литературы________________________________________30                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Историческая эволюция трудового права носит противоречивый и драматический характер и дает интересную и поучительную информацию о нынешнем его состоянии и дальнейших путях  развития права, как в России, так и в других странах - бывших республика СССР.

Современное право несет в себе множество черт советского и досоветского права. Это нужно четко осознавать, так же как и то, что в этом наследии прошлого имеются и негативные, устаревшие, не оправдавшие себя, не приемлемые для дальнейшего развития трудового права черты и особенности, так и немало положительного, представляющего в глобально - историческом смысле социальные достижения нашей страны.

В научной литературе имеется немало соображений на предмет  дальнейшего развития правового  регулирования труда в нашей  стране, но для того чтобы определить адекватную концепцию развития науки, необходимо проанализировать ту тенденцию, по которой развивалось трудовое право с истоков своего появления до сегодняшних дней.

Период времени  который я хочу охватить в своем  исследовании- это 90-е годы 20 века. Это время когда нестабильность и переформирования в государстве, послужили причиной изменения во всех отраслях общественной жизни. Процесс перестройки, протекавший по принципу изменений, замен и нововведений не обошел и институт трудового права.

После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и распада СССР, новое руководство России во главе с Б. Н. Ельциным начало проводить решительные меры по демонтажу советской экономической системы и присущих ей политических и государственно-правовых институтов. Был принят курс на формирование экономики рыночного типа, предполагавший глубокое реформирование советского права, всех его отраслей с учетом смены общественного строя. Реформы трудового права проходили постепенно, параллельно с изменениями в экономике и в политической системе. 
 
Новое трудовое законодательство, с одной стороны, отменяло или видоизменяло нормы и положения, действовавшие в советскую эпоху, а с другой стороны - формировало отдельные институты и пединституты трудового права, отсутствовавшие при социализме. Нормативные акты по труду, принятые в 90-е годы, представляют собой первый, начальный этап преобразования советского трудового права в новое трудовое право России, отражающее требования и реалии рыночной экономики, специфику складывающегося в нашей стране экономического и политического строя, российской разновидности капитализма. Мы рассмотрим основные направления реформирования трудового права в 90-е годы, которые заложили лишь основы нового трудового права России, окончательное формирование которого еще не завершено. Новая Конституция - исходная основа постсоветского развития российского трудового права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

   Основным  кодифицированным источником трудового  права общего назначения являлся Кодекс законов о труде (до 1.02.2002). По существу он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет отрасли трудового права.  Первый КЗоТ, в котором получили закрепление лишь основные институты трудового права (всеобщность труда, право на труд, запрещение эксплуатации человека человеком, охрана труда, ограничение рабочего времени и др.) был принят в 1918 г. 

   Действующий вплоть до 2002г. КЗоТ был принят в декабре 1971 г. Более десятка раз в него вносились изменения и дополнения.  Весьма существенные коррективы в КЗоТ были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде».  В основном они сводятся к следующему:

    • В централизованном порядке закреплена лишь «минимальная планка» социально-правовых гарантий в трудовых отношениях, которые могут повышаться на основании коллективных и индивидуальных трудовых договоров (о продолжительности рабочего времени, компенсации работы в выходной день, продолжительности ежегодных отпусков и др.), а также в результате соглашений между органами государственного управления  (отраслевыми, региональными, местными), объединениями (союзными) предпринимателей и соответствующими профсоюзными органами;
    • Сфера действия законодательства о труде распространена на работников предприятий с различными формами собственности;
    • повышен уровень социальной защиты ряда категорий работников (несовершеннолетние, женщины т др.);
    • существенно расширены возможности профсоюзов для независимой защиты своих членов и судебной защиты трудовых прав работников.

   КЗоТ  являлся кодифицированным законом.  В нем были предусмотрены последовательно по главам все институты особенной части трудового права. 

   С возрождением частной собственности экономка меняется  кардинально, появляются новые отношения, которые невозможно регулировать даже обновленным кодексом.  В нем должна быть, прежде всего, расширена сфера действия законодательства о труде.  Должно быть найдено оптимальное соотношение между централизованным методом регулирования, с одной стороны, и локальным, а также индивидуально-договорным – с другой.   При этом должен быть четко определен уровень социальных гарантий, обеспечиваемых государством всем работникам, трудящимся на предприятиях всех форм собственности.  Должны быть конкретизированы способы защиты трудовых прав граждан, как в судебном порядке, так и в иных формах, гарантирующих осуществление прав на коллективные трудовые споры.

   Ряд новых законов Российской Федерации о труде по-новому урегулировал многие институты данной отрасли.  Так, закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» с последующим его изменением определил принципы государственной политики в области занятости. В соответствии с этим Законом в настоящее время строится институт гарантий занятости и трудоустройства.

   Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» создал новый институт в трудовом праве, регулирующий отношения социального партнерства, и по-новому предусмотрел порядок заключения коллективных договоров.

   «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», от 6 августа 1993 г. по-новому урегулировали вопросы охраны труда. Данный закон самой широкой сферы действия. В соответствии с этим законом теперь строится институт охраны труда особенной части трудового права.

   Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. предусматривает обязанности предпринимателя по отношению к работнику (полностью рассчитываться с ним независимо от финансового положения предприятия, обеспечить условия труда в соответствии с законодательством и коллективным договором).  Ст. 26 данного закона («Трудовые отношения») и ст. 27 («О социальной деятельности предприятия») полностью относятся к трудовому праву.  Например, предусмотрено, что предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников иных организаций, обслуживающий трудовой коллектив предприятия, за счет собственных средств.

   Нужно не забывать о том что, законы обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. 

  Исходным  началом развития законодательства  о труде в бывших  союзных  республиках СССР  были кодексы  законов о труде, принятые в  начале 70-х годов. Они строились по единому унифицированному образцу в соответствии с Основами законодательства Союза ССР  и союзных республик о труде 1970 г. и с максимальным приближением по структуре и содержанию к КЗоТу РСФСР  1972 г. После распада СССР  бывшие союзные  республики, ставшие суверенными государствами, встали на путь демонтажа прежней экономической и политической системы, провозгласив приверженность рыночной экономике и начав рыночные реформы. Это потребовало серьезных изменений законодательства. Переход от централизованно-планируемой к рыночной экономике происходит в указанных странах эволюционным путем, с большей  или меньшей степенью постепенности, различными в разных странах темпами, что отражает значительную специфику государств ближнего зарубежья: особенности экономической и политической обстановки, состояние народного хозяйства, социальную структуру населения и уровень его цивилизованности, национальные и региональные традиции, климатические условия, соотношение реформистских и антиреформистских сил в руководящих структурах. На самых первых  порах рыночных преобразований  рассматриваемые государства ограничились внесением в трудовые кодексы и иные законодательные акты изменений и дополнений, аналогичных  или близких  тем, которые были  внесены Законом  от 25 сентября 1992 г. в Кодекс законов о труде РСФСР. Одновременно в 90-е годы в большинстве государств был принят комплекс законов и подзаконных актов по важнейшим вопросам трудовых отношений, частично обновивших  многие  институты трудового права. Следует отметить, что интенсивность законодательных реформ, масштабы  обновлений законодательства оказались различными в разных странах. На Украине, в Беларуси, Казахстане, Молдове, Узбекистане, Кыргызстан, Туркменистане в законодательство были внесены более или менее существенные изменения, принято немало новых законов и иных актов, в то время как в Грузии, Армении, Азербайджане прежнее законодательство о труде мало изменилось. Некоторые государства ближнего зарубежья (Туркменистан в 1993 г., Узбекистан в 1995 г.) сочли необходимым провести кодификацию  трудового законодательства и заменить советские кодексы новыми национальными кодификационными   актами по труду. Еще в двух государствах (Беларуси и Кыргызстане) разработаны проекты новых трудовых кодексов. В остальных государствах, судя по имеющимся данным, предполагается издание в ближайшем будущем  законодательных актов по труду, призванных занять место еще действующих законов СССР  и других  актов советского трудового законодательства с тем, чтобы постепенно преобразовать все институты трудового права с точки зрения требований рыночной экономики, новых общественных  потребностей, возникших в результате проводимых реформ. В этих странах новая кодификация трудового законодательства рассматривается как более или менее отдаленная перспектива. Оценивая в целом действующее в настоящее время законодательство о труде в государствах бывших  республиках СССР, можно  констатировать, с одной стороны, сохранение в нем немалого числа юридических норм и конструкций, существовавших в советский период и регулировавших конкретные вопросы трудовых отношений, а с другой стороны, почти повсеместный отказ от идеологических догм социализма, пропагандистских деклараций и пустой риторики, которыми изобиловали советские законы, Отменены  или видоизменены многие нормы и положения прежнего трудового законодательства, противоречащие основополагающим  принципам рыночной экономики, демократическим свободам и нравам человека или просто устаревшие на исходе XX века.   

В новых конституциях, кодификационных актах по труду провозглашены как незыблемая основа формируемой  правовой системы цивилизационные начала, закрепленные  в актах ООН и МОТ, общепризнанные  принципы и нормы международного  права. Повсюду наблюдается расширение договорных начал в правовом регулировании труда, сдвиг от законодательства и централизации к договору и автономии сторон, от императивности к диспозитивности, повышение роли локальных источников трудового права. Во многих случаях произошла корректировка уровня и форм  реализации социальных гарантий работников с учетом необходимости укрепления предпринимательства  и расширения прерогатив собственников, содействия росту внутренних и внешних инвестиций, созданию рабочих мест- условия первоначального накопления капиталов, реальные возможности экономики, находящейся  в состоянии глубокого кризиса в связи со структурной перестрой кой, все эти и иные неумолимые императивы  переходного периода не могли не сказаться на развитии и особенно на практике  применения трудового законодательства. В числе прочего проявилась тенденция к большей гибкости в  правовом  регулировании  трудовых отношений  (например, при увольнениях работников, переводах их на другую работу, при установлении заработной платы), а в ряде случаев произошло снижение прежнего уровня правовых гарантий для работников.      В сфере труда и трудовых отношений стали широко применять нормы гражданского права и конструкции.

Вместе с тем  трудовое право сохранило и  с  большим  или меньшим  успехом  продолжает выполнять свои жизненно важные для общества функции, смягчая негативные для наемных работников последствия перестройки экономики  на рыночных  началах, атрибуты и проявления  "дикого капитализма" и первоначального накопления капитала. В условиях  переходного периода защитная роль  трудового права, его значение как социального амортизатора и социального стабилизатора особенно возрастают. 

Нужно учитывать  то, что большинство бывших  республик СССР входят вместе с РФ в Содружество Независимых Государств и ставят целью добиваться гармонизации социальных стандартов, в частности, путем принятия модельных кодексов-рекомендаций для государств участников СНГ- это один из важнейших способов дальнейшей активизации интеграционных процессов в нашем регионе. Нельзя не учитывать и того, что в рамках СНГ складывается общий рынок труда. Началом его регулирования стало принятие странами, входящими в СНГ, многосторонних и двусторонних соглашений, касающихся трудовой  миграции и принятия мер по сближению трудового законодательства стран участников СНГ. Можно  констатировать, что на сегодняшний день значительная часть действующего трудового законодательства стран ближнего зарубежья участников СНГ совпадает либо близка по содержанию с теми нормами, которые действуют в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Менеджмент организации