Методы и формы обучения персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание

Сегодня динамично развивающаяся библиотечная практика и постоянно рождающиеся в ней инновации требуют регулярного обновления профессиональных библиотечных знаний. Существует мнение, что ежегодно библиотекарь должен обновлять 5% теоретических и 20 % практических профессиональных знаний.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы:
1.1. Баскет — метод
1.2. Видео ( -курсы, -тренинги)
1.3. Дискуссия (групповое обсуждение).
1.4. Дистанционное обучение
1.5. Конференция
1.6. Круглый стол
1.7. Лекция
1.8. Мастер-класс
1.9. Мозговой штурм
1.10. Поведенческое моделирование
1.11. Разбор практических ситуаций (case-study)
1.12. Ролевая игра
1.13. Семинар
1.14. Тренинг
Глава 2. Методы:
2.1. «Большой круг»
2.2. Наблюдение
2.3. Опрос
2.4. Статистический анализ
2.5. Самоотчет
2.6. Тестирование
2.7. Устные методы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА.docx

— 45.59 Кб (Скачать документ)

                   Азербайджанский Институт Туризма

 

 

 

 

 

 

Курсовая на тему:

«Методы и формы обучения персонала на предприятии»

 

 

 

 

Факультет: менеджмент

Курс: 3

Группа: TMTR  1001

Студент: Этар Гусейнова

 

 

 

 

 

 

 

г. Баку, 2012

 

Содержание:

Введение

Глава 1. Формы:

1.1. Баскет — метод 

1.2. Видео ( -курсы, -тренинги)

1.3. Дискуссия (групповое  обсуждение).

1.4. Дистанционное обучение 

1.5. Конференция 

1.6. Круглый стол 

1.7. Лекция

1.8. Мастер-класс 

1.9. Мозговой штурм 

1.10. Поведенческое моделирование

1.11. Разбор практических  ситуаций (case-study)

1.12. Ролевая игра 

1.13. Семинар 

1.14. Тренинг 

Глава 2. Методы:

2.1. «Большой круг»

2.2. Наблюдение

2.3. Опрос 

2.4. Статистический анализ 

2.5. Самоотчет

2.6. Тестирование

2.7. Устные методы

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

ХХI век — век Образования. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема качества подготовки библиотечных специалистов.

Сегодня динамично развивающаяся  библиотечная практика и постоянно  рождающиеся в ней инновации  требуют регулярного обновления профессиональных библиотечных знаний. Cуществует мнение, что ежегодно библиотекарь должен обновлять 5% теоретических  и 20 % практических профессиональных знаний.

В США, например, установлена  даже своеобразная единица измерения  устаревания знаний специалистов —  так называемый период полураспада  компетенции, когда в результате появления новой информации компетентность специалистов снижается наполовину.

Обучение персонала - это  развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.

В зависимости от целей  и возможностей конкретной организации  обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное  обучение через Интернет: обучаемые  выполняют задания и проходят тестирования сайте обучающей организации, после чего получают по почте официальный  документ о квалификации. Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.

Глава 1. Формы:

– стремление сохранить  работу, остаться в занимаемой должности;

– желание получить повышение  или занять новую должность;

– заинтересованность в  увеличении заработной платы;

– интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками;

– желание установить контакты с другими участниками программы.

    1. Баскет

В литературе встречаются  и другие названия этого метода: «Ин — баскет» или «Ин —  трей», соответствующие английским вариантам названий «In-Basket» и  «In-Tray» (буквально: «basket»- корзина).

Это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся  в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном  порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (корреспонденцию, докладные записки, отчеты, факсы, телефонограммы и т.д.), предприняв по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю  необходимую информацию об организации  и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, визиты разных людей, незапланированные встречи, экстренные ситуации и т.п.

 

    1. Видео ( -курсы, -тренинги)

Еще Конфуций говорил: «То, что  я слышу, я забываю. То, что я  вижу, я запоминаю». Не секрет, что  у людей зрительное восприятие преобладает  над слуховым. Именно поэтому видео  — самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных  интерактивных упражнений, а затем  и на практике, — более эффективны, чем просто лекции или инструктаж. Особенно хорошо делать это командой, всем коллективом, сочетая потенциал  опытных и молодых сотрудников.

А.Н. Ванеев убежденно заявляет: «Можно с уверенностью сказать, что  в будущем телевидение и кино будут одним из основных методов  распространения новшеств, так как  они сочетают в себе оперативность  с наглядностью, возможность самого широкого распространения и углубленного показа методики работы».

Зрелищность и динамизм видеосюжетов улучшают запоминание и повышают мотивацию к обучению. В западной практике видеокурсы используются давно  и успешно, а первые отечественные  учебные видеофильмы по различным  профессиональным проблемам появились  лишь в конце 90-х и находятся  сейчас в зачаточном состоянии.

Учебные кино- и видеофильмы  могут демонстрироваться как  с использованием видео, так и  компьютерной техники.

 

    1. Дискуссия (групповое обсуждение).

Дискуссия (от латинского «рассмотрение, исследование) — это коллективное обсуждение какого-либо спорного или  важного вопроса с целью нахождения истины или достижения лучшего взаимопонимания.

В известном смысле групповые  дискуссии являются скорее дидактическим  приемом, чем методом обучения. Этот прием широко используется в других комплексных формах обучения (семинары, разбор практических ситуаций, деловые  и ролевые игры и пр.) Однако дискуссии  или групповые обсуждения могут применяться и самостоятельно. Например, в Гарвардской школе бизнеса групповые дискуссии среди слушателей являются основным методом обучения. Дискуссии по заданной тематике проводятся в небольших группах обучающихся (от 4 до 10 человек). Дискуссии позволяют максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала.

 

    1. Дистанционное обучение

Дистанционное образование, являющееся новой формой заочного образования, дает возможность преподавателям ведущих  учебных заведений читать лекции для студентов, которые находятся за тысячи километров от них. Постоянное развитие информационных технологий, доступность Интернета, возможность удаленной коммуникации между преподавателем и студентом придало новый смысл дистанционного образования.

При дистанционном  обучении обязательно используются теоретическая часть и практические задания. Каждый курс заканчивается тестами, интегрированными в программу, иногда — видеосюжетами по теме обучения. Такая интерактивность способствует лучшему усвоению материала.

Дистанционное обучение, основанное на использовании компьютеров, обеспечивает высокую степень поддержки, немедленную  обратную связь, повышая мотивацию  обучения. Кроме того, такое обучение отличает высокая структурированность  учебного материала, что облегчает  усвоение и дает большие возможности  для установления взаимосвязей с  уже имеющимися знаниями.

Программное или  компьютерное обучение позволяет персоналу  довольно быстро усваивать учебный  материал. Зарубежные исследования показывают, что компьютерное обучение возможно сокращение времени обучения на 50-30 % и упрочение запоминания материала на 80 % по сравнению с другими методами. Несмотря на то, что обучающие программы довольно дороги, они быстро окупаются, поскольку данный метод допускает тиражирование и может быть использован при подготовке большого числа сотрудников.

 

    1. Конференция

Цель конференций — глубокое изучение опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций.

Конференции отличаются от совещаний и семинаров тем, что  они:

  • более тщательной и глубокой разработкой тематики выступлений;
  • продолжительным подготовительным периодом;
  • блее высоким научно-теоретическим уровнем выступлений.

Интересная форма повышения  квалификации (но малораспространенная!) — заочная конференция. Отличается она от обычной конференции тем, что сообщения специалистов публикуются  в специальных информационных бюллетенях, на страницах местных изданий  и пр. Несомненные преимущества подобной формы: возможность привлечения  к обсуждению проблемы максимального  числа специалистов. Очень важно  при организации заочной конференции  заранее четко оговорить конкретную проблему, требования к печатному  материалу и сроки их предоставления. При использовании возможностей электронной почты (пересылка докладов участников организаторам конференции, рассылка готового материала заочной  конференции всем желающим) эффективность  подобной формы возрастает.

 

    1. Круглый стол

Круглый стол - групповые  обсуждения актуальных для организации  проблем. Проводится с целью поделиться проблемами, своим видением вопроса, познакомить с опытом, достижениями и новациями друг друга. Не путать с совещанием, которое посвящается, как правило,обсуждению какого-либо производственного вопроса.

Идеальное соотношение присутствующих — от 10-15, но не более 25 человек, разбирающихся  в вопросе. Очень важно, чтобы  мероприятие проходило действительно  в режиме «круглого стола», т. е. принцип  демократического обсуждения должен соблюдаться.

 

    1. Лекция 

При использовании лекционного  метода подачи материала преподаватель  устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При  эом преподаватель может применять  и наглядные средства обучения, используя  классную доску, плакаты, показ слайдов  и видеофильмов.

Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том  случае, если лектор самую высокую  квалификацию. Коммуникация во время  лекционных занятий в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающие слушают, смотрят и, если не доверяют своей памяти, конспектируют  за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного  материала.

Усвоение лекционного  материала в значительной степени  зависит от характеристик изучаемого материала (трех «С» - содержания, сложности, структурированности) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др. Большое значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими материалами (это учебные и методические пособия, опорные схемы лекций, раздаточные материалы им т.п.)

Плюсы лекционной подачи материала:

  • Лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить последовательность полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации.
  • Возможность охвата большой аудитории.
  • Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающег7ося (особенно при условии большого числа слушателей).

Ограничения лекций:

  • Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.
  • Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.
  • Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.
  • Проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.
    1. Мастер-класс

Мастер-класс — это  комплексная форма, где происходит не только изложение теоретического материала, но и демонстрация конкретных приемов и технологий. Поэтому важно, чтобы ведущий был одновременно и хорошим лектором, и грамотным практиком.

Как правило, мастер-класс  проводит опытный, квалифицированный, творчески мыслящий специалист. Он показывает коллегам не готовый результат  своего труда, а поэтапно, с комментариями  и разъяснениями, объясняя и комментируя  каждый шаг. Очень важно обратить внимание слушателей на «подводные камни», реально преодолимые сложности, потенциально возможные нестандартные  ситуации, тем самым раскрывая  секреты своего мастерства. По возможности  все (или большинство присутствующих) повторяют действия под контролем  преподавателя, осваивая новую технику  или методику.

Информация о работе Методы и формы обучения персонала на предприятии