Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:24, курсовая работа
Описание отношений между целями и средствами может быть отражено специальной схемой (графом), носящей название "дерево целей", которая была предложена еще в 1957 году группой американских ученых, затем была с успехом использована в ряде крупных военных и промышленных программ в США, а в настоящее время является повседневным инструментом практически любого современного менеджера. Для успешной подготовки решений особенно важно то, что данный метод позволяет расчленять сложную, трудноразрешимую задачу на совокупность относительно простых, для решения которых существуют проверенные приемы и методы.
Введение 3
1. Метод структуризации 6
1.1. Иерархические структуры и дерево целей 6
1.2. Структура дерева решений 8
2. Проблемы построения древа 9
2.1. Понятия "декомпозиция" и "критерии декомпозиции" 9
2.2. Правила структуризации и варианты древа 10
2.3. Уровень структуризации при построении древа 13
2.4. Построение древа 14
2.5. Уровень детализации древа 18
Заключение 21
Список литературы 22
Рис. 3. Иерархическое дерево / классификатор бизнес-направлений
Рассмотрим, как понятия "декомпозиция" и "критерий декомпозиции" применяются при разработке перечня бизнес-направлений. Например, для компании "N", которая занимается торговлей чаем, одеждой и мебелью дерево бизнес-направлений, состоящее из элементов: торговля чаем, торговля одеждой, торговля мебелью, построено с использованием критерия декомпозиции – продукт (рис. 4).
Рис. 4. Иерархическое дерево бизнес-направлений компании.
Описание
бизнес-направлений в
Рассмотрим пример компании, занимающейся производством и реализацией одежды и обуви. При проектировании своей деятельности, компания сформулировала два важных объекта относительно, которых нужно строить бизнес: продукт и рынок/клиент. Для продающих подразделений существенным объектом являлся "рынок", так как каждый из них требовал своей технологии и специфики работы. В свою очередь производящие подразделения важным объектом считали "продукт", так как производство было технологически тесно связано с ним.
Для данной компании были построены два варианта дерева бизнес-направлений.
Рис. 5. Описание бизнес-направлений в нескольких разрезах для компании, производящей одежду и обувь и продающей их на различных рынках.
Первое дерево бизнес-направлений было построено с использованием критерия декомпозиции - продукт, и имело следующий вид:
Производство и продажа одежды,
Производство и продажа обуви,
Нанесение на одежду рисунков.
При построении второго дерева использовался рыночный критерий и оно состояло из следующих элементов:
Производство и продажа продукции обычным клиентам,
Производство и продажа продукции VIP - клиентам,
Производство и продажа продукции дилерам.
При построении дерева бизнес-направлений встает вопрос, до какого уровня нужно опускаться при его декомпозиции. Особенно актуален данный вопрос для предприятий, имеющих большую номенклатуру продукции.
В данном случае существует простое правило. Опускаться при разбиении дерева бизнес-направлений нужно до тех пор, пока выделяемые бизнес-направления остаются технологически неразличимы.
Для
каждого бизнес-направления
Рассмотрим
пример компании, занимающейся бизнесом
по производству и продаже аудио–видео
продукции и торгового
Розничная торговля аудио-видео продукцией;
VHS – видеокассеты,
CD
- компакт диски для CD-
CD-ROM
- компакт диски для компьютеров,
DVD - компакт диски в формате DVD,
MC - аудио – кассеты,
Прочее.
Производство и продажа аудио продукции;
CD
- компакт диски для CD-
MC - аудио – кассеты.
Производство
и продажа торгового
Торговое оборудование 1,
Торговое оборудование 2 и др.
При построении данного дерева на верхнем уровне был применен критерий декомпозиции - продукт. При осуществлении дальнейшей продуктовой декомпозиции оказалось, что выделенные на втором уровне продукты технологически одинаковы.
Рис. 6. Дерево бизнес-направлений компании, занимающейся производством и продажей аудио-видеопродукции и торгового оборудования.
В данном случае при розничной торговле аудио-видео продукцией склад отгружал, а продавец продавал всю продукцию по одной технологии. Технология доставки различной продукции от поставщика на склад и со склада на торговые точки тоже была одинаковой и при построении дерева бизнес-направлений достаточным оказался только первый уровень дерева.
При
построении дерева работ целесообразно
ввести и использовать понятия "родительская"
и "дочерняя" работы. Эти понятия
являются относительными и определяются
следующим образом. Работа, которая декомпозируется
на работы нижнего уровня называется родительской
по отношению к работам, из которых она
состоит. В свою очередь работы, которые
получились в результате декомпозиции
являются дочерними по отношению к работе,
которую они составляют (рис. 7).
Рис. 7. Дерево работ
При построении дерева работ нужно соблюдать следующие правила:
Работы нижнего уровня являются способом достижения работ верхнего уровня.
Каждая родительская работа может состоять из нескольких дочерних работ, выполнение которых автоматически обеспечивает выполнение родительской работы.
У каждой дочерней работы может быть только одна родительская работа.
Декомпозиция родительской работы на дочерние производится по одному критерию, в качестве которого могут выступать:
Результаты деятельности – продукты, рынки, процессы,
Ресурсы и связанные с ними функциональные виды деятельности,
Элементы организационной структуры.
Время, циклы, периоды и пр.
На одном уровне дочерние работы, декомпозирующие родительскую должны быть равнозначны. В качестве критерия равнозначности могут выступать: объем, время, сложность выполнения работ и пр.
При построении иерархической структуры работ на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции.
Последовательность критериев декомпозиции работ следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей и взаимодействий между работами оказалась на самых нижних уровнях дерева работ. На верхних уровнях работы должны быть автономны.
Декомпозиция работ прекращается тогда, когда работы нижнего уровня удовлетворяют следующим условиям:
- работы ясны и понятны сотрудникам компании - являются элементарными,
- понятен конечный результат работы и способы его достижения,
- временные характеристики и ответственность за выполнение работ могут быть однозначно определены с точностью до сотрудника.
Рассмотрим пример построения дерева основных бизнес-процессов на примере компании "N". Первый вариант дерева бизнес-процессов состоит из следующих элементов:
Закупка. Закупка чая ; Закупка одежды ; Закупка мебели .
Хранение . Хранение чая ; Хранение одежды ; Хранение мебели .
Продажа . Продажа чая ; Продажа одежды ; Продажа мебели .
При
построении данного варианта дерева
основных бизнес-процессов на первом
уровне дерева был применен критерий декомпозиции
- функция", а на втором уровне – продукт
(рис. 9).
Рис. 9. Первый вариант дерева основных бизнес-процессов компании "N".
Оказывается, что построение дерева бизнес-процессов не является однозначной задачей и имеет несколько решений. Для одной и той же компании можно построить несколько вариантов таких деревьев. Второй вариант дерева основных бизнес-процессов для компании "Эврика" получается, если поменять последовательность применения критериев декомпозиции – функция и продукт.
Нижний уровень первого варианта и верхний уровень второго варианта дерева бизнес-процессов компании "N" является зеркальным отражением дерева бизнес-направлений (рис. 10).
Рис. 10. Второй вариант дерева основных бизнес-процессов компании "N".
Какой вариант лучше? Практика описания и оптимизации деятельности предприятий показала преимущество использования второго варианта, и он является рекомендуемым. Связано это с тем, что при продуктовой декомпозиции на верхнем уровне, деятельность компании удается расщепить на ряд независимых функциональных блоков, дающих на выходе результаты, обладающие ценностью. Данный подход также согласуется с одним из принципов эффективного управления согласно которому любой сложный объект или задачу управления необходимо расщепить на ряд простых независимых.
При построении дерева бизнес-процессов нужно выбирать такой уровень детализации при котором количество выделенных бизнес-процессов не будет превышать 20. Для больших и сложных бизнесов это норматив удваивается и равняется 40. После построения дерева бизнес-процессов каждый бизнес-процесс детализируется далее на работы из которых он состоит. Этот шаг называют описанием бизнес-процессов.
При описании бизнес-процесса возникает вопрос, до какого уровня нужно декомпозировать или делить бизнес-процесс. Интересным является факт того, что детализировать и описывать бизнес-процесс можно до бесконечности. Это связано с тем, что любую операцию, например, "Подготовка документа", всегда можно разбить на более простые шаги: "Включить компьютер", "Запустить текстовый редактор" и так далее. Поэтому, если не сформулировать критерии определения степени и глубины описания, работа по описанию бизнес-процессов может никогда не закончиться. При этом существуют следующие оценки – для того, чтобы детально описать всю деятельность организации и оперативно поддерживать разработанное описание в актуальном состоянии, то на каждых трех работающих в организации сотрудников понадобится один специалист по моделированию бизнес-процессов.
Когда нужно остановиться при описании бизнес-процесса? Какие критерии существуют? Для ответа на этот вопрос вводят такое понятие, как цель описания бизнес-процессов. Прежде чем описать бизнес-процесс, необходимо четко сформулировать цель его описания: для чего нужно описывать процесс и что нужно получить от описания процесса на выходе.