Методы манипулирования в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования :

Выявить разницу между управлением и манипулированием
Раскрыть способы манипулирования как сотрудником, так и руководителем
Рассказать про способы защиты от манипулирования

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.docx

— 42.88 Кб (Скачать документ)

Введение

Во все времена  люди манипулировали друг другом для  достижения своих каких-либо целей  и преследуя свои интересы. Конечно  же это не обошло и сторону бизнеса. Работая в коллективе сами того не подозревая вы можете стать жертвой  опытного манипулятора, будь то руководитель или подчинённый. Но всё не так  плохо – манипуляции можно  избежать. Несомненно видов манипулирования  человеком очень много, не будем  забывать и про психологическое  влияние тоже, ведь манипуляция является как одним из его подвидов. В  своей курсовой работе я хочу рассмотреть  проблему манипулирования как подчинёнными, так и руководителями. Указать  разницу между управлением персоналом и манипулированием и конечно  же способы защиты манипулирования.

Цель  исследования :

  • Выявить разницу между управлением и манипулированием
  • Раскрыть способы манипулирования как сотрудником, так и руководителем
  • Рассказать про способы защиты от манипулирования

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы управления и  манипулирования 

1.1 Различие между манипулированием и управлением

В этом разделе  я хочу показать различие между управлением  и манипулированием, так как эти  понятия легко можно спутать. Я считаю, что будущему менеджеру  необходимо знать и понимать эти  различия для дальнейшего использования  в карьере и достижении успеха.

Управление  персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.

Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Есть несколько  стилей управления персоналом:

  • Авторитарный стиль управления. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, её трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. Отрицательным качества: снижение творческой инициативы подчинённых, ухудшение социально-психологического климата, ведёт к текучести кадров.
  • Либеральный стиль управления. При таком стиле руководитель предоставляет широкую свободу подчиненным, не стесняя действия, инициативы подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.
  • Демократический стиль управления. Распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Выбирая тот  или иной стиль управления менеджер хочет добиться наилучшего успеха для предприятия.

Что же такое  манипулирование?

Манипулирование - вид психологического воздействия одного индивида на другого, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению намерений у другого человека, не совпадающих с его актуальными существующими желаниями.

По форме манипулирование - это социально-психологическое  воздействие, обман, мошенничество, построенное  на фиктивном признании интересов  партнера

В некоторой  степени манипулирование можно  отнести к управлению и назвать  его как скрытое управление. Мотивы для скрытого управления могут быть разными. В отличие от управления, манипулировать можно как персоналом так и менеджером.

Рассмотрим цели скрытого управления(манипулирования):

• сделать другого  орудием исполнения своих намерений; 
• переложить на другого часть своей работы; 
• уйти от личной ответственности, в частности, переложив ее на других; 
• самоутвердиться (в том числе - и за счет другого); 
• разрешить свои психологические проблемы, в том числе - внутриличностные конфликты; 
• придать взаимоотношениям желаемый вид (например, установить дистанцию, показать степень доверительности и т.д.); 
• получить выигрыш в комфортности своего положения.

Эти цели и задачи могут преследовать как руководители, так и подчиненные. Однако есть и специфические задачи, вытекающие из разницы в служебном положении руководителей и подчиненных.

Фактором успешности управленческого общения, также  является осознание руководителем  того или иного типа "отношений  взаимозависимости". Под отношениями  взаимозависимости следует понимать специальные отношения, возникающие  в результате решений различных  противоречий между организацией и  индивидами. Их суть заключается в  согласовании интересов организации  и работника, то есть, отношения взаимозависимости - это механизм посредничества индивида и организации. Данный механизм может  выступать, с одной стороны, как  саморегулируемый, связанный с культурными  феноменами, и в частности, с организационной  культурой. С другой стороны, как управляемый механизм, связанный с принципами и методами управления.  

1.2 Виды манипулирования

Как правило  манипулирование, это чаще всего  обман. В этом разделе главы я  хочу рассказать про виды манипулирования  и их характерные черты.

  1. Экономическое манипулирование начинается с использования безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение.

 К приемам  экономической манипуляции можно  отнести:

    • увеличение номинальной ставки заработной платы
    • выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности
    • необоснованное снижение уровня оплаты труда
    • задержки и невыплаты,

    Также объектом манипулирования может стать и сам работодатель. В этом случае им манипулируют с помощью забастовок, притом выбирается тот момент когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

  1. Политические манипуляции заключаются в использовании политических механизмов для целей, отличных от заявляемых.
    • Использование поддержки политических групп, и неисполнение политических обещаний
    • Искожение реальной политической обстановки с помощью средст массовой информации
    • Искожение фактов политического значения.
 
  1. Бюрократические (организационные) манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера:
  • затягивание сроков решения вопросов
  • неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью;
  • раздувание численности организации.
  1. Идеологические манипуляции - фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Тут присутствует фиктивное следование существующим идеалам и создание новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств.
  1. Психологические манипуляции являются простейшими и входят в состав всех выше перечисленных. Любое манипулирование учитывает особенности психического восприятия. Но также человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. С помощью психологических манипуляций можно подготавливать сознание человека к другим. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том что это не так можно убедиться рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.

Формы манипулирования: афера, махинация, мошенничество, интриги, мистификация, провокация и д.р. [8]

 

1.3 Виды психологического воздействия как способ влияния

Очень часто  манипуляцией объявляют любое психологическое  воздействие. Рассмотрим различные виды психологического влияния, которые так же могут быть использованы в менеджменте:

  • Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.
  • Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора.
  • Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определённым действиям.
  • Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеук или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение.Передоваться и усваиваться это состояние может как произвольно так и непроизвольно.
  • Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора действия.
  • Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того что бы добиться от адресата требуемого поведения.
 
 
 

Глава 2. Методы манипулирования в бизнесе

В этой главе  проанализируем процессы, происходящие в бизнесе с точки зрения наличия манипулятивных действий.  
 

2.1 Манипулирование  в менеджменте. Манипулирование персоналом

Управление состоит  из трёх состовляющих, в которых  присутствуют свои манипулятивные моменты:

  • Планирование
  • Организация
  • Контроль.

В данных случаях  руководитель манипулирует персоналом.

В планировании руководитель должен уметь прогнозировать дальнейшие перспективы. Кто-то может разглядеть перспективы на 10-20 лет, а кто-то с большим трудом может увидеть лишь то, что произойдет через месяц. Руководитель должен уметь создавать виденье будущего, т.к подчиненным это чаще всего сделать невозможно. При этом он будет манипулировать своими подчиненными, прогнозируя им светлое будущее если они пойдут за ним. Так же это служит мотивацией для хорошей работы. То что это была лишь манипуляция становиться понятно лишь через некоторое время, ведь всем хочеться думать что всё будет хорошо.

Эмоции вызываемые манипулированием как правило негативные. Кому может понравиться то, что его используют на пути достижения к своей цели.

Организуя и  контролируя выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю в любом случае придётся прибегнуть к манипуляции. С помощью манипуляции ускоряется процесс выполнения поставленных задач. Но с другой стороны, если рассматривать точку зрения тайм-менеджмента умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить наше время. Очень часто манипулятор, который знает, чего он хочет, втягивает нас в свою игру, смысл которой нам не всегда бывает понятен. Но так или иначе мы введемся на его игру.

Другие факторы  связаны с условиями протекания управленческого общения. Прежде всего, это основные механизмы, с помощью  которых руководитель может влиять на поведение подчиненных. Первым механизмом является формальная власть, которая  дается руководителю его должностной  позицией в организации, а также  власть, основанная на авторитете, заработанная личными качествами, знаниями. Этот способ влияния сравнительно прост: приносит немедленные результаты, дает руководителю уверенность в себе, в своем положении. Но есть и недостатки: данный механизм влияния может спровоцировать сопротивление подчиненных, ухудшить социально-психологическую атмосферу  в организации и, зачастую, не помогает в формировании желаемой организационной  культуры (ценностей, норм и эмоций)

Информация о работе Методы манипулирования в бизнесе