Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 16:26, курсовая работа
Методология исследования СУ, как показывает анализ публикаций в этой области знаний, из-за разнообразия взглядов исследователей является слабоструктуризованной проблемой. Опираясь на научную методологию, в самом общем виде автор предлагает рассматривать методологию исследования конкретной СУ как совокупность логики, алгоритма исследования СУ, организационно-методического обеспечения, выбора критериев эффективности, алгоритма выбора вида и методов исследования, методов исследования
1. Методология исследования системы управления……………………………………………3
1.1 Методология исследования системы управления………………………………………...3
1.2 Алгоритм исследования системы управления…………………………………………….4
1.3 Алгоритм выбора критериев эффективности……………………………………………10
1.4 Алгоритм выбора метода проведения исследования системы управления…………...12
1.4.1 Алгоритм выбора метода проведения исследования……………………….…...12
Список использованных источников……………………………………………………………16
Список
использованных источников……………
Рис. 1.1. Структуризация методологии ИСУ
Рис. 1.2. Логика исследования системы управления
Целью ИСУ (как об этом говорилось), как, впрочем, и любого ее элемента и компонента, является приведение системы управления в такое состояние, которое бы обеспечило параметры «выхода» системы, предусмотренные внешними целями организации. ИСУ начинается после анализа состояния «выхода» системы сегодня.
Последующее исследование подсистем управления на основе сопоставления критериев эффективности с фактическим их состоянием по элементам подсистем позволяет получить полную картину проблем организации сегодня и на этой основе сформировать подсистемы в обновленном виде в состоянии «завтра». И это состояние позволяет выйти системе на новый уровень «выхода» системы – «завтра».
Общие вопросы системного анализа были обсуждены выше, а в этом разделе рассмотрим алгоритм ИСУ как частный случай указанного метода.
На разных стадиях исследования, которое продвигается от интуитивной и достаточно слабо сформулированной постановки проблемы до выбора оптимальных решений с помощью строгих математических методов, естественно, используется весьма разветвленный научный инструментарий. Принципиальная технология исследования системы управления, построенная на подходах Ю.И. Черняка (1975) и доработанная с учетом современных тенденций и взглядов на проблему, приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Последовательность этапов ИСУ
Этапы и работы |
I.
Анализ проблемы
Существует ли проблема? Точное формулирование проблемы Анализ логической структуры проблемы Развитие проблемы (в прошлом и будущем) Внешние связи проблемы (с другими проблемами) Принципиальная разрешимость проблемы |
II. Определение системы
Спецификация задачи исследования Определение позиции исследователя Определение объекта исследования (подсистемы, их элементов) Выделение элементов (определение границ разбиения объекта исследования) Определение внешней среды |
Этапы и работы |
III.
Анализ структуры системы
Определение уровней иерархии (в больших системах) Определение аспектов и языков (в сложной системе) Спецификация подсистем Управленческие функции и функциональная структура Организационная структура Методы управления Информационные потоки Управленческая идеология и организационная культура Система интересов, нормативов, процессов, критериев функционирования Блок ориентировки и блок саморазвития Сбалансированность подсистем Тип поведенческой подсистемы (этап жизнедеятельности) |
V.
Декомпозиция цели, выявление потребности
в ресурсах и процессах
Формулирование стратегических внутренних целей Формулирование текущих внутренних целей Формулирование целей эффективности Формулирование целей развития Формулирование внешних стратегических целей и ограничений Выявление потребностей в ресурсах и процессах |
VI.
Выявление ресурсов и процессов
Оценка существующей технологии и мощностей. Оценка современного состояния ресурсов. Оценка реализуемых и запланированных проектов. |
VII.
Прогноз и анализ будущих Анализ устойчивых тенденций развития системы Прогноз развития и изменения внешней и внутренней среды Предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы Анализ ресурсов будущего Комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития Анализ возможных сдвигов целей и критериев |
VIII.
Экспертная оценка целей и
средств
Вычисление оценок по критерию Оценка взаимозависимости целей Оценка относительной важности целей Оценка влияния внешних факторов Вычисление комплексных расчетных оценок |
IX.
Отбор альтернативных вариантов
Анализ целей на совместимость Проверка целей на полноту Отсечение избыточных целей Планирование вариантов достижения отдельных целей Оценка и сравнение вариантов Совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов |
Окончание табл. 1.1
Этапы и работы |
X.
Диагностика существующего Моделирование технологического и экономического процесса Выявление недостатков в распределении функций, в организационной структуре, управленческой идеологии, распределении функций, методах управления, системе интересов, мотиваций, нормативах и критериях функционирования, анализ взаимодействия внешней среды Выявление негативных
тенденций в системе Выявление и анализ мероприятий по совершенствованию системы управления |
XI.
Построение комплексной Формулирование мероприятий, проектов и программ Определение очередности целей и мероприятий по их достижению Распределение сфер деятельности Распределение сфер компетенции Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам и во времени Распределение по ответственным подразделениям, руководителям и исполнителям |
XII.
Проектирование системы для Назначение целей системы, сообразуясь с миссией и целями организации Проектирование и распределение управленческих функций, функциональной структуры Проектирование устойчивой и адаптивной организационной структуры системы управления Проектирование
информационно-поведенческой Уточнение идеологии и методов управления Проектирование системы интересов и мотивации, нормативов и критериев функционирования Проектирование координационных механизмов Проектирование подсистемы саморазвития |
Выбор методов исследования по этапам зависит от целей и содержания конкретной работы. Эти методы будут рассмотрены ниже. Охарактеризуем в общем виде содержание этапов.
I. Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом любого системного исследования. Как известно, успешное формулирование проблемы может быть равносильно половине решения проблемы.
II. Чтобы построить систему, проблему надо разложить на комплекс четко сформулированных задач. При этом в случае большой системы задачи образуют иерархию, сложный спектр, т.е. над одним объектом будут решаться различные задачи в разных языках. Позиция исследователя в принципе предопределяет критерий решения проблемы. Определение объекта – только на первый взгляд легкая задача, в некоторых случаях она составляет наибольшую трудность исследования.
III. На этом этапе целесообразно разобраться с имеющимися в системе управления подсистемами и их элементами. Это позволит в дальнейшем на этапах VII и XI использовать результаты этого анализа.
IV. Формулирование общей цели организации и особенно конструирование критерия эффективности системы никоим образом невозможно путем опроса общественного мнения, оно представляет собой сложную логическую процедуру в рамках понятий общей теории систем, требующую, однако, тонкого знания специфики экономики и технологии исследуемого объекта. При решении таких задач экономического управления как объективно – с точки зрения количественного соотношения распределения усилий, так и субъективно – в сознании работников учреждений рутинные процедуры заслоняют цели и процессы развития. Выявление целей и процессов развития, отделение их от рутинных требуют от исследователя не только строгости логического мышления, но и умения найти необходимые контакты с управленцами.
V. На больших и сложных экономических объектах (а именно с такими имеет дело системный анализ) общая цель системы настолько отделена от конкретных средств их достижения, что выбор решения требует большой трудоемкой работы по увязке цели со средствами ее реализации путем декомпозиции целей. Эта важная и трудоемкая работа, как правило, является центральной в исследовании. Она породила метод дерева целей, который является главным, если не единственным, инструментальным достижением системного анализа.
VI. В целом ряде случаев, особенно когда мы имеем дело с непроизводственными, тем более неэкономическими системами (системами здравоохранения, народного образования и целым рядом других), выразить явным образом цель и критерий эффективности развития логическим путем не удается. Для исследователя неприемлем путь анализа от «естественных потребностей человека», в таком случае приходится идти традиционным путем: от анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза.
Информация о работе Методология исследования систем управления