Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:48, курсовая работа
Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принципов, закрепляемых в главе 1 Конституции Российской Федерации, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей.
Основы конституционного строя - это и действительное осуществление данных принципов, и то состояние общества, государства, национального права, которое сложилось под их воздействием.
Введение………………………………………………………………………….… 2
1. Понятия и принципы местного самоуправления РФ………………………. . . 4
2. Полномочия органов местного самоуправления………………………………9
3. Правовая основа местного самоуправления…………………… …………….15
4. Местное самоуправление городского округа город Рыбинск.………………18
Заключение…………………………………………………………………… …..24
Список использованных источников и литературы…………………………….26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятия и принципы местного самоуправления РФ………………………. . . 4
2. Полномочия органов местного самоуправления………………………………9
3. Правовая основа местного самоуправления…………………… …………….15
4. Местное самоуправление городского округа город Рыбинск.………………18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………….26
Введение
Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принц
Основы конституционного строя - это и действительное осуществление данных принципов, и то состояние общества, государства, национального права, которое сложилось под их воздействием.
Конституционные проявления местного самоуправления сводятся к тому, что, будучи основой конституционного строя, местное самоуправление выступает как:
Характеристика местного самоуправления как одной из основ конституционного строя связана с намерениями России быть демократическим
и правовым государством (ч. 1 ст. 1 Конституции
РФ). Она свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающег
Местное самоуправление как принцип и коллективное право местных сообществ жителей, вырастающее из индивидуальных, групповых прав, и наоборот, порождающее их, прежде всего, является средством уточнения, конкретизации правового положения человека и гражданина, инструментом обеспечения достоинства личности.
Местное самоуправление раскрыв
Перечисленные положения являются организующими
устоями и для местного самоуправления, поскольку оно является каналом осуществления
народовластия. Однако такой основополагающий для государства принцип, как осуществление государственной власти
на основе разделения на законодательную, исполнительную
и судебную (статья 10 Конституции РФ), прямо
на местное самоуправление не распространяется, хотя может иметь
место и на деле осуществляется во многих
муниципальных образованиях. На этом уровне
нет законодательных и судебных органов.
1. Понятия и принципы местного самоуправления РФ.
Конституция Российской Федерации (статья 12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
Местное самоуправление – это признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Граждане РФ осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление имеет ряд особенностей относительно объема, диапазона и правовой природы объектов своего влияния, значительная часть которых не характерна для других правоотношений. Такими объектами выступает публичная власть; права, свободы и обязанности человека и гражданина; вопросы местного значения; функции субъектов местного самоуправления; объекты коммунальной собственности; местные бюджеты, доходы местных бюджетов, местные налоги и сборы, местные займы и т.п.
Базовая территориальная единица местного самоуправления - муниципальное образование. Муниципальные образования, в силу этого принципа, должны, по общему правилу, создаваться на всех населенных территориях всех субъектов Федерации.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно действующему российскому законодательству местное самоуправление характеризуется следующими признаками:
Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах законодательства РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В основе местного самоуправления
в РФ лежат следующие основные
принципы, закрепленные Конституцией
РФ и федеральным
- самостоятельность и организационная обособленность: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, органы государственной власти не вправе формировать органы местного самоуправления, назначать их должностных лиц. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Население в соответствии со ст. 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством, подконтрольность и подотчетность всех сторон деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления населению соответствующего муниципального образования;
- многообразие организационных форм местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
- неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного самоуправления;
- законность в организации и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления. Суть этого принципа применительно к местному самоуправлению состоит в том, что, во-первых, создание муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления должны носить легитимный, то есть предусмотренный законом, характер; во-вторых, компетенция органов местного самоуправления не может определяться или изменяться иначе как на основании закона; в-третьих, законность здесь означает также то, муниципальные органы должны обладать в пределах своих полномочий самостоятельностью и определенной независимостью на территории муниципального образования от каких-либо волевых, не предусмотренных законом, влияний, давлений, командований. В то же время органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность за свои действия и решения в установленном законом порядке;
- принцип гласности, публичности в организации
и функционировании местного самоуправления,
его органов и должностных лиц:
учет в деятельности органов местного
самоуправления не только интересов местного
населения, но также общефедеральных и
региональных интересов на территории
соответствующего муниципального образования;
- коллегиальность и единоначалие;
- наличие государственных
гарантий местного самоуправления, принцип
государственной поддержки местного самоуправления.
2. Полномочия местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе управления обществом и государством, использует, в частности, понятия: «полномочия местного самоуправления» (статья 12 устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно), «права местного самоуправления» (статья 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно, государство признает за самоуправляющимся территориальным образованием (местным сообществом) определенную совокупность полномочий, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права (федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для реализации задач и функций местного самоуправления на данной территории.
Информация о работе Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя РФ