Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:24, курсовая работа
Руководить — значит приводить сотрудников к успехам и к самореализации
1. Введение 2
2. Природа конфликта 4
2.1. Что такое конфликт? 4
2.2. Типы конфликтов 5
2.3. Причины конфликтов 8
2.4. Модель процесса конфликта 11
2.5. Последствия конфликтов 12
3. Управление конфликтной ситуацией. 13
3.1. Противодействие возникновению конфликта 13
3.2. Как должен реагировать руководитель? 14
3.3. Структурные методы разрешения конфликта 15
3.4. Межличностные стили разрешения конфликтов 16
4. Резюме 18
5. Список использованной литературы 19
«Если я правильно
понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите,
как оттает ваш партнер. Возьмите
листок бумаги и сформулируйте вместе
с ним, о чем, собственно, идет речь.
Вместе зафиксируйте, что вас объединяет,
а что разделяет. Задача — преодолеть
раздел. В этом состоит сохраняющийся
конфликт. Теперь попросите партнера дать
свои предложения. Каждое предложение
— и его, и ваше — надо записать. Вместе
выберите лучшие предложения. Из них —
самое лучшее, и именно оно должно стать
решением.
Это реальный путь.
Он не легок. Нужен опыт. Так как
тот же процесс может разворачиваться
и в неслужебной обстановке, попрактикуйтесь
дома, в семье. Темой может быть
совместный выезд за город.
3.2. Как должен
реагировать руководитель?
Еще до разговора
с сотрудником ему надо дать понять, что
конфликт — это не что-то такое, что обязательно
затрагивает честь и достоинство его участников,
конфликт —это часть жизни и его вполне
возможно разрешить. Сотрудник должен
ощущать вашу готовность помочь. Это поможет
ему сделать первый шаг Может быть, начать
стоит так: «У меня сложилось впечатление,
что Вас что-то угнетает. Если я могу Вам
помочь, я с удовольствием это сделаю.
Пожалуйста, обращайтесь ко мне в любое
время». В процессе дальнейшего разговора
необходимо обратить внимание на ряд моментов:
• надо показать
сотруднику, что он вам интересен,
что к его проблемам вы относитесь
серьезно;
• просигнализируйте
ему, что его проблема не выйдет из
помещения, в котором происходит
беседа;
• покажите, что
его проблема рассматривается не как его
«вина»?
• дайте сотруднику
выговориться, не перебивайте его, даже
если он говорит долго и возникают
паузы. Перебить — значит продемонстрировать
нетерпение и неуважение;
• задавайте
вопросы, которые помогут ему
четче увидеть его же проблему. Бывает,
что то, что предстает серьезной проблемой,
на самом деле таковой не является. Настоящая
проблема лежит глубже;
вместе с сотрудником
ответьте на вопрос: насколько велика
проблема? Часто проблемы воспринимаются
гораздо глубже, чем они того заслуживают.
Если сотрудник обсуждает с шефом свою
личную проблему, в момент разговора он
легко раним. Он остро реагирует на любые
нападки на себя или на «свою» проблему.
Если его хотят убедить в том, что его проблема
не так уж велика, он будет считать себя
уязвленным и Станет глух к любой помощи.
Реальную оценку остроты проблемы можно
сопровождать вопросами, укреплять рациональный
подход. Но попытки выносить суждения
о проблеме или намеки на то, как легко
вы сами справляетесь с подобными «мелочами»,
неуместны. Если сотрудник воспринимает
что-то как проблему, к этому и надо относиться
как к проблеме.
Цель любого
подобного разговора — оказание
помощи для развития «самопомощи».
Сотрудник должен быть в состоянии,
опираясь на вашу поддержку, самостоятельно
справиться со своей проблемой. Ни в коем
случае нельзя брать на себя его проблему
и возвращать ему готовое решение. Это
означало бы: «Ты слишком глуп и даже не
можешь решить собственные проблемы. Я
покажу тебе, как это делается!»
Так сотрудник ничему
не научится и всегда будет тушеваться
в борьбе с трудностями. Если в его поведении
доминантой будет ожидание помощи со стороны,
он будет лишен возможности учиться. К
тому же он оказывается в положении благодарящего,
что существенно сужает диапазон его поведения.
Вынужденный выражать благодарность,
он вряд ли сможет сказать, что его гнетет
новый конфликт, или что старый еще дает
о себе знать, или что предложенное решение
оказалось неверным и ситуация обострилась
еще больше. Этот сотрудник уже не может
даже сказать, что что-то, относящееся
к работе, делается не так, как нужно, если
это «что-то» решено шефом.
Каждый конфликт выявляет силы конфликтующих сторон, которые до этого были, возможно, неизвестны. Если шеф сам хочет его решить, он лишает сотрудника возможностей роста.
3.3. Структурные
методы разрешения конфликта
• РАЗЪЯСНЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним из лучших
методов управления, предотвращающий
дисфункциональный конфликт, - разъяснение
того, какие результаты ожидаются
от каждого сотрудника и подразделения.
Здесь должны быть упомянуты такие параметры
как уровень результатов, который должен
быть достигнут, кто предоставляет и кто
получает различную информацию, система
полномочий и ответственности, а также
четко определены политика, процедуры
и правила. Причем, руководитель уясняет
все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы
его подчиненные хорошо поняли, чего ждут
от них и в какой ситуации.
• КООРДИНАРНЫЕ
И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Еще
один метод управления конфликтной
ситуацией - это применение координационного
механизма. Один из самых распространенных
механизмов - цепь команд. Как еще давно
отмечал Вебер и представители административной
школы, установление иерархии полномочий
упорядочивает взаимодействие людей,
принятие решений и информационные потоки
внутри организации. Если два или более
подчиненных имеют разногласия по какому-то
вопросу, конфликта можно избежать, обратившись
к их общему начальнику, предлагая ему
принять решение. принцип единоначалия
облегчает использование иерархии для
управления конфликтной ситуацией, так
как подчиненный прекрасно знает, чьим
решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной
ситуацией очень полезны
• ОБЩЕОРГАНИЗАЦИООНЫЕ
КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление общеорганизационных
комплексных целей - еще один структурный
метод управления структурной ситуацией.
Эффективное осуществление этих целей
требует совместного усилия двух или более
сотрудников, групп или отделов. Идея,
которая заложена в эти высшие цели - направит
усилия всех участников на достижение
общей цели.
Например, если
три смены производственного
отдела конфликтуют между собой,
следует сформулировать цели для
своего отдела, а не для каждой смены
в отдельности. аналогичным образом,
установление четко сформулированных
целей для всей организации в
целом также будет способствовать тому,
что руководители отделов будут принимать
решения , благоприятствующие всей организации,
а не только их собственной функциональной
области. Изложение высших принципов (ценностей)
организации раскрывает содержание комплексных
целей. Компания старается уменьшить возможности
конфликта, излагая общеорганизационные
комплексные цели, чтобы добиться большей
слаженности и деятельности всего персонала.
Приводя компанию
“МакДоналдс” в качестве примера
организации, сформулировавшей комплексные
цели для всех сотрудников, профессора
Паскаль и Атос говорят:
“Начиная строить
свою империю ресторанов быстрого обслуживания,
“МакДоналдс” направил внимание не только
на цены, качество и долю рынка. Руководство
компании считало, что они действительно
оказывают услугу американцам, имеющим
ограниченные средства. Эта социальная
“миссия” придала большой вес оперативным
целям. Повара и официанты в заведениях,
работающих под вывеской “МакДоналдс”,
отнеслись к этим целям более высокого
порядка как к полезному приему, помогающему
выдержать общефирменную строгую систему
контроля за качеством. Соблюдать высокие
стандарты было легче, когда они подавались
в контексте помощи обществу”.
• СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения
можно использовать как метод управления
конфликтной ситуацией, оказывая влияние
на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим группам
организации и стараются подойти к решению
проблемы комплексно, должны вознаграждаться
благодарностью, премией, признанием или
повышением по службе. Не менее важно,
чтобы система вознаграждений не поощряла
неконструктивное поведение отдельных
лиц или групп.
Например, если
вознаграждать руководителей отделов
сбыта только на основании увеличения
объема проданных товаров, то это может
вступить в противоречие с намеченным
уровнем получения прибыли. Руководители
этих отделов могут увеличить объемы сбыта,
предлагая без всякой надобности больше
скидки и, тем самым, снижая уровень средней
прибыли компании. или может возникнуть
конфликт между отделом сбыта и кредитным
отделом фирмы, Стараясь увеличить объем
продаж, отдел сбыта может не уложиться
в рамки, установленные отделом кредитов.
Это ведет к сокращению возможностей получения
кредитов и, следовательно, к снижению
авторитета кредитного отдела. В такой
ситуации кредитный отдел может усугубить
конфликт, не дав согласия на неординарную
операцию и лишая отдел сбыта соответствующих
комиссионных.
Систематическое
скоординированное
3.4. Межличностные
стили разрешения конфликтов
• УКЛОНЕНИЕ. Этот
стиль характеризуется
• СГЛАЖИВАНИЕ.
Этот стиль характеризуется
• ПРИНУЖДЕНИЕ.
В рамках этого стиля превалируют
попытки заставить принять свою точку
зрения любой ценой. Тот, кто пытается
это сделать, не интересуется мнением
других. Лицо, использующее такой стиль,
обычно ведет себя агрессивно, и для влияния
на других обычно использует власть путем
принуждения. Конфликт можно взять под
контроль, показав, что обладаешь самой
сильной властью, подавляя своего противника,
вырывая у него уступку по праву начальника.
Этот стиль принуждения может быть эффективным
в ситуациях, где руководитель имеет значительную
власть над подчиненными. Недостаток этого
стиля заключается в том. что он подавляет
инициативу подчиненных, создает большую
вероятность того, что будут учтены не
все важные факторы, поскольку представлена
лишь одна точка зрения. Он может вызвать
возмущение, особенно у более молодого
и более образованного персонала.
• КОМПРОМИСС. Этот
стиль характеризуется
• РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Данный стиль - признание различия во
мнениях и готовность ознакомиться
с иными точками зрения, чтобы
понять причины конфликта и найти
курс действий, приемлемый для всех
сторон. Тот, кто пользуется таким стилем
не старается добиться своей цели за счет
других, а скорее ищет наилучший вариант
решения конфликтной ситуации. Расхождение
во взглядах рассматривается как неизбежный
результат того. что у умных людей есть
свои представления о том, что правильно,
а что нет. Эмоции можно устранить лишь
путем прямых диалогов с лицом, отличный
от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение
конфликта возможны, только для этого
требуется зрелость и искусство работы
с людьми... Такая конструктивность в разрешении
конфликта (путем решения проблемы) способствует
созданию атмосферы искренности, столь
необходимой для успеха личности и компании
в целом.
Таким образом,
в сложных ситуациях, где разнообразие
подходов и точная информация являются
существенным для принятия здравого
решения, появление конфликтующих мнений
надо даже поощрять и управлять ситуацией,
используя стиль решения проблемы. Другие
стили тоже могут с успехом ограничивать
или предотвращать конфликтные ситуации,
но они не приведут к оптимальному решению
вопроса, потому что не все точки зрения
были изучены одинаково тщательно. Из
исследований известно, что высокоэффективные
компании в конфликтных ситуациях пользовались
стилем решения проблем больше, чем малоэффективные
компании. В этих высокоэффективных организациях
руководители открыто обсуждали свои
расхождения во взглядах, не подчеркивая
разногласий, но и не делая вида, что их
вовсе не существует. Они искали решение
пока, наконец, не находили его. Они также
старались предотвратить или уменьшить
назревание конфликта, концентрируя реальные
полномочия принимать решения в тех подразделениях
и уровнях управленческой иерархии, где
сосредоточены наибольшие значения и
информация о факторах, влияющих на решение.
Хотя исследований в этой области еще
не так много, ряд трудов подтверждает
эффективность данного подхода к управлению
конфликтной ситуацией.