Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание

Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принципов, закрепляемых в главе 1 Конституции Российской Федерации, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей.
Основы конституционного строя - это и действительное осуществление данных принципов, и то состояние общества, государства, национального права, которое сложилось под их воздействием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….… 2
1. Понятия и принципы местного самоуправления РФ………………………. . . 4
2. Полномочия органов местного самоуправления………………………………9
3. Правовая основа местного самоуправления…………………… …………….15
4. Местное самоуправление городского округа город Рыбинск.………………18
Заключение…………………………………………………………………… …..24
Список использованных источников и литературы…………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая- Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя РФ.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Полномочия местного самоуправления определяют пределы  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Следствием их реализации является возникновение, изменение, прекращение правомочий органов местного самоуправления, должностных лиц, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан.

Полномочия местного самоуправления включают:

а) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью. Большинство этих полномочий реализуется 
органами местного самоуправления и поэтому выступает составной частью компетенции муниципальных органов;

б) отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в этом случае делегирование государством полномочий должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых 
средств (статья 132).

Самостоятельность местного самоуправления носит относительный характер, поскольку государство законодательно определяет пределы полномочий местного самоуправления. В зависимости от сферы осуществления местного самоуправления выделяют учредительные, компетенционные, организационные и территориальные пределы.

Деятельность органов местного самоуправления может прекращаться решениями органов государственной власти. Представительный орган местного самоуправления может распускаться законом субъекта РФ. Глава субъекта Федерации вправе своим правовым актом отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации. Однако названные действия органов государственной власти должны базироваться на судебных решениях, которыми установлено, что правовые акты, действия органов местного самоуправления противоречат действующему законодательству.

Полномочия местного самоуправления могут быть классифицированы  по определенным основаниям. По предметному признаку указанные полномочия подразделяются на следующие группы:  

1. Полномочия  в сфере организации муниципального  образования, определения системы  его органов и порядка их деятельности. Для установления пределов местного самоуправления важное значение имеет закрепленное ч.2 ст. 131 Конституцией РФ право населения на участие в изменении границы территории городского или сельского поселения, осуществляется через референдум, сход или иным способом, закрепленным законом.  

 В соответствии  со ст. 131 Конституции структура  органов местного самоуправления  определяется населением самостоятельно. Оно имеет право непосредственно  или через свои представительные  органы принимать Устав муниципального образования. С его помощью определяется не только структура муниципального образования, но и порядок формирования, функций и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, сроки и полномочий, формы ответственности органов местного самоуправления перед населением, формы и порядок прямого участия населения в решении вопросов местного значения.  

К этой же сфере должны быть отнесены и полномочия по принятию и изменению  Уставов муниципальных образований, контролю за их соблюдением, отделению в этих актах особенностей прохождения муниципальной службы, порядок выражения недоверия или досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления населением, а также полномочия определять основные идеи правовых  актов органов местного самоуправления.   

2. Полномочия  владеть, пользоваться и распоряжаться  землей, природными ресурсами, а  также объектами муниципальной  собственности. Реализация названной группы полномочий связана с созданием и укреплением экономической основы местного самоуправления.  

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся  в границах территории муниципального образования, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной  собственности, средства местного бюджета, государственная собственность, переданная местному сообществу для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного сообщества.  

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов  владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.  

 В состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета,  муниципальные внебюджетные фонды,  имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения здравоохранения и другое движимое и недвижимое имущество.  

Для эффективного управления муниципальной  собственностью население муниципального образования передает право пользования и распоряжения муниципальной собственностью органам и должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе в праве в соответствии с Законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.   

Муниципальная собственность защищается равным образом, как и частная, государственная  и иные формы собственности.  

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности  определяются самостоятельно выборными органами муниципального образования на основе законодательства РФ и ее субъектов.   

3. Полномочия  в сфере финансов и бюджета. Осуществление этой группы полномочий связано с созданием и упрочнением финансовой основы местного самоуправления. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с действующим  законодательством.  

 Основным инструментом формирования финансовой основы местного самоуправления является право органов муниципального образования самостоятельно формировать, утверждать и дополнять местный бюджет.   

В доходы местных бюджетов зачисляются  местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ на долговременной основе финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий и организаций, дотаций, субвенции, трансферных платежей и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.  

 Средства от указанных источников  зачисляются непосредственно в местный бюджет. Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.  

 Важным конституционным правом  местного самоуправления является  возможность устанавливать местные  налоги и сборы, поступления  от которых идут в местный  бюджет. Основные из них по действующему налоговому законодательству: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.  

 Анализ финансовой  основы местного самоуправления  показывает, что местных налогов  и сборов для обеспечения жизнедеятельности  муниципальных образований недостаточно. Поэтому существуют различные  формы финансовой поддержки государством, основными из которых являются дотации и субвенции из государственного бюджета.

4. Полномочия  местного самоуправления, обеспечивающие  социальное и культурное развитие. Будучи ячейкой гражданского общества, муниципальное образование должно быть в первую очередь ориентировано на решение вопросов социального развития соответствующих территорий. Вместе с тем государство тоже не может стоять в стороне от этой важной задачи. При всех территориальных, национальных, экономических и прочих различиях россияне являются гражданами единого государства, имеющими, согласно Конституции РФ, право на достойные человека условия существования.   

Государство обязано  гарантировать населению удовлетворение основных социальных потребностей не ниже уровня государственных социальных стандартов.  

Органы и должностные лица местного самоуправления должны обеспечивать основные социальные потребности граждан в сферах, отнесенных законодательством к их ведению, на уровне не ниже государственных социальных стандартов.   

 Важным инструментом  комплексного экономического и социального развития является право принимать планы и программы развития соответствующей территории, заслушивать отчеты об их исполнении, которое может осуществляться как через институты прямого народовластия так и представительными органами местного самоуправления.  

 Органы местного  самоуправления имеют полномочия  в сфере строительства, планировки, застройки и благоустройства  городских и сельских поселений,  управляют муниципальным жилым  фондом, руководят транспортными  предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности. В ведении местного самоуправления находятся и вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.   

5. Полномочия  местного самоуправления в сфере  обеспечения законности и общественного порядка. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Однако правомерно утверждать, что муниципальное образование призвано обеспечить защиту прав и законных интересов своих жителей. С этой целью органы и должностные лица, местное самоуправление вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, а также права органов и должностных лиц местного самоуправления.

3. Правовая основа местного самоуправления.

Реальное и эффективное  местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая  основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

    • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ - Европейская хартия местного самоуправления;
    • Конституция Российской Федерации;
    • федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;
    • конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
    • уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления дополняет общеевропейские законодательные нормы в том, что касается формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб их правомочности. В Европейской Хартии закреплено, что местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где  допускается по закону.

Вышеперечисленные нормативные акты являются непосредственной правовой основой организации местного самоуправления в России наряду с другими законами и подзаконными актами. К другим законам относятся ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», которые применяются в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и утрачивают силу с 1 января 2009 года.

Также существует и действует  ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который обеспечивает защиту данных прав в случае их нарушения.

К подзаконным актам относятся Указы Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления», от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», а также Постановления Правительства РФ, приказы Министерства Юстиции РФ в данной сфере и другие законодательные акты.

Информация о работе Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя РФ