Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:58, статья

Описание

Изучение вопроса качества в области высшего и среднего профессионального образования основывается на понятиях международных и стандартов качества и соглашений.

Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается потребность или ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным.

Работа состоит из  1 файл

в печать 4.docx

— 44.99 Кб (Скачать документ)
ustify">     Международные системы менеджмента качества, соответствующие  стандартам ИСО, ориентированы на создание конкурентоспособного продукта. Конкурентоспособность, это способность продукта, в данном случае образовательной услуги, быть проданной, значит, эффективность и  результативность системы менеджмента  качества образовательного учреждения оценивается только с точки зрения:

     - во-первых, соответствия уровня продукции  последним достижениям науки  и техники (владение представлениями  о последних достижениях науки  и технологиях и обучаемых  с их помощью);

     - во-вторых, соответствия качества  требованиям потребителя, что  означает востребованность в  рыночных условиях без учета  долгосрочных целей и прогнозов  развития социальной системы  общества, государства;

     - в-третьих, соответствия цены  качеству продукта: при ограниченном  бюджетном финансирровании образования  все средства концентрируются  на создании сиюминутных полезных  свойств, продукта – выпускника.

     Системы менеджмента качества, ориентированные  только на ИСО, «проверяют» и, что  наиболее важно, организуют оценку учреждения только с позиций – конкурентоспособности. Устанавливают, насколько все ресурсы  – интеллектуальные, финансовые, управленческие – подчинены цели производства выпускников  соответствующих сегодняшнему состоянию  рынка труда.

     Конъюнктура текущего спроса не может полностью  предугадать подготовку специалистов, ориентированных на долгосрочные прогнозы социально-экономического и научно-технического развития общества. Только при учете  этих параметров можно надеяться  на положительное участие института  образования в формировании общества устойчивого развития.

     Разрабатываемые отдельными образовательными учреждениями собственные системы менеджмента  качества должны, одновременно соответствовать  международным стандартам ИСО и  государственным нормам контроля качества ВПО и СПО в РФ.

     Особую  актуальность в связи с активизацией деятельности ОУ в области менеджмента  качества приобретает задача разработки единой концепции, базовой модели и  методики самооценки (оценки) систем менеджмента  качества образовательного процесса, согласованных с отечественной  и общемировой практикой построения таких систем. Такая модель могла  бы использоваться для проведения внутреннего  самообследования с целью постоянного  совершенствования внутренних процессов  управления, и с другой стороны– служить основой для  внешней  экспертизы.

     II.  Государственный уровень.

     Действующая система государственного контроля качества ВПО и СПО, поддерживается процедурой комплексной оценки деятельности вузов и колледжей, совмещающей  процедуры лицензирования и государственной  аккредитации.

     При проведении аттестационного обследования используется также экспертная оценка – сумма субъективных оценок экспертов. «Субъективное измерение применяется тогда, когда измерительная задача не может быть формализована. Оно состоит в формировании представления эксперта или группы экспертов о том или ином показателе качества. Результатом измерения является мнение экспертов, выраженное в той или иной форме. Например, мнение об организации учебного процесса, мнение о степени усвоения студентами программного материала по блоку дисциплин» [6]. Социальные отношения и процессы менее других доступны для количественных и квалиметрических методов оценки. Существующая методика экспертной оценки на основе отчетов вузов (колледжей) по самообследованию и собственно оценка экспертов дают в конечном итоге только заключение по качеству результата: соответствует образование, получаемое выпускниками квалификационной ступени «высшее/среднее профессиональное образование» или не соответствует. На основе анализа научной периодики - вывод: большая часть систем обеспечения качеством российских образовательных учреждений нацелена на автоматизацию документооборота, сопровождающего учебный процесс. Различные методы сбора информации и его анализа диктуются не целенаправленной философией в области качества, а стремлением решить конкретные практические задачи, продемонстрировать возможности конкретной компьютерной программы и профессиональный уровень ее разработчика [7].

     В роли потребителей и заказчиков образовательных  услуг выступают студенты и их родители, преподаватели, общество, рынок  труда и т.д. При оценивании качества образования в процессе аккредитации вузов приходится принимать во внимание целую совокупность составляющих, включающих качество преподавания, квалификацию научно-педагогических кадров, содержание и условия реализации образовательных  программ; технологий обучения, контроля образовательного процесса, мотивирующих приемов педагогической деятельности, материально-технической базы, информационно-образовательной  среды, результатов обучения студентов, управления образованием, научных исследований и т.д.[1].

    1. Уровень образовательного учреждения.

     Рассматривая  организационно-функциональную систему  учебного учреждения (ОУ), необходимо выделить образовательный процесс как  подсистему учебного процесса и уровни его управления, так как в ОУ  существуют структурные подразделения (научные, административные и т.д.), которые  косвенно связаны с подготовкой  специалиста. Вместе с тем, подсистема образовательного процесса непременно должна учитывать организации, обеспечивающие учебную практику и исследовательскую  работу студентов, которые не являются структурными подразделениями ОУ, но работают совместно по выполнению одного процесса образования. Создание системы  менеджмента качества ОУ должно быть нацелено на подсистему образовательного процесса, так как это основная деятельность образовательного учреждения. 

      Таблица 4. Уровни управления в образовательном  процессе 

     Под моделью системы менеджмента  качества понимается определенная совокупность критериев, подкритериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности образовательного учреждения с позиций принципов менеджмента  качества, а также описание уровней  совершенства всех составляющих, которые  в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов  по качеству. Показатели государственной  аккредитации, так и частично показатели самообследования не отражают ряд существенных моментов в деятельности вуза, которые  в соответствии с базовыми принципами менеджмента качества влияют на качество подготовки специалистов. Среди них:

     - лидирующая роль руководства  ОУ в вопросах качества;

     - формулировка миссии, видения, основных  ценностей политики и стратегииОУ,  планирование и следование поставленным  целям;

     - механизмы регулярного сбора  и анализа информации;

     - механизмы «измерения» удовлетворенности  основных потребителей работы  ОУ (студентов, курсантов, предприятий-работодателей,  государства и др.);

     - оценка качества содержания образовательных  программ;

     - оценка динамики развития ОУ  по всем показателям;

     - вопросы общего менеджмента в  ОУ, включая управление персоналом, инфраструктурой, материальными  и информационными ресурсами,  технологиями и т.п.;

     - финансово-экономическая деятельность  ОУ;

     - влияние ОУ на общество, в том  числе международная деятельность  ОУ и др.  
 
 

     Критерии  выбора и структурирования совокупности показателей качества могут быть разрообразными. За основу для выделения  такой совокупности принимается  модели системы образования, структурированные  цели образовательной системы, критерии ее эффективного функционирования, актуальные проблемы управления и т.д. Вне зависимости  от оснований по выбору набор показателей  должен учитывать все особенности  перечисленные выше, обладать максимальной полнотой, иметь не только количественные, но и качественные показатели, быть пригодной для сбора информации об образовательной деятельности по нужным в управлении направлениям, быть полезными и понятными пользователям.

     Для количественных характеристик в  оценке качества образовательного процесса в образовательном учреждении выбираются укрупненные критерии по:

  1. уровню преподавания и воспитания;
  2. состоянию учебно-методического обеспечения;
  3. состоянию контингента учащихся;
  4. состоянию инфраструктуры вуза и материально-технического обеспечения;
  5. состоянию технологий мониторинга и аудита образовательного процесса;

    …) например о состоянии: инновационной активности руководства; научной, международной  деятельности

Таблица 2.

Основные  характеристики качества образовательного процесса

Таблица 3.

Состояние учебно-методического обеспечения 
 

      Постоянный  мониторинг за изменением и состоянием критериев и подкритериев ведется  с помощью:

  • внутренних проверок (аудитов) по направлениям (табл.4), комиссиями из представителей ректората, администрации, факультета, профессроско-преподавательского состава;
  • анализа информационной базы АСУ «Спрут»;
  • путем анкетирования среди студентов/курсантов/аспирантов (Приложение 1), преподавателей.

     При разработке системы контроля качества образовательного процесса необходимо выявить то типическое, что можно  стандартизировать, унифицировать и проверить, и индивидуальное, присущее только данной конкретной системе образования в учебном учреждении.

     Выявленные  характеристики (показатели) служат предметом  особого внимания отдела по контролю качества:

  • для дальнейших разработок по положительным сведениям (данным), введения их в широкую практику применения (использования лучшего опыта преподавания, воспитания, культурно-массовой работы);
  • для выявления причин, разработки предупредительных мер (корректирующих и предупреждающих процедур) и устранения для отрицательных сведений (данных) о состоянии образовательного процесса.

     Для улучшения качества деятельности сотрудников, прежде всего преподавателей, администрация  заинтересована в разработке эффективной  системы мотивации труда, вовлечении всего персонала в процесс  обеспечения качества на каждом отдельном  участке работы. Однако критериальный  подход, заложенный в стандарты ИСО  и TQM, а также государственная система аккредитационных показателей, как уже отмечалось выше, не содержат технологии разработки системы менеджмента качества образовательного учреждения.

     Разработка  порядка формирования системы менеджмента  качества образовательного процесса.

1. Анализ состояния системы

 
 
 
 

2. Выявление  противоречий

 
 
 

 

 

3. Разработка  модели и плана оптимизации  процессов образовательной деятельности

 
 
 
 
 
 

 
 

4. Разработка  мониторинговой системы состояния  образовательной деятельности

 
 
 
 
 
 
 
 

5. Функционирование системы управления  качеством на постоянной основе 
 

 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Модель внедрения системы мониторинга  качества в образовательном учреждении

Информация о работе Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования