Методы и модели принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Цель курсового проектирования раскрыть методы и модели принятия управленческих решений. Для достижения цели курсового проектирования необходимо раскрыть следующие вопросы: управленческие решения, методы их принятия, а так же подробнее рассмотреть моделирование и прогнозирование, как методы принятия решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ………………………………..
ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1 МОДЕЛИРОВАНИЕ………………………………………………………….
3.2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ……………………………………………
3.3 ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ……………………………………………………
3.4 АНАЛОГОВАЯ МОДЕЛЬ……………………………………………………
3.5 МОДЕЛИ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………….
ГЛАВА 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….
4.1 СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА……………………………………………….
4.2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

№2 ГОТОВАЯ МОДЕЛИ(3).docx

— 498.14 Кб (Скачать документ)

Эффективность модели может быть снижена рядом  потенциальных погрешностей таких  как: недостоверные исходные данные, информационные ограничения, страх  пользователей, слабое использование  на практике, чрезмерная стоимость. Существует следующие типы моделей: математическая, аналоговая, физическая, модели науки управления.

 

3.2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ

 

Математическая, или экономико-математическая, модель часто именуется и как символическая, поскольку ее построение связано  с использованием символов объекта, явления. Эта форма моделирования  представляет собой специфическую  форму отображения экономических  характеристик исследуемого объекта  в системе математических символов. Примером простого математического моделирования выступает производственная функция (1):

 

Кпр = f (К, Т, Пр). (1)

Технология  – Постоянная

 

При обращении  к такому управлению менеджер понимает, что объем производимой продукции (Кпр – количество производимых товаров) есть функция капитала (К), труда (Т), природных ресурсов (Пр), а  точнее их определенных количеств и  установленных пропорций соотношения  этих факторов производства (при постоянной технологии). Выстраивая новую модель своей организации, менеджер на этой основе заключает: для увеличения объема производства в 2 раза требуется вовлечение в процесс производства капитала, труда, природных ресурсов в 2 раза больше.

В практике применяют различные математические модели, например:

1. Регрессионный  анализ представляет собой статистическую  процедуру для математического  расчета среднего соотношения  зависимой и независимой переменных. Выделяют 2 вида: простая (1 независимая  переменная) и множественная (2 и  более) регрессия.

2. Метод  Лангранжа. Вся совокупность методов  решения управления задач делится  на 2 группы: аналитические и числительные. При выборе метода решения  конкретной задачи следует учесть, что аналитические решения всегда предпочтительнее численного, так как она позволяет исследовать влияние различных факторов на оптимальное решение. Но при решении конкретных задач не всегда удается получить аналитическое решение. Метод Лангранжа – метод дифференциального исчисления, применяемый при наличие ограничивающих условий. Позволяет перейти от оптимизационной задачи с ограничениями к альтернативной оптимизационной задачи без ограничений, у которых совпадают решения. Фактически математическая задача на условный экстремум заменяется задачей на безусловный экстремум, но с увеличением числа неизвестных.

 

3.3 ФИЗИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ

 

Физическая  модель есть исследуемый объект, ситуация, явление или система в уменьшенном  виде, то есть она представляет собой  то, что исследуется, с помощью  увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Эта модель именуется иногда портретной моделью. Этот вид моделирования в основном используется тогда, когда необходимо визуальное представление объекта, но в натуральную величину охватить такой визуально невозможно. Такого рода моделям являются чертеж, план предприятия и так далее.

Пример  физической модели – синька чертежа  завода, его уменьшенная фактическая  модель в определенном масштабе. Такая  физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически  разместиться в пределах отведенного  для него места, а так же разрешить  сопряженные проблемы, например размещение дверей.

 

3.4 АНАЛОГОВАЯ  МОДЕЛЬ

 

Аналоговая  модель – представляет исследуемый  объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Это графики, схемы  и так далее. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко  представить себе цепи прохождения  команд и формальную зависимость  между индивидами и деятельностью. Аналоговая модель – более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем составление перечня взаимосвязей всех работников. Этот способ моделирования применяется в тех случаях, когда нет возможности в обращении к моделям физической, когда единственно возможным представляется исследование аналога реального объекта, события, ситуации или системы.

Под аналогом понимается нечто, представляющее собой  соответствие конкретному предмету, событию, или нечто, отражающее реально  проистекающий процесс или механизм взаимодействия.

Аналогия, используемая в таком случае как  метод исследования, есть метод умозаключения, когда на основании сходства 2 предметов, явлений в каком-то отношении  делается вывод об их сходстве в  других отношениях с целью получения  ответа на заданный вопрос.

Например, через построение графика или  таблицы зависимостей между издержками производства и прибылью можно найти  ответ на вопрос, какой объем производства может выступить в качестве максимально  эффективного.

Исследуемый объект – это объем производства, который рассматривается через  построение аналоговой модели взаимосвязи  издержек и прибыли в форме, скажем, графика. График, иллюстрирующий соотношения  между объемом производства и  издержками (рис. 4.2.1), является аналоговой моделью.

 

Рис. 4.2.1 – Аналоговая модель (график, являющийся аналоговой моделью, показывает зависимость  между количеством произведенной  краски и издержками в расчете  на 1 галлон)

 

3.5 МОДЕЛИ  НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

 

3.5.1 Имитационное моделирование

Имитационное  моделирование – процесс создания и ее экспериментальное применение для предвидения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования. Имитация состоит в эксперименте – попытке встроить модель в реальную или ожидаемую ситуацию с тем, чтобы понять свойства, характер ситуации, а также определить и выбрать  оптимальную линию принятия конкретного  управленческого решения. Имитация конкретно обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования.

Итак, имитация – это часто весьма практичный способ подстановки модели на место  реальной системы или натурного  прототипа. Экспериментируя на модели системы, можно установить, как она  будет реагировать на определенные изменения или события, в то время  когда отсутствует возможность  наблюдать эту систему в реальности. Если результаты экспериментирования  с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация  ведет к улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решение об осуществлении  изменения в реальной системе.

 

3.5.2 Модели линейного программирования

Модели  линейного программирования – применяются  для определения оптимального способа  распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений  для разрешения производственных трудностей. С помощью модели линейного программирования управляющий может определить, какое  количество краски каждого типа производить  при известных запасах реагентов  и имеющемся резерве времени  работы каждого оборудования, а также  с учетом вклада в прибыль краски каждого типа.

 

 

3.5.3 Теория игр

 

Теория  игр – это метод, используемый для оценки влияния какого – либо действия в условиях неопределенности, вызванной сознательными, злонамеренными действиями конфликтующих сторон (конкурентов), то есть это метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр используется для воссоздания в воображении менеджера реально существующей или возможной для существования в будущем ситуации для осуществления определенных выводов по поводу возможного поведения основных субъектов в ситуации, а следовательно – для принятия им управленческого решения.

Теория  игр впервые была применена для  принятия решений военными специалистами, которые и сегодня обращаются к этой форме для отработки  навыков по принятию решений через  штабные или командно – штабные  учения (игры).

Теорию  игр изначально разработали военные  с тем, чтобы в стратегии можно  было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции  конкурентов на изменение цен, новые  кампании поддержки сбыта, предложения  дополнительного обслуживания, модификацию  и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр  руководство устанавливает, что  при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно будет отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория  игр используется не так часто, как  другие описываемые здесь модели. К сожалению, ситуации реального  мира зачастую очень сложны и настолько  быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют  конкуренты на изменение тактики  фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы  в ситуации принятия решений в  условиях конкурентной борьбы.

В сфере  деловой активности теория игр используется также довольно часто. Но в отличие  от других методов теория игр чаще всего используется для выявления  и оценки воздействия на конкурентов  или потребителей в результате принятия в качестве решения той или  иной возможной альтернативы. « Если мы примем такое решение, то наши конкуренты могут среагировать вот каким  образом…», – как бы рассуждает при этом менеджер.

 

3.5.4 Модели теории очередей

 

Модели  теории очередей (оптимального использования) применимы для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению  к потребности в них. Модели теории очередей могут быть полезны в  авиакомпаниях, куда звонят люди, чтобы  зарезервировать места на самолеты. Модели очередей снабжают руководство  инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые  необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого или большого их количества.

Теория  очередей представляет собой комбинированную  форму конкретного профессионального  размышления менеджера при разработке им управленческого решения на основе моделирования, имитации, прогнозирования  и теории игр. Эта теория именуется  еще и как модель оптимального обслуживания клиентов через сопоставление  оптимального числа каналов обслуживания и возникающей потребности в  них.

Теория  очередей используется менеджером для  принятия осознанного решения –  или увеличивать число каналов  обслуживания, или оставлять их число  низменным. Решение им при этом принимается  на основе сопоставления затрат на учреждение таких дополнительных каналов  обслуживания и тех потерь, которые  может понести его организация, отказываясь от учреждения таких  дополнительных каналов обслуживания.

Эта теория применяется менеджерами тех  организаций, которые обслуживают  клиентов и в которых могут  скапливаться очереди на обслуживание. Люди, однако, не любят очереди (особенно стоять в них) а потому при возникновении  очередей часть клиентов может перейти  на обслуживание к конкуренту. По этой причине менеджер универсама, например, вынужден задумываться: устанавливать  еще один кассовый аппарат и соответственно оборудовать новое рабочее место  или не делать этого и подвергнуть  организацию риску, что часть  покупателей, которые особенно не любят  стоять в очереди, могут отказаться от посещения этого универсама (если у них, конечно, есть выбор). При этом менеджер будет рассчитывать, во что  обойдется оборудование такого дополнительного  рабочего места и содержание еще  одного кассира, а также, что универсам потеряет, если он в результате отказа от оборудования такого дополнительного рабочего места лишится части покупателей.

Подобные  ситуации могут возникнуть в банке, в кассах по продаже авиабилетов, в тур агентствах и так далее.

 

3.5.5 Модели управления запасами

 

За исключением  самых мельчайших предприятий у  менеджера всегда есть в подчинении должностное лицо, отдел, управление, которые отвечают за осуществление  всех работ (рабочих операций), связанных  обеспечением производства всем необходимым  для его нормального ритмичного функционирования, то есть со снабжением. Такими должностными лицами могут быть агент по снабжению (или менеджер по снабжению). Это также может  быть отдел по снабжению или управление по снабжению.

Модель  управления запасами используется для  определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции  на складах. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень  запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте. Для сухой  очистки требуется поставка необходимого количества химикатов, для больницы – лекарств, для производственной фирмы – сырья и деталей, а также определенный задел незавершенного производства и запас готовой продукции.

Цель  данной модели – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные  с недостаточным уровнем запасов. Последние, имеют место при исчерпании запасов. В этом случае продажа готовой  продукции или предоставление обслуживания становятся невозможными, а также  возникают потери от простоя производственных линий, в частности, в связи с  необходимостью оплаты труда работников, хотя они не работают в данный момент.

Информация о работе Методы и модели принятия решений