Местное самоуправление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является анализ местного самоуправления в зарубежных странах.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основные принципы и системы МСУ в зарубежных странах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МСУ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления………………………………………………………………….6
1.2 Модели местного самоуправления в зарубежных странах……………….12
1.3 Порядок формирования органов местного самоуправления……………...15
2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МСУ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА………………………….22
2.1 Использования зарубежного опыта местного самоуправления в России…………………………………………………………………………….22
2.2 Рекомендации по выбору модели местного сумоуправления для России…………………………………………………………………………….23
2.3 Решение проблем экологической безопасности на примере взаимодействия города Челябинска и города Китакюсю……………………..29
2.4 Рекомендации по оценке эффекта решения проблем экологической безопасности……………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

МСУ в зарубежных странах.docx

— 62.34 Кб (Скачать документ)

– ассоциативное (координационное): органы власти поселений, входящих в  агломерацию , в соответствии с целью ассоциации решают общие проблемы (самый распространенный тип);

– промежуточный тип: в правоотношениях  ассоциации субъектов на федеральном  уровне законодательно закреплены приоритетные функции в решении агломерационных  проблем;

– единство органов распорядительной власти и органов управления  агломераций , как наиболее эффективный тип управления (связан с развитостью  агломераций  как объекта управления).

Современная  модель  управления  агломерациями  предусматривает взаимодействие населения и муниципальных органов, субъекта управления мегаполисом (агломерацией), специализированных институтов. Опыт показал неэффективность полной централизации.

Кроме того, для успешного пространственного  развития городов органы публичной  власти должны следовать следующим принципам:

1. Последовательная земельная политика  проводится на территории  агломерации  в целом; действия всех органов власти в этой сфере четко согласованы.

2. На части территории, строго  определённой генеральным планом  развития города ( агломерации ), застройка ориентируется на привлечение инвестиций.

3. Инвестиции в инфраструктуру  способствуют развитию всей территории, в том числе обеспечивает нормальные  условия жителям центральных  районов и развитие инфраструктуры  на окраинах города (в «спальных  районах»).

4. Исторические и природоохранные  зоны надёжно защищены от коммерческой  застройки, в случаях, когда  вытесняются исторические постройки  в угоду высоткам, офисам (в том  числе с заменой памятников  новоделами), а парки, леса, природоохранные зоны рек, озёр застраиваются особняками.

Ограниченность методологических подходов к МСУ в крупных городах  и  агломерациях  парализует разнообразие правового регулирования. В зарубежных странах методы, используемые в аналогичных ситуациях, имеют более комплексный характер и обращены не только на обеспечение единства городского хозяйства. Зарубежные исследователи трактуют управление городскими  агломерациями, крупными городами, в том числе с особым статусом, с учётом муниципальной практики, особенностей организации МСУ. Наиболее полно данные подходы получили развитие в двух концептуальных направлениях, существенное повлиявших на организацию МСУ в крупных городах: так называемом движении муниципальных реформаторов в США (активистов городских движений) и теории общественного  выбора. В них обращается особое внимание на системность и комплексность, что помогает выбрать наиболее эффективную форму организации МСУ в крупных городах.

2.3 Решение проблем экологической  безопасности на примере взаимодействия  города Челябинска и города  Китакюсю

Челябинская область — один из ведущих промышленных российских регионов. В свою очередь Япония — промышленная страна с высоким уровнем развития новых технологий производства. Японские бизнесмены инвестируют во многие страны мира, границ для ведения международного предпринимательства в современном бизнес-пространстве нет. В связи с не должно возникнуть трудностей в установлениии более тесного сотрудничества с Южным Уралом.

Японский мегаполис Китакюсю, расположенный  в западной части Японии, по словам делегатов из Японии, имеет много  общего с областным центром Южного Урала Челябинском. Город-миллионник Китакюсю славится ведущими промышленными предприятиями в сфере металлургии и машиностроения, и 30 лет назад в нем остро встала проблема загрязнения окружающей среды. Лучшие умы государства на протяжении нескольких лет трудились над разработкой новейших технологий в сфере экологии. И на сегодняйшний день японские специалисты поделились своими знаниями о переработке шлаковых отвалов металлургической промышленности и с Челябинском. Технологию продали институту Челябгипромез. По словам президента японской ассоциации «РОТОБО», развивающей торговлю с Россией и странами Восточной Европы, технология позволяет извлечь чистый металл из отвалов.

Особое внимание планируется уделить  современным технологиям очистки  питьевой воды. По словам Такаши Нисиока, три десятка лет назад в  Японии существовала угроза масштабного  загрязнения воздуха и воды из-за наращивания производственных мощностей  ведущих промышленных холдингов. Благодаря  внедрению новых технологий по очистке  воды и защите атмосферы от вредных  выбросов промышленных гигантов, удалось  разрешить экологический коллапс. Теперь жители Японии без опаски пьют воду прямо из-под крана, не устанавливая дополнительных фильтров на дому. Сегодня  японские бизнесмены готовы не только делиться опытом, но и создавать  совместные российско-японские предприятия  на территории Челябинской области.

Кроме того, были затронуты вопросы  модернизации черной металлургии, сталелитейной  промышленности России. От нашей стороны  с презентациями выступили представители  ОАО «Комбинат «Магнезит», ОАО  «Миасский машиностроительный завод», ОАО «Чкпз», ООО «Солар Инвестментс». А представители японской делегации выступили с докладами на такие темы, как «Применение концепции «Чистая среда» в черной металлургии», «Технология сталелитейной промышленности в новом веке», «Японская система утилизации бытовых отходов».

2.4 Рекомендации по оценке эффекта  решения проблем экологической  безопасности

Качество среды обитания прямо  влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации. В конечном итоге свидетельствует об отношении  к будущему нашей страны, к сегодняшним  и будущим поколениям.

Главная задача нынешнего этапа  в том, чтобы, во-первых, последовательно  и до конца реализовать уже  принятые  решения. Во-вторых, создать действенную систему  экологической   безопасности  в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые  проблемы  и новые вызовы в этой сфере.

Особое внимание следует уделить  экологической чистоте источников питьевого водоснабжения. Экологи  считают, что в некоторых регионах от 35 до 60 процентов питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Это  очень опасная цифра.

Всё ещё не удаётся остановить загрязнение  целого ряда бассейнов рек в европейской  части страны, в Сибири, а наиболее высокими темпами оно идёт вокруг российских мегаполисов и крупных  городов.

Более эффективно должны решаться  проблемы  утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и в связи с ростом промышленности и объёмом транспортных перевозок. По оценкам, за последние годы выбросы от предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10 процентов, а от автотранспорта – более чем на 30 процентов.

Наконец, надо учиться эффективно защищать интересы России на международной  арене, прежде всего парируя угрозы  экологической   безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации.

Так же стоит сказать, что на территории России в отвалах и хранилищах накоплено более 80 миллиардов тонн твёрдых отходов. При этом одновременно надо стимулировать создание в российской экономике целого сектора чистых технологий. И один из путей – это ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду.

Пока позитивная тенденция к  сокращению наблюдается только по сбросам  загрязнённых сточных вод. Эта тенденция  образовалась, может быть, лет 5–7 назад. Их объём уменьшился примерно на 40 процентов  против тех показателей, которые  были в начале 90-х годов. Однако не отвечают санитарным правилам и нормам порядка 40 процентов поверхностных  и 17 процентов подземных источников питьевого водоснабжения. При этом увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, растут объёмы отходов и площади  нарушенных этими  проблемами  земель. Главные виновники здесь – так называемые грязные предприятия и автотранспорт. Самое высокое загрязнение атмосферного воздуха от промышленных предприятий зарегистрировано в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, Череповце, а от автотранспорта – в главных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.

Недавно об этом шла речь на встрече   в   Челябинске, и люди в загрязнённых регионах ждут, что условия их работы будут соответствовать экологическим нормам, хотя бы постепенно приближаться к ним, а жизнь городов и поселков – развиваться в чистой среде. Однако руководство предприятий весьма спокойно идёт на нарушение  экологического  законодательства. Что неудивительно: число подобных нарушений, которые, кстати, ежегодно выявляются прокуратурой, выросло в 3,5 раза. Да и бояться им особо нечего, ведь штраф за  экологические  нарушения зачастую в десятки, а, то и в сотни раз меньше стоимости так называемых платежей за согласование  экологических  требований, а эти платежи сами превратились в способ кормления довольно значительной части федерального и регионального чиновничества.

Устарела практика выдачи предприятиям так называемых индивидуальных временных  разрешений на сбросы и выбросы –   экологические  требования должны основываться не на частных индивидуальных договорённостях, а на технологических нормативах, и устанавливаться эти нормативы должны по понятным процедурам.

Кроме того, в топливно-энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах, строительстве и на транспорте нужны  дополнительные меры по повышению  экологической   эффективности  и рациональному потреблению энергии и ресурсов.

Сегодня нужно активно развивать   экологические  новации – это один из высокоприбыльных и бурнорастущих секторов мировой экономики, к тому же позволяющий экономить и значительные бюджетные средства. По данным экспертов, в мире только в технологии возобновляемой энергии было инвестировано более 50 миллиардов долларов. Это огромные деньги. И такие инновационные технологии, по сути, превратились в самостоятельный ёмкий и перспективный рынок. И Россия должна вовремя закрепиться на этом рынке.

И, наконец, сектор чистых технологий невозможен без  решения  вопросов утилизации и вторичного использования отходов. Считаю, что действительно современный вариант ответа на ситуацию – создание в стране целой отходоперерабатывающей индустрии. Её развитие будет прямо влиять на структуру затрат предприятий и стимулировать к переходу на ресурсосберегающие технологии. Это особенно актуально в сельском хозяйстве. Общеизвестный факт, что в развитых странах значительная часть топлива, в том числе электроэнергии, производится в сельских районах из отходов агропромышленного производства.

Нам следует учитывать растущую озабоченность в мире в связи  с изменениями  экологических  кондиций и условий климатического фактора и иметь в виду, что в обозримом будущем российский бизнес может столкнуться с ограничениями на доступ на международные рынки. Предлогом здесь станет низкая  экологическая   безопасность  наших продуктов. Над такой угрозой сегодня должны уже задуматься все заинтересованные федеральные и региональные ведомства.

Надо в целом сформировать современную   экологическую  инфраструктуру, имея в виду лицензирование и сертификацию природоохранной деятельности, страхование  экологических  рисков (оно у нас почти не проводится, а если проводится, то по завышенным неконкурентоспособным ставкам), развивать  экологический  аудит, а также сделать более эффективной программу статистических наблюдений за уровнем загрязнения  экологической  среды. Решать такие задачи необходимо путём совместной работы всех уровней власти и общественных  экологических  организаций.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление - это  такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно  представляющими население той  или иной административно-территориальной  единицы данной страны.

В настоящее время наиболее существенными признаками системы  местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная  выборность и значительная самостоятельность  в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

На современном этапе развития мирового общества существуют 3 модели   местного   самоуправления:

Англосаксонская - получившая свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, а на местах отсутствует полномочный представитель Правительства, который бы опекал органы  местного   самоуправления.

Континентальная (французская) -  модель  в настоящее время распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, которая основана на сочетании прямого государственного управления на местах и  местного   самоуправления  и представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в которой нижестоящие звенья напрямую подчиняются вышестоящим.

Советская  модель  - в настоящее время является зарубежной и действует на Кубе и в КНР. Она имеет принципиальное отличие от основных зарубежных  моделей.

Для России же стоит отметить следующее. Подходы к управлению в крупных городах должны в  большей мере учитывать особенности  организации МСУ на их территориях, особенно если это развитие способствует возникновению городских  агломераций.

Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах