Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Сегодня динамично развивающаяся библиотечная практика и постоянно рождающиеся в ней инновации требуют регулярного обновления профессиональных библиотечных знаний. Существует мнение, что ежегодно библиотекарь должен обновлять 5% теоретических и 20 % практических профессиональных знаний.
Введение
Глава 1. Формы:
1.1. Баскет — метод
1.2. Видео ( -курсы, -тренинги)
1.3. Дискуссия (групповое обсуждение).
1.4. Дистанционное обучение
1.5. Конференция
1.6. Круглый стол
1.7. Лекция
1.8. Мастер-класс
1.9. Мозговой штурм
1.10. Поведенческое моделирование
1.11. Разбор практических ситуаций (case-study)
1.12. Ролевая игра
1.13. Семинар
1.14. Тренинг
Глава 2. Методы:
2.1. «Большой круг»
2.2. Наблюдение
2.3. Опрос
2.4. Статистический анализ
2.5. Самоотчет
2.6. Тестирование
2.7. Устные методы
Заключение
Список литературы
Очень важно соблюдать
деловую, но доверительную и
Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». Мозговой штурм идеально подходит, чтобы собрать как можно больше новых и самых разных идей. Для этого организуется работа в малых группах (5-6 человек).
Эффективность метода возрастает, если руководители принимают участие в работе групп наряду с рядовыми сотрудниками. В течение 10-15 минут каждая группа обсуждает конкретный вопрос (например, какие проекты мы хотим разрабатывать в будущем году, как привлечь новых пользователей?). Каждый из участников предлагает свою идею, при этом обязательно один из участников абсолютно все идеи записывает. Очень важно зафиксировать ВСЕ идеи. Удобно и практично писать каждую из идей на отдельной карточке, а потом группировать их по темам или направлениям деятельности.
Существует жесткое правило — во время мозгового штурма категорически запрещается обсуждать и комментировать предлагаемые идеи. Важно собрать их как можно больше, какими бы нелепыми и абсурдными они не казались на первый взгляд.
После того, как время истекло, можно начинать группировать идеи в зависимости от их содержания. Вот на этом этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов и пр. После того, как в зависимости от содержания и формы идеи отобраны и сгруппированы, дается оценка групповой работе.
Поведенческое моделирование
— это относительно новый метод
обучения навыкам межличностного общения
и изменения установок. Преимущественно
этот метод используется в рамках
тренингов, предполагающих более широкое
использование методов
Метод активно использовался в системе бизнес в — образования еще в 20-х годах в США. В течение последних лет находит все более широкое применение в изучении различных дисциплин: финансы, маркетинг, управление персоналом и др.
Разбор практических ситуаций (case-study) — метод изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. Это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений.
Ролевые игры относятся к
методам активного обучения. Это
метод становится все более популярным
при обучении руководителей разных
уровней и кандидатов (резерв) на
занятие руководящих
Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными.
Возможности ролевых игр:
Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы. Цель семинара — проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы.
Главное в семинаре — диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий.
Эффективность семинара зависит, прежде всего, от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой психологический микроклимат, который побуждает слушателей к активному участию в работе.
Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций и групповые дискуссии.
Тренинг является очень эффективным методом обучения персонала, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие.
Несомненный плюс тренинга в том, что он повышает мотивацию персонала.
Глава 2. МЕТОДЫ
Не всегда организация после обучения своих работников добивается желаемого результата. В этом случае возникает необходимость выявления причин неуспеха.
Зачем надо оценивать эффективность учебных программ, той или иной формы повышения квалификации? Ответ лежит на поверхности — для того, чтобы выяснить, в какой степени в итоге были достигнуты цели обучения. Все то, что не позволяет достичь требуемого уровня рабочих показателей, сформировать необходимые навыки или установки, — все это (будь это учебная программа, или цикл занятий, или отдельные формы) должно быть изменено (заменено) в обязательном и срочном порядке!
2.1. «Большой круг»
По окончании обучения все заинтересованные в нем лица собираются вместе и рассаживаются по кругу, лицом друг к другу. Каждому присутствующему (всем, а не только желающим) предстоит высказать свое мнение о только что завершившемся обучении. Важно соблюдать это правило: оценка будет эмоционально окрашена, объективна и по существу, если «большой круг» состоится сразу по окончании обучения (например, перед вручением сертификатов).
Мнение обучающихся
К недостаткам «большого круга» можно отнести нежелание некоторых публично высказывать собственную точку зрения — тех, кто чувствителен к своему статусу в коллективе и бережет свой устоявшийся имидж, или тех, кто опасается, что критическое или скептическое выступление будет иметь весомые последствия. Однако, это же служит и достоинством метода: принародно произнесенная оценка не будет при повторе кем-то искажена, изменена. Несомненное достоинство метода — возникновение чувства единства и доверия в коллективе, формирование команды профессионалов.
2.2. Наблюдение
Самый простой и дешевый источник информации об отношении слушателей к учебному курсу или занятию может быть неформальное общение с учащимися и наблюдение за ними как во время занятий, так и в перерывах, и после их окончания.
Замечания, комментарии, вопросы, задаваемые во время перерывов или в конце дня, обычно отражают общее настроение и отношение обучаемых к содержанию учебной программы и к преподавателю.
2.3. Опрос
Выяснение мнения обучающихся о той учебной программе, по которой они недавно занимались, о ее полезности, интересности может проходить как в устной форме — интервью (тотального или выборочного, стандартизированного или в свободной форме) так и в письменной (анкетирование). При оценке мнений исходят из того, что если программа обучения понравилась участникам, значит, она является достаточно хорошей.
2.4. Статистический анализ
Грамотно проведенный статистический анализ различных показателей деятельности организации в течение достаточно длительного периода времени может дать много ценной информации.
Что немаловажно — такой анализ, наглядно оформленный в виде диаграмм, графиков, таблиц дает очень сильные козыри в руки специалистам, которым приходится обосновывать полезность обучения и обоснованность затрат на него.
2.5. Самоотчет
Самоотчет готовится в письменном или устном виде по заранее оговоренному плану или в свободной форме. Он представляет собой самоанализ деятельности обучаемого, где индивидуально критически и объективно оценивается полезность полученной информации, ее практическая ценность и возможность использования на практике.
Полезно проводить самоотчеты
через несколько месяцев после
обучающих мероприятий. Это дает
хорошую возможность
2.6. Тестирование
Тест в переводе с английского языка — проба, испытание, исследование. Он состоит из вопросов и задач (имеющих определенную шкалу значений), по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках, а также о психофизиолоческих и личностных характеристиках опрашиваемого. Важно использовать тесты, составленные квалифицированными специалистами, грамотно и профессионально.
Тесты широко применяются в профессиональной подготовке и при завершении учебного курса. Их широко используют при отборе работников, особенно для управленческой деятельности.
2.7. Устные методы
Более детально и оперативно
мнения участников о проведенном
учебном мероприятии можно
Один из них — «ключевые слова». Варианты вопросов к участникам («ключей») могут быть любыми. Ответы должны быть односложными, конкретными, краткими. С их помощью выясняют ощущения обучаемых по поводу формы и содержания учебного процесса, его практической ценности и эффективности.
Достоинство метода: впечатления, выясненные таким способом, более конкретны и объективны, поскольку в других формах объективность может оказаться заслонена чрезмерными эмоциями.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить,
что при выборе методов обучения
персонала руководствуются
Для функционирования и развития
персонала организаций сегодня
важно не просто обучение,а непрерывное
обучение, поскольку постоянно внедряются
новая техника,технология,
-обучение должно быть
связано со стратегией
-основное внимание уделяется
подготовке и повышению
При выборе методов обучения
определяющим является мнение сотрудников
организации,т.к. возможность овладеть
новыми навыками и совершенствовать
имеющиеся позволяет работникам
быть готовым к переменам на рынке
труда,а организациям- к динамике
внешней среды.Также важно
Также следует отметить,что наряду с персоналом организации,в обучении нуждается управленческая команда и ее руководитель.
Традиционно принято различать два основных метода профессионального обучения персонала:обучение персонала на рабочем месте и обучение персонала вне рабочего места.
При достаточном запасе теоретических
знаний вариант обучения на рабочем
месте более предпочтителен,
Информация о работе Методы и формы обучения персонала на предприятии