Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:58, статья

Описание

Изучение вопроса качества в области высшего и среднего профессионального образования основывается на понятиях международных и стандартов качества и соглашений.

Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается потребность или ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным.

Работа состоит из  1 файл

в печать 4.docx

— 44.99 Кб (Скачать документ)

Учреждение: Московская государственная  академия водного  транспорта (ФБОУ ВПО  «МГАВТ») 

Тема: Методика оценки качества высшего и среднего профессионального  образования

Авторы: Логинова С.Б., доцент кафедры МГАВТ, аспирант Даниленко          В.И., аспирант Абрамов Н.К. 

       Изучение  вопроса качества в области высшего  и среднего профессионального образования  основывается на понятиях международных  и стандартов качества и соглашений.

       Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под  которыми понимается потребность или  ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным. Качество образования – это совокупность его свойств, которое обуславливает  способность удовлетворять требования заинтересованных сторон. Образовательный  процесс - процесс, результатом которого является образовательная продукция. Образовательная продукция - продукция  в области образования [IWA 2:2003. Система  менеджмента качества - Руководство  по применению ИСО 9001:2000 в образовании]. Обеспечение качества – это факторы, условия и ресурсы, позволяющие  достичь целей по качеству (учебно-методическая среда, материальная база, способности  персонала, подготовленность и мотивация  студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание).

       Единый  подход к оценке качества образования  находится в стадии разработок. Существуют проблемы интегрирования российского  и  европейского образовательного пространства, различия в подходах оценки качества образования в этих системах. Усиливаются  тенденции влияния принципов  всеобщего управления качеством (TQM) и в образовательном пространстве. Качество образования определяет конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, поэтому оно должно иметь свою оценку.

       В основу разрабатываемой методики оценки качества положены объекты оценки - это состояние образовательной  системы высшего профессионального  и среднего профессионального образования  в текущий период, организация образовательного процесса и результаты процесса. Основным объектом является организация образовательного процесса, т.к. качество его результатов является следствием реализации системы образования. Предлагаемую методику оценки качества, можно рассматривать как базовую по укрупненным направлениям и критериям в образовательном процессе, и дальнейшей детализацией, с возможностью дополнения по подкритериям.

       Нормативы государственного регулирования в  Российской Федерации являются начальными требованиями к системе качества образовательного учреждения. Требования к качеству, как результату, так  и процессу подготовки специалистов на этапе высшего и среднего образования, прописаны в государственных  образовательных стандартов третьего поколения, а также в виде показателей  государственной аккредитации, которые  также в настоящее время пересматриваются [12].

       Третье  поколение образовательных стандартов строится на таких понятиях «компетенции»  и «компетентности». Компетенция  – это способность применять  знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. Компетентность – это  уровень владения совокупностью  компетенций, степень готовности к  применению компетенций в профессиональной деятельности. Первое понятие также  имеет многочисленные трактовки. В  работах отечественных и зарубежных исследователей можно встретить  следующие формулировки [1,2,3].

1. Компетенция  – это знание и понимание  того, как действовать в различных  профессиональных и жизненных  ситуациях (проект TUNING – Настройка  образовательных структур в Европе).

2. Компетенция  основывается на знаниях, конструируется  через опыт, реализуется на основе  воли.

3. Компетенция  – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества  для успешной деятельности в  различных проблемных профессиональных  либо жизненных ситуациях; компетентность  – уровень владения совокупностью  компетенций, отражающий степень  готовности выпускника к применению  знаний, умений, навыков и сформированных  на их основе компетенций для  успешной деятельности в определенной  области (ФГОС третьего поколения).

4. Компетенции  – это интегрированные характеристики  качеств личности, позволяющие осуществлять  деятельность в соответствии  с профессиональными и социальными  требованиями, а также личностными  ожиданиями.

5. Компетенции  – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной  продуктивной деятельности после  обучения.

6. Компетенции  – это интегральные надпредметные  характеристики подготовки обучаемых,  которые проявляются в готовности  к осуществлению какой-либо деятельности  в конкретных проблемных ситуациях  в процессе или после окончания  обучения.

      Эти понятия отражают современные тенденции  в понимании качества результатов  образовательного процесса. [1,2,3].

В содержание ФГОС 3-его поколения ВПО входит и раздел оценки качества освоения основных образовательных программ. Определение критериев оценки качества освоения основных образовательных  программ и показателей мониторинга  образовательного процесса являются базовыми в методике.

      Введение  компетентностного подхода затрагивает  все компоненты процесса обучения и  требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных образовательных  контрольно-оценочных систем. В методике оценки качества образования предусматривается, такие укрупненные показатели которые  могут конкретизировать и уточнять дополнительные обстоятельства переходного  периода. Оценка качества подготовки выпускников  происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения  требований ФГОС в содержании аттестационных оценочных средств. В ходе аттестации студентов оцениваются не привычные  знания, умения и навыки, а уровень  освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций. Для реализации компетентностного  подхода в учебном процессе перестраивается  система контроля на основе введения компетентностно-ориентированных заданий  в учебный процесс [4].

       С принятием международных стандартов, ИСО серии 9001, внедрение систем менеджмента  качества начало носить глобальный характер. Наряду с универсальными стандартами  ИСО серии 9000, начали появляться и  специфические стандарты менеджмента  качества применительно к различным  отраслям. В связи с реформой образования к учебному заведению предъявляются более высокие требования, как более качественному, конкурентно способному образованию. Система менеджмента качества (СМК) в образовании, достаточно эффективна с точки зрения результативности в решении задач по качеству.

       Необходимость системы менеджмента качества в  образовательных учреждениях базируется на нескольких основных принципах:

  • для организации порядка в эффективном функционировании подразделений и во взаимодействии структурных подразделений (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.);
  • для устранения барьеров между структурными подразделениями и уверенности в достижении поставленных целей;
  • для повышения результативности и эффективности образовательной деятельности;
  • для повышения удовлетворенности потребителей;
  • для устранения потерь на границах взаимозависимых процессов.

       Процесс интеграции и гармонизации систем высшего  образования в странах Европы, ставящий целью построения Европейской  зоны высшего образования, в которой  студенты и преподаватели вузов  будут активно участвовать в  академической мобильности, и получать быстрое и правильное признание  своей профессиональной квалификации. ENQA (the European Association for Quality Assurance in Higher Education) — Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании.  

Рис.1 Гарантии качества в образовании ENQA. 

    По  международным стандартам «качество» трактуется как совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности. В образовании  качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов  с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. В  связи с этим, рассуждая о содержании термина «качество образования», следует проводить четкую грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и разграничивая требования к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.

     В число основных задач Болонской  декларации входят развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий и создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education). Присоединение России к странам Болонской конференции определило вектор развития системы высшего и среднего профессионального образования в РФ. В современных условиях глобализации при создании систем контроля качества ВПО и СПО как механизма социального управления необходимо учитывать научный и методологический опыт западного менеджмента качества. Учитывая европейский опыт СМК в образовании, и федеральные государственные образовательные стандарты разработка методики оценки качества основывается на Типовой модели системы качества образовательного учреждения, рекомендуемой Рособрнадзором РФ.

     Требования  к качеству образовательной деятельности формулируются на уровнях: международного сообщества, государства, профессионального или академического сообществ, потребителя и самого образовательного учреждения.

    1. Международный (европейский) уровень.

     Рассматривая  проблему качества ВПО на международном  уровне необходимо обратиться к международным  стандартам качества ISO 9000 [5].

     Стандарты ISO 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать  организация работ по обеспечению  гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает  предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются  процессы управления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ISO, то это воспринимается потребителями  как убедительное доказательство способности  организации обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг  требуемого уровня качества.

     Отличительной особенностью международных стандартов ISO 9000 является то, что они устанавливают  степень ответственности руководства  организации за качество.

     Совершенствование систем менеджмента привело к  формированию новой  стратегии всеобщего  менеджмента качества – Total Quality Management (TQM).

     Основные  принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004-2001, являющимся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Между формулировками стандартов семейства ISO 9000 и положениями концепции  ТQМ существует ряд различий; некоторые из них приведены в таблице 1. 

  Таблица № 1.Различия стандартов ISO 9000 и концепции TQM. 

     Применение  стандарта к образованию может  быть использовано только в той мере, в какой деятельность образовательному учреждению может быть оценена с  точки зрения производства образовательных  услуг. Стандарты ИСО не учитывают  специфики образования, применяя их нельзя оценить эффективность деятельности образовательного учреждения как социального  института общества, выполняющего свою основную миссию воспроизводство общественных норм и ценностей; функцию репродуцирования самого социального общества.

Информация о работе Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования