Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:33, курсовая работа
Новое трудовое законодательство, с одной стороны, отменяло или видоизменяло нормы и положения, действовавшие в советскую эпоху, а с другой стороны - формировало отдельные институты и пединституты трудового права, отсутствовавшие при социализме. Нормативные акты по труду, принятые в 90-е годы, представляют собой первый, начальный этап преобразования советского трудового права в новое трудовое право России, отражающее требования и реалии рыночной экономики, специфику складывающегося в нашей стране экономического и политического строя, российской разновидности капитализма. Мы рассмотрим основные направления реформирования трудового права в 90-е годы, которые заложили лишь основы нового трудового права России, окончательное формирование которого еще не завершено. Новая Конституция - исходная основа постсоветского развития российского трудового права.
Введение__________________________________________________3
Глава 1___________________________________________________5
Глава 2___________________________________________________8
Глава 3___________________________________________________12
Глава 4___________________________________________________16
Глава 5___________________________________________________18
Глава 6___________________________________________________26
Заключение_______________________________________________29
Список литературы________________________________________30
Глава 3.
Новая Конституция
- исходная основа постсоветского развития
российского трудового права. Важным
первоначальным шагом на пути реформирования
советской общественно-
Конституция Российской Федерации 1993 г. создала прочную основу для развития на новых началах всех отраслей российского права, в том числе трудового.
Статья 7 Конституции провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, установление минимального размера оплаты труда, поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, подняла на конституционный уровень государственную деятельность по охране труда.
Статьи 30 и 37 установили каталог трудовых прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В этой Конституции по-новому по, сравнению с советскими конституциями сформулировано право на труд, причем акцент здесь делается на обеспечении каждому свободы труда, права распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Впервые в истории нашей страны на конституционном уровне был запрещен принудительный труд, признано право на индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку. Пункт "к" ст. 72 установил, что трудовое право входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поправки и дополнения КЗоТ. Изменения, происшедшие в экономической и политической жизни России после 1991 г., сделали необходимым внесение существенных поправок и дополнений в КЗоТ РСФСР, принятый в иных социально-экономических условиях.
25 сентября 1992 г.
Верховный Совет Российской
Новая редакция
КЗоТа была нацелена на либерализацию
и демократизацию трудовых отношений,
на корректировку тех статей КЗоТа,
которые противоречили
По-новому была очерчена сфера действия Кодекса. Если раньше он распространял свое действие только на рабочих и служащих, то в новой редакции было предусмотрено, что он регулирует трудовые отношения всех работников. Эта поправка означала распространение сферы действия законодательства о труде на работающих членов хозяйственных обществ и товариществ, потребительских и производственных кооперативов, работников коллективных предприятий, т. е. работников, состоящих в отношениях, связанных с членством и собственностью.
По-новому были определены основные трудовые права и обязанности. В новой редакции они ориентировались на Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР, на акты ООН и МОТ. Самым важным изменением были отказ от социалистической концепции права на труд и принятие формулировки этого права, взятой из ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором акцент сделан на свободе и добровольности труда. Новое определение содержания права на труд включало право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. С 1992 г. в нашем Кодексе содержится норма о запрете принудительного труда. В числе новых основных трудовых прав, введенных поправками 1992 г., - право работника на судебную защиту своих трудовых прав, на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой, право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации. Вместе с тем в новой редакции Кодекса отсутствовало имевшееся в прежнем тексте право работников на участие в управлении предприятием.
Обязанности работников были сформулированы более кратко; были исключены пропагандистские клише, принятые в советские времена ("народное добро"). Кроме того, обязанность работника повышать производительность труда, профессиональное мастерство, качество работы и выпускаемой продукции была заменена обязанностью наиболее общего характера - добросовестно выполнять трудовые обязанности.
Новая редакция
Кодекса решила вопрос о соотношении
российского трудового
С 1992 по 2001 гг. включительно
КЗоТ подвергался редактированию со
стороны законодательных
Новое трудовое законодательство взяло курс на демократизацию и социализацию трудовых отношений. Радикально изменялись условия труда. Введение «запрета на принудительный труд» было первым шагом на пути приближения отечественного трудового законодательства к международным стандартам прав и свобод человека.
Поскольку в
конце 20- начала 21 века Россия поэтапно
стремится к развитию рыночной экономики,
что само собой требовало кардинального
изменения отношений между работником
и работодателем, ряд изменений в трудовом
законодательстве предусматривал исключение
факторов, препятствующих этому.
Глава 4.
Вопрос о разработке
и введении нового Трудового кодекса
назревал давно. С переходом России
к рыночной экономике и принятием новой
Конституции в 1993 году появилась потребность
провести реформу в трудовом законодательстве.
Многообразие форм собственности предприятий
и организаций, осознание трудовой силы
действительно как товара заставило законодателей,
ученых в области трудового права, работников,
профсоюзные организации, обратить
пристальное внимание на состояние правовых
норм в сфере труда.
Различные
проекты Трудового кодекса
Новый Трудовой
кодекс РФ пришел на смену КЗОТ РФ, регулировавшему
трудовые отношения почти 30 лет. За
это время произошли кардинальные изменения
и в политической жизни страны, и в ее экономике.
Рыночные отношения пришли в глубокое
противоречие с нормами трудового законодательства,
концепция которого была сориентирована
на государственные предприятия и учреждения
как единственных работодателей.
При подготовке
кодекса учитывались законы и
иные нормативные акты– как уже
принятые, так и находившиеся в
стадии разработки.
Особо обсуждался
вопрос о наименовании кодекса. Традиционное
название - Кодекс законов о труде
– неоднократно подвергалось критике.
Кодекс- это тоже закон, поэтому словосочетание
«Кодекс законов» является повторным
определением слова «Кодекс». Поэтому
решено было назвать разрабатываемый
кодекс Трудовым кодексом РФ (сокращено
ТК).
Глава 5
После принятия в 1993 году Конституции РФ начался объективный процесс построения стройной и целостной системы российского законодательства. Конечно, в этом процессе главную роль играло объединение правовых норм и их систематизация, что в конечном счете привело к созданию российских кодифицированных актов так называемой первой волны, пик которой пришелся на 1995 год (ГК РФ, АПК РФ, Водный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ). Увы, Трудовой кодекс не вошел в их число, как, впрочем, и в число кодексов, принятых позднее. В этой связи правоприменительной практике долгие годы пришлось мириться с несовершенными и устаревшими по сути своей нормами Кодекса законов о труде. Нужно признать, что в эти нормы вносились изменения, но они имели точечный характер и не решали главной задачи - адекватного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в кардинально изменившихся условиях российской экономики. Надо напомнить, что принимаемые с начала 90-х годов в большом количестве законы, регулирующие отношения в этой области права, не включались в КЗоТ РФ. В конце концов, сложилась ситуация, при которой Кодекс законов о труде вопреки своему названию таких законов не содержал. Он постепенно и как-то незаметно деградировал в некое подобие основ законодательства о труде при обособленном существовании массива трудового законодательства.
Не лишним будет сказать и о нормах КЗоТа, корни которых вели к рудиментам в виде приоритета государственной собственности и наличия единственного в своем роде работодателя - государства. Объективно устаревшие нормы на практике неизбежно порождали споры.
Кодекс законов о труде просуществовал вплоть до 1 февраля 2002 года. Вместо него был введен новый кодифицированный законодательный акт, получивший название Трудовой Кодекс Российской Федерации. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.
После состоявшегося
рождения нового Трудового кодекса, можно
говорить, что мы имеем дело с довольно
целостным и законченным документом, который
в будущем, хотелось бы надеяться, не захлестнут
многочисленные изменения и дополнения.
ТК РФ разрабатывался для регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики – и это главное его отличие от старого КЗОТ. Нормы старого КЗОТ формулировались с учетом их применения в условиях государственного предприятия. Но времена меняются, из года в год растет частный сектор экономики, для которого многие положения КЗОТ 1972 года непригодны.
В КЗОТ было 255 статей, подразделенных на 18 глав, а в ТК РФ уже 424 статьи, объединенных в 62 главы, те в свою очередь – в 14 разделов и в 6 частей – это свидетельствует о границах расширения действия кодекса, о возрастании роли закона в регулировании трудовых отношений;
К ТК РФ добавились новые разделы, которых в КЗОТ не существовало;
Понятие администрация предприятия, учреждения, организации (далее – ПУО) заменяется в ТК РФ на работодателя организации.
В части
первой раздела I «Общие положения» установлены
иные задачи по сравнению с КЗОТ;
также в ТК РФ определены основные
принципы трудового законодательства,
запрещение дискриминации и
Появились
статьи о действии норм трудового
законодательства во времени, в пространстве
и по кругу лиц. Сделана попытка
разграничить компетенцию Российской
Федерации и ее субъектов в
этой сфере, дана иерархия системы источников
трудового права.
К основным правам работника, которые указаны в КЗОТ, добавились в новом кодексе: право на предоставление работнику работы, обусловленную ТД,; право на ведение коллективных переговоров через своих представителей; участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах и другие права, а также добавились 4 обязанности: работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда и незамедлительно сообщать работодателю о возникшую ситуацию, предоставляющую угрозы жизни и здоровья людей, сохранности имущества работодателя (ст.21 ТК РФ).