Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:58, статья
Изучение вопроса качества в области высшего и среднего профессионального образования основывается на понятиях международных и стандартов качества и соглашений.
Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается потребность или ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным.
Учреждение:
Московская государственная
академия водного
транспорта (ФБОУ ВПО
«МГАВТ»)
Тема: Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования
Авторы:
Логинова С.Б., доцент
кафедры МГАВТ, аспирант
Даниленко
В.И., аспирант Абрамов
Н.К.
Изучение вопроса качества в области высшего и среднего профессионального образования основывается на понятиях международных и стандартов качества и соглашений.
Качество
- это степень соответствия присущих
характеристик требованиям, под
которыми понимается потребность или
ожидание, установленное, предполагаемое
или являющееся обязательным. Качество
образования – это совокупность
его свойств, которое обуславливает
способность удовлетворять
Единый подход к оценке качества образования находится в стадии разработок. Существуют проблемы интегрирования российского и европейского образовательного пространства, различия в подходах оценки качества образования в этих системах. Усиливаются тенденции влияния принципов всеобщего управления качеством (TQM) и в образовательном пространстве. Качество образования определяет конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, поэтому оно должно иметь свою оценку.
В
основу разрабатываемой методики оценки
качества положены объекты оценки -
это состояние образовательной
системы высшего
Нормативы
государственного регулирования в
Российской Федерации являются начальными
требованиями к системе качества
образовательного учреждения. Требования
к качеству, как результату, так
и процессу подготовки специалистов
на этапе высшего и среднего образования,
прописаны в государственных
образовательных стандартов третьего
поколения, а также в виде показателей
государственной аккредитации, которые
также в настоящее время
Третье
поколение образовательных
1. Компетенция
– это знание и понимание
того, как действовать в различных
профессиональных и жизненных
ситуациях (проект TUNING – Настройка
образовательных структур в
2. Компетенция
основывается на знаниях,
3. Компетенция
– способность применять
4. Компетенции
– это интегрированные
5. Компетенции
– это совокупность знаний, умений,
навыков и способов
6. Компетенции
– это интегральные
Эти понятия отражают современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса. [1,2,3].
В содержание ФГОС 3-его поколения ВПО входит и раздел оценки качества освоения основных образовательных программ. Определение критериев оценки качества освоения основных образовательных программ и показателей мониторинга образовательного процесса являются базовыми в методике.
Введение
компетентностного подхода
С
принятием международных
Необходимость
системы менеджмента качества в
образовательных учреждениях
Процесс
интеграции и гармонизации систем высшего
образования в странах Европы,
ставящий целью построения Европейской
зоны высшего образования, в которой
студенты и преподаватели вузов
будут активно участвовать в
академической мобильности, и получать
быстрое и правильное признание
своей профессиональной квалификации.
ENQA (the European Association for Quality Assurance in Higher Education)
— Европейская ассоциация гарантии качества
в высшем образовании.
Рис.1 Гарантии
качества в образовании ENQA.
По
международным стандартам «качество»
трактуется как совокупность характеристик
объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные и
предполагаемые потребности. В образовании
качество обычно рассматривается не
только как результат деятельности,
но и как процесс, направленный на
достижение запланированных результатов
с учетом внутреннего потенциала
и внешних условий объекта. В
связи с этим, рассуждая о содержании
термина «качество образования»
В число основных задач Болонской декларации входят развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий и создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education). Присоединение России к странам Болонской конференции определило вектор развития системы высшего и среднего профессионального образования в РФ. В современных условиях глобализации при создании систем контроля качества ВПО и СПО как механизма социального управления необходимо учитывать научный и методологический опыт западного менеджмента качества. Учитывая европейский опыт СМК в образовании, и федеральные государственные образовательные стандарты разработка методики оценки качества основывается на Типовой модели системы качества образовательного учреждения, рекомендуемой Рособрнадзором РФ.
Требования к качеству образовательной деятельности формулируются на уровнях: международного сообщества, государства, профессионального или академического сообществ, потребителя и самого образовательного учреждения.
Рассматривая проблему качества ВПО на международном уровне необходимо обратиться к международным стандартам качества ISO 9000 [5].
Стандарты
ISO 9000 содержат минимальные требования,
которым должна соответствовать
организация работ по обеспечению
гарантии качества независимо от того,
какую именно продукцию выпускает
предприятие или какие услуги
оно оказывает. Если система управления
качеством, в рамках которой реализуются
процессы управления в данной организации,
соответствует требованиям
Отличительной
особенностью международных стандартов
ISO 9000 является то, что они устанавливают
степень ответственности
Совершенствование систем менеджмента привело к формированию новой стратегии всеобщего менеджмента качества – Total Quality Management (TQM).
Основные
принципы концепции TQM изложены в стандарте
ISO 9004-2001, являющимся методическим пособием
по разработке и применению систем
качества. Между формулировками стандартов
семейства ISO 9000 и положениями концепции
ТQМ существует ряд различий; некоторые
из них приведены в таблице 1.
Таблица
№ 1.Различия стандартов ISO 9000 и концепции
TQM.
Применение
стандарта к образованию может
быть использовано только в той мере,
в какой деятельность образовательному
учреждению может быть оценена с
точки зрения производства образовательных
услуг. Стандарты ИСО не учитывают
специфики образования, применяя их
нельзя оценить эффективность
Информация о работе Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования