Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы; разработки оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.
Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации.
Теоретико-методологические основы управления персоналом ……………..2
1.1 Управление персоналом: понятие, цели, функции ……………………...2
1.2 Технология и методы управления персоналом …………………………10
1.3 Экономическая и социальная эффективность управления персоналом …18
Список литературы………………….. ………………………………………………28
Содержание
1. Теоретико-методологические
основы управления персоналом …
1.1 Управление персоналом: понятие, цели, функции ……………………...2
1.2 Технология
и методы управления
1.3 Экономическая и социальная эффективность управления персоналом …18
Список литературы………………….. ………………………………………………28
1. Теоретико-методологические основы управления персоналом
1.1 Управление персоналом: понятие, цели, функции
Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и непосредственно оказывая воздействие на личность. Влияя на поведение, легко скатиться к манипуляции – грань здесь достаточно тонкая. Так, манипулятор имеет скрытые цели, для достижения которых использует другого человека, латентно воздействуя на его ценности и мотивы; управление должно осуществляться на фоне открытости конечных целей и признания их ценности обеими сторонами.
Управление персоналом принято рассматривать в трех аспектах:
1. Как элемент управления организацией, основную функцию любого менеджера в достижении организационных целей. Управление организацией заключается в деятельности по обеспечению потребностей организации (текущих и перспективных) в работниках всех категорий. Субъекты управления персоналом – менеджеры организации, как и все остальные категории работников, относятся к ее персоналу, и в этом контексте можно говорить о самоуправляемости персонала;
2. Как управление основным
фактором производства –
Объектом управления являются работники организации, одновременно выступающие и как субъекты управления, то есть имеющие, как правило, позицию, которая отражается на поведении, а предметом – трудовое поведение работников и групп и определяющие его факторы – личностные, социальные, экономические, нравственные. Влияя на них, менеджеры пытаются добиться необходимого трудового поведения.
3. Как комплексную
прикладную науку об
Субъект «организация» рассматривается и как целостный механизм, и как весь трудовой коллектив, но зачастую приходится рассматривать и персоналии – руководство или владельцев организации, представляющих, персонифицирующих ее интересы и определяющих ее особенности и поведение.
Предметом науки управления персоналом служат основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда.
Задачей является познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала. В идеале создается развивающаяся организация, работающая по принципу сотрудничества, в которой реализуется движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям.
Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы; разработки оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.
Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных, представляющих собой цели-средства. Дерево целей кадрового менеджмента включает целый ряд уровней:
Главная цель – совершенствование системы управления персоналом
1. Стабилизация кадрового потенциала.
Удовлетворение в кадрах, подбор, расстановка, продвижение;
Координирование поведения кадров, текучесть, дисциплина, ответственность;
Адаптация новых кадров,
обеспечение занятости и
2. Обучение персонала.
Обеспечение непрерывного обновления знаний;
Повышение квалификации: курсы, семинары, вузы аспирантура;
Формирование рационального стиля управления.
3. Развитие кадрового потенциала
Повышение качества оценки кадров, лизинг персонала, развитие стиля лидерства
Совершенствование условий труда, самообучение персонала;
Формирование кадрового резерва, маркетинг персонала;
Предприятия имеют весьма разветвленное дерево целей, одной из ветвей которого являются цели кадрового менеджмента.
Целевые концепции предприятия включают:
1. материальные цели (производство
продукции, товаров, изделий,
2. цели обеспечения успеха технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления;
3. цели обеспечения ликвидности предприятия.
Эти три приоритетные цели содержат подцели, в том числе и кадрового менеджмента.
Особенность целей менеджмента, прежде всего управления персоналом, состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации (организационные цели), но и индивидуальные цели сотрудников. Последние не должны находиться вне кадровой политики. Основной принцип кадрового менеджмента заключается в том, чтобы при возникновении конфликтов искать компромиссы между целями сотрудников и организации, а не отдавать предпочтение целям последней. Правильное понимание тенденций развития целей кадрового менеджмента возможно лишь с учетом этого принципа.
Цели и задачи управления производственным персоналом:
1. Разработка и реализация кадровой политики и принципов хозяйственной деятельности.
2. Разработка штатного расписания в соответствии со стратегией организации и ее структурой.
3.Разработка профессионально-
4. Обеспечение рабочих мест специалистами, подбор и отбор персонала.
5. Регулирование персонала, ротация, назначения, выдвижения, аттестация, выборы, перемещения.
6. Оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование.
7. Анализ и координация
межличностных и
8. Формирование резерва
персонала, лизинг персонала,
прогнозирование развития
9. Управление занятостью.
10. Профессиональная и
организационная адаптация
11. Регулирование трудовых
отношений, требований
12. Подготовка и переподготовка персонала.
Следует иметь ввиду, что концепция управления персоналом является концентрированным выражением методологии менеджмента в той ее существенной части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку.
В настоящее время на характер и роль функции управления персоналом влияют, прежде всего, следующие изменения:
1) кардинальным образом
преобразованы система
2) исчезли многие координирующие методические центры, помогавшие предприятиям проводить работу с персоналом; отсутствие общей методической и методологической базы поставило в тупик большинство предприятий, работающих по старинке;
3) большинство проблем в сфере работы с персоналом не просто изменились, а получили порой противоположную направленность (проблема недостатка персонала сменилась проблемой его высвобождения, излишняя текучесть — чрезмерной стабильностью и т.д.); накопленный ранее практический опыт оказался неприемлемым;
4) новые условия хозяйствования
и управления вошли в
В различных литературных источниках приводятся различные функции управления персоналом, имеющие разные названия, но по сути обозначающие практически идентичные вещи.
Среди них можно выделить:
- определение потребности в персонале
- планирование персонала
- маркетинг персонала
- отбор персонала
- мотивация и стимулирование персонала
- организация и нормирование труда
- аттестация персонала
-оценка деятельности персонала
- выявление, анализ
и преодоление ограничений
- трудовая жизнь, ее развитие и повышение качества.
Существует также немного другая градация функций:
1. Формирование кадровой политики организации
2. Планирование персонала
3. Использование персонала
4. Наем и отбор персонала
5. Деловая оценка персонала
6. Профориентация и адаптация персонала
7. Обучение персонала
8. Работа с кадровым резервом
9. Служебно-профессиональное продвижение, деловая карьера персонала.
10. Организация трудовой деятельности персонала
11. Мотивация и стимулирование труда
12. Трудовые отношения в коллективе
Система управления персоналом организации — система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Подсистема линейного
руководства осуществляет управление
организацией в целом, управление отдельными
функциональными и
Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема управления
трудовыми отношениями
Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.
Подсистема управления
развитием персонала
Информация о работе Методология управления персоналом организации