Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа
Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.
Введение
I Глава. Методологические основы анализа внешней и внутренней среды предприятия.
1.Понятие анализа.
2.Содержание и принципы проведения анализа.
3.Анализ внешней среды.
4.Анализ внутренней среды.
II Глава. Методы анализа сред.
2.1 SWOT-анализ.
2.2 Матрица анализа внешних стратегических факторов.
2.3 Матрица определения приоритетных внешних факторов.
2.4Финансовый анализ.
2.5 Матрица анализа слабых и сильных сторон.
III Глава. Совершенствование анализа внешней и внутренней среды предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для
того чтобы определить сильные и
слабые стороны предприятия
§ Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
§ По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
§ Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Для
оценки предприятия можно
Организация
(здесь может оцениваться
Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
Инновации
(здесь может оцениваться
Маркетинг
(здесь можно оценивать
Заполняется таблица.
Таблица 1
Пример определение сильных и слабых сторон предприятия
|
|
| |
|
|
| |
|
Проверенный и надежный поставщик комплектующих |
Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов | |
|
|||
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа -- это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
За основу можно взять следующий список параметров:
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.)
Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.) Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
Научно-технические
факторы (обычно принимается во внимание
уровень развития науки, степень
внедрения инноваций (новых товаров,
технологий) в промышленное производство,
уровень государственной
Социально-демографические
факторы (следует учесть численность
и половозрастную структуру населения
региона, в котором работает предприятие,
уровень рождаемости и
Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
И, наконец,
международные факторы (среди них
учитывается уровень
Далее, опять же, заполняется таблица.
Таблица 2
Пример определения рыночных возможностей и угроз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа
В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
§ Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
§ Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
§ За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
§ Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа.
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа
1. Появление новой розничной сети 2. и т.д. |
1.Появление крупного конкурента 2. и т.д. |
||
1.Высокое качество продукции 2 3. и т.д. |
Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции |
Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции |
|
1.Высокая себестоимость продукции 2. 3. и т.д. |
Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов |
Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам | |
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
§ определены основные направления развития предприятия
§ сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Итоговые
показатели SWOT-анализа используются
в стратегическом и тактическом
планировании деятельности предприятия.
2.2 Матрица анализа внешних стратегических факторов.
Матрица
анализа внешних стратегических
факторов предназначена для выявления
и планирования влияния внешних
общественных сил на непосредственное
окружение компании. Для того чтобы
составить данную матрицу, в первую
очередь, мы должны определить три или
четыре наиболее явных тенденций
в экономическом, технологическом,
политико-правовом и социокультурном
окружении компании, в этом может помочь
PEST - анализ. Примером экономических тенденций
может быть введения квот на ввоз подержанных
иномарок или значительное изменение
курса доллара. Примером технологических
изменений может быть появление двигателей
работающих на электрической энергии,
а так же появление новой технологии в
очистке бензина. Примером политико-правовых
тенденций может быть приход к власти
другой политической партии или издание
закона о запрещении передвижения по автомобильным
дорогам без зеркал заднего вида. Примером
социокульнурных изменений может быть
падение рождаемости или переход интересов
автолюбителей на зарубежные подержанные
автомобили. Следующим шагом в составлении
матрицы анализа внешних стратегических
факторов является выявления возможного
влияния внешних общественных сил на непосредственное
окружение компании, то есть на правительство,
местную общественность, поставщиков,
конкурентов, клиентов, кредиторов, работников,
группы интересов и на торговые ассоциации.
В общем, матрица анализа внешних стратегических
факторов поможет оценить, как дальнейшее
общественное развитие сможет повлиять
на компанию через её непосредственное
окружение.48
|
Информация о работе Методы комплексного анализа внешней и внутренней среды предприятия