Методы комплексного анализа внешней и внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа

Описание

Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Содержание

Введение

I Глава. Методологические основы анализа внешней и внутренней среды предприятия.

1.Понятие анализа.
2.Содержание и принципы проведения анализа.
3.Анализ внешней среды.
4.Анализ внутренней среды.
II Глава. Методы анализа сред.

2.1 SWOT-анализ.

2.2 Матрица анализа внешних стратегических факторов.

2.3 Матрица определения приоритетных внешних факторов.

2.4Финансовый анализ.

2.5 Матрица анализа слабых и сильных сторон.

III Глава. Совершенствование анализа внешней и внутренней среды предприятия.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

!!!!!.docx

— 49.78 Кб (Скачать документ)

    Шаг 1. Определение сильных  и слабых сторон предприятия

    Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо:

    § Составить  перечень параметров, по которому будет  оцениваться предприятие;

    § По каждому параметру определить, что  является сильной стороной предприятия, а что - слабой;

    § Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны  предприятия и занести их в  матрицу SWOT-анализа 

    Для оценки предприятия можно воспользоваться  следующими параметрами:

    Организация (здесь может оцениваться уровень  квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие  взаимодействия между отделами предприятия  и т.п.)

    Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие  патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

    Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота  капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)

    Инновации (здесь может оцениваться частота  внедрения новых продуктов и  услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок  и т.п.)

    Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность  марки, полноту ассортимента, уровень  цен, эффективность рекламы, репутацию  предприятия, эффективность применяемой  модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

    Заполняется таблица.

    Таблица 1

    Пример  определение сильных и слабых сторон предприятия

 
    Параметры оценки
    Сильные стороны
    Слабые стороны
    1.Организация
    Высокий уровень  квалификации руководящих сотрудников  предприятия
    Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
    2. Производство
    Высокое качество выпускаемых товаров

    Проверенный и надежный поставщик комплектующих

    Высокая степень  износа оборудования -- до 80% по отдельным группам

    Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов 

    3. и т.д.
   
       

    Из  всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать  наиболее важные (самые сильные и  самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

    Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз

    Второй  шаг SWOT-анализа -- это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

    За  основу можно взять следующий  список параметров:

    Факторы спроса (здесь целесообразно принять  во внимание емкость рынка, темпы  его роста либо сокращения, структуру  спроса на продукцию вашего предприятия  и т.п.)

    Факторы конкуренции (следует учитывать  количество основных конкурентов, наличие  на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей  между основными участниками  рынка и т.п.)

    Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей  распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.) Экономические  факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение  уровня доходов населения, налоговая  политика государства и т.п.)

    Политические  и правовые факторы (оценивается  уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности  населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)

    Научно-технические  факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень  внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки  развития науки и т.п.)

    Социально-демографические  факторы (следует учесть численность  и половозрастную структуру населения  региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения  и т.п.)

    Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления  товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)

    Природные и экологические факторы (принимается  в расчет климатическая зона, в  которой работает предприятие, состояние  окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

    И, наконец, международные факторы (среди них  учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)

    Далее, опять же, заполняется таблица.

    Таблица 2

    Пример  определения рыночных возможностей и угроз

 
    Параметры оценки
    Возможности
    Угрозы
    1. Конкуренция
    Повысились  барьеры входа на рынок: с этого  года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности
    В этом году ожидается  выход на рынок крупной иностранной  компании-конкурента
    2. Сбыт
    На рынке  появилась новая розничная сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков
    С этого года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам  тендера 
    3. и т.д. …
   
     

    Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа 

    В заполненной  матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся  перед предприятием перспективы  и грозящие ему опасности.

    Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями  и угрозами рынка

    Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными  возможностями и угрозами позволяет  ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

    § Как  возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные  стороны предприятия?

    § Какие  слабые стороны предприятия могут  помешать?

    § За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

    § Каких  угроз, усугубленных слабыми сторонами  предприятия, нужно больше всего  опасаться?

    Для сопоставления возможностей предприятия  условиям рынка применяется немного  видоизмененная матрица SWOT-анализа.

    Таблица 3

    Матрица SWOT-анализа

 
 
    Возможности

    1. Появление  новой розничной сети

    2. и  т.д.

    УГРОЗЫ

    1.Появление  крупного конкурента

    2. и  т.д.

 
    Сильные стороны

    1.Высокое  качество продукции

    2

    3. и  т.д.

    1.Как воспользоваться  возможностями

    Попытаться  войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции

    2.За счет  чего можно снизить угрозы

    Удержать  наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции

 
    Слабые стороны

    1.Высокая  себестоимость продукции

    2.

    3. и  т.д.

    3.Что может  помешать воспользоваться возможностями

    Новая сеть может отказаться от закупок  нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов

    4.Самые большие  опасности для фирмы

    Появившийся конкурент может предложить рынку  продукцию, аналогичную нашей, по более  низким ценам

       

     

    Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

    § определены основные направления развития предприятия 

    § сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

    Итоговые  показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом  планировании деятельности предприятия. 

    2.2 Матрица анализа  внешних стратегических  факторов.

      Матрица анализа внешних стратегических факторов предназначена для выявления  и планирования влияния внешних  общественных сил на непосредственное окружение компании. Для того чтобы  составить данную матрицу, в первую очередь, мы должны определить три или  четыре наиболее явных тенденций  в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении компании, в этом может помочь PEST - анализ. Примером экономических тенденций может быть введения квот на ввоз подержанных иномарок или значительное изменение курса доллара. Примером технологических изменений может быть появление двигателей работающих на электрической энергии, а так же появление новой технологии в очистке бензина. Примером политико-правовых тенденций может быть приход к власти другой политической партии или издание закона о запрещении передвижения по автомобильным дорогам без зеркал заднего вида. Примером социокульнурных изменений может быть падение рождаемости или переход интересов автолюбителей на зарубежные подержанные автомобили. Следующим шагом в составлении матрицы анализа внешних стратегических факторов является выявления возможного влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании, то есть на правительство, местную общественность, поставщиков, конкурентов, клиентов, кредиторов, работников, группы интересов и на торговые ассоциации. В общем, матрица анализа внешних стратегических факторов поможет оценить, как дальнейшее общественное развитие сможет повлиять на компанию через её непосредственное окружение.48 

      Непосредственное  окружение компании
      Факторы общественных сил
      Экономические
      Технологические
      Политико-правовые
      Социокультурные
      1
      1
      1
      1
      2
      2
      2
      2
      3
      3
      3
      3
      Правительство
       
      Местная общественность
       
      Поставщики
       
      Конкуренты
       
      Клиенты
       
      Кредиторы
       
      Работники
       
      Группы  интересов 
       
      Торговые  ассоциации
       

Информация о работе Методы комплексного анализа внешней и внутренней среды предприятия