Менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, реферат

Описание

Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий

Работа состоит из  1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:

        быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,

        рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

        стабильность полномочий и ответственности за персоналом.

        единство и четкость распорядительства;

        более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений;

        личная ответственность каждого руководителя за результаты де­ятельности;

        профессиональное решение задач специалистами функциональ­ных служб.

Недостатки.

Отмечаемые недостатки

Причины недостатков

Пути устранения недостатков

Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности

Разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100%

-

Недостаточная для больших предприятий, и предприятий, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений

Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями

Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями.

Применение процессного подхода

Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения

Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями

Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями

Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства

Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия

Усиление высшего руководства.

Использование процессного подхода.

Внедрение системы бюджетирования и мотивации.

Разногласия между линейными и функциональными службами;

Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия

Усиление высшего руководства.

Использование процессного подхода.

Внедрение системы бюджетирования и мотивации.

Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов

Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия

Усиление высшего руководства.

Использование процессного подхода.

Внедрение системы бюджетирования и мотивации.

Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами

Недостаточная квалификация персонала, отсутствие четких регламентов

Повышение квалификации, четкое регламентирование


Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ предприятия, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов. Но это будет уже некоторая производная организационная структура. 

 

Кроме того, под линейно-функциональной структурой часто понимают структуру, в которой предприятие разделена на несколько независимых линейных структурных подразделений, каждое из которых выполняет свои определенные функции, например, маркетинг, производство, и т.д. В этом случае структура имеет характеристики и линейной, и дивизиональной структуры (в зависимости от уровня делегирования полномочий).

 

Анализ рентабельности предприятия              

                                                                         

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества

характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как

отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат

Это важнейшая группа показателей, так как результаты их ана­лиза позволят

принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес,

характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей

ее ценой.

     Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность

операционной (производственно-хозяйственной) деятельности пред­приятия. Она

призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть

использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции.

Рассчитывается как отношение операцион­ного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависи­мости от отрасли и

поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении

его с соответствующими показателя­ми однотипных предприятий, в динамике или

по сравнению с плано­выми показателями.        -

Формирование показателя рентабельности продаж показано

на рис 1

    

 

 

 

     Рентабельность собственного капитала - самый значимый пока­затель

в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования

имущества, находящегося в его собственности. На ос­нове этого показателя

собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во

внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет

образом распределе­на между владельцами (акционерами) предприятия.

Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости

собствен­ного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении мож­но действовать в двух

основных направлениях:

•  Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рента­бельности

продаж.

•  Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими

активами и пассивами, снижение потребности в допол­нительном финансировании

В общем случае   для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной

бизнес следует сравнить прогнозируемую рен­табельность собственного капитала

с альтернативными возможностями  размещения свободных ресурсов (например,

депозит) с учетом фактора риска.

Для того, чтобы понять как и за счет чего формируется итого­вый показатель

рентабельности собственного капитала следует рас­смотреть ряд промежуточных

показателей,

     Рентабельность чистых активов - показатель эффективности

операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отноше­ние

операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты ( долго – и краткосрочные)

С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их

оборачиваемости и рентабельности продаж:

(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы) =

(Операционная прибыль / Чистые активы)

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности

финансового рычага

     Финансовый рычаг- соотношение собственных и заемных средств в

структуре чистых активов характеризует влияние кредито­вания на эффективность

деятельности предприятия. Основной крите­рий оценки эффективности финансового

рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя

рентабельности чис­тых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение

                              рента­бельности собственного капитала, и наоборот.

Значение финансового рычага показывает на сколько увеличит­ся / уменьшится

значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении

рентабельности чистых активов.

     Финансо­вый рычаг рассчитывается по следующей формуле:= Чистые активы

/ Собственный капитал

Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:

     Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов *

Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж)* (Объем

продаж /Чистые активы) *    (Чистые активы / Собственный капитал) =

                (Операционный доход/ Собственный капитал)               

Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного

капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители  фигурировала чистая

прибыль.

            (Операционный доход/ Собственный капитал)*           

     (((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного капитала,

где,  ОД - операционный доход;

I - сумма процентов по кредитам;

Т - ставка налога на прибыль

Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается

некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о

прибылях и убытках.

Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала

показано-

    

 

 

 

Рисунок . Схема формирования показатели рентабельности собствен­ного капитала.

Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на

рентабельность собственного капитала явля­ются:

Факторы операционной деятельности:

•   рентабельность продаж;

•  оборачиваемость чистых активов.

Факторы финансовой деятельности:

•  финансовой рычаг;

•   проценты и налоги.

     Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую все­ми без

исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника

формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине

актинов. Служит для оценки эффективно­сти бизнеса в целом (а не только

эффективности собственного капита­ла).

     Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует диви­дендную

политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остаю­щуюся на предприятии, и,

следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение

нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли

предпри­ятия.

Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собствен­ным капиталом

используют другую формулу этого показателя:

Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на на­чало периода

Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие

показатели рентабельности предприятия:

     Доходность акционерного капитала - объем распределяемой между

акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

     Чистая прибыль на акцию- величина чистой прибыли, полученной

предприятием, приходящаяся на одну акцию.

     Дивиденд на акцию- прибыль распределяемая между акционерами,

приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них

может вызвать ухудшение других, например:

•   привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного

капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:

•  повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных

активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;

•   привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного

кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной

устойчивости.

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает

большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).

    

    

2.1Факторный анализ показателей рентабельности

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся

совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации

производства   и управления ; структура капитала и его источников; степень

использования производственных ресурсов; объем ,качество и структура

продукции; затраты на производство и себестоимость изделий ; прибыль по видам

деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельно­сти предусматривает

разложение исходных формул расчета пока­зателя по всем качественным и

количественным характеристикам интенсификации производства и повышения

эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей

рен­табельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или

пятифакторную модель.

Чтобы упростить модель, затраты на производство и реали­зацию продукции

сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации

основных средств. Для практи­ческого применения модели к затратам на

материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов,

работ и услуг производственного характера (выполняемых сто­ронними

организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива,

покупной энергии и т.п. Затраты на оп­лату труда следует дополнить

отчислениями на социальные нуж­ды. Кроме того, отдельным элементом следует

учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными-

ми видами затрат.                                            |

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

    

где R - рентабельность активов (капитала);

     Р - прибыль от реализации;

     К - средняя за период стоимость активов;

     F - средняя за период стоимость вне оборотных активов;

     Е — средние остатки оборотных активов;

     - затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимос­ти;

     - зарплатоемкость  продукции;

     материалоемкость продукции;

Информация о работе Менеджмент