Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 09:47, курсовая работа
Цель исследования :
Выявить разницу между управлением и манипулированием
Раскрыть способы манипулирования как сотрудником, так и руководителем
Рассказать про способы защиты от манипулирования
Введение
Во все времена
люди манипулировали друг другом для
достижения своих каких-либо целей
и преследуя свои интересы. Конечно
же это не обошло и сторону бизнеса.
Работая в коллективе сами того не
подозревая вы можете стать жертвой
опытного манипулятора, будь то руководитель
или подчинённый. Но всё не так
плохо – манипуляции можно
избежать. Несомненно видов манипулирования
человеком очень много, не будем
забывать и про психологическое
влияние тоже, ведь манипуляция является
как одним из его подвидов. В
своей курсовой работе я хочу рассмотреть
проблему манипулирования как
Цель исследования :
Глава 1. Теоретические основы управления и манипулирования
1.1 Различие между манипулированием и управлением
В этом разделе я хочу показать различие между управлением и манипулированием, так как эти понятия легко можно спутать. Я считаю, что будущему менеджеру необходимо знать и понимать эти различия для дальнейшего использования в карьере и достижении успеха.
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.
Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Есть несколько стилей управления персоналом:
Выбирая тот или иной стиль управления менеджер хочет добиться наилучшего успеха для предприятия.
Что же такое манипулирование?
Манипулирование - вид психологического воздействия одного индивида на другого, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению намерений у другого человека, не совпадающих с его актуальными существующими желаниями.
По форме манипулирование - это социально-психологическое воздействие, обман, мошенничество, построенное на фиктивном признании интересов партнера
В некоторой степени манипулирование можно отнести к управлению и назвать его как скрытое управление. Мотивы для скрытого управления могут быть разными. В отличие от управления, манипулировать можно как персоналом так и менеджером.
Рассмотрим цели скрытого управления(манипулирования):
• сделать другого
орудием исполнения своих намерений;
• переложить на другого часть своей работы;
• уйти от личной ответственности, в частности,
переложив ее на других;
• самоутвердиться (в том числе - и за счет
другого);
• разрешить свои психологические проблемы,
в том числе - внутриличностные конфликты;
• придать взаимоотношениям желаемый
вид (например, установить дистанцию, показать
степень доверительности и т.д.);
• получить выигрыш в комфортности своего
положения.
Эти цели и задачи могут преследовать как руководители, так и подчиненные. Однако есть и специфические задачи, вытекающие из разницы в служебном положении руководителей и подчиненных.
Фактором успешности
управленческого общения, также
является осознание руководителем
того или иного типа "отношений
взаимозависимости". Под отношениями
взаимозависимости следует
1.2 Виды манипулирования
Как правило манипулирование, это чаще всего обман. В этом разделе главы я хочу рассказать про виды манипулирования и их характерные черты.
К приемам
экономической манипуляции
Также объектом манипулирования может стать и сам работодатель. В этом случае им манипулируют с помощью забастовок, притом выбирается тот момент когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.
Формы манипулирования: афера, махинация, мошенничество, интриги, мистификация, провокация и д.р. [8]
1.3 Виды психологического воздействия как способ влияния
Очень часто
манипуляцией объявляют любое
Глава 2. Методы манипулирования в бизнесе
В этой главе
проанализируем процессы, происходящие
в бизнесе с точки зрения наличия манипулятивных
действий.
2.1 Манипулирование в менеджменте. Манипулирование персоналом
Управление состоит из трёх состовляющих, в которых присутствуют свои манипулятивные моменты:
В данных случаях руководитель манипулирует персоналом.
В планировании руководитель должен уметь прогнозировать дальнейшие перспективы. Кто-то может разглядеть перспективы на 10-20 лет, а кто-то с большим трудом может увидеть лишь то, что произойдет через месяц. Руководитель должен уметь создавать виденье будущего, т.к подчиненным это чаще всего сделать невозможно. При этом он будет манипулировать своими подчиненными, прогнозируя им светлое будущее если они пойдут за ним. Так же это служит мотивацией для хорошей работы. То что это была лишь манипуляция становиться понятно лишь через некоторое время, ведь всем хочеться думать что всё будет хорошо.
Эмоции вызываемые манипулированием как правило негативные. Кому может понравиться то, что его используют на пути достижения к своей цели.
Организуя и контролируя выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю в любом случае придётся прибегнуть к манипуляции. С помощью манипуляции ускоряется процесс выполнения поставленных задач. Но с другой стороны, если рассматривать точку зрения тайм-менеджмента умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить наше время. Очень часто манипулятор, который знает, чего он хочет, втягивает нас в свою игру, смысл которой нам не всегда бывает понятен. Но так или иначе мы введемся на его игру.
Другие факторы
связаны с условиями протекания
управленческого общения. Прежде всего,
это основные механизмы, с помощью
которых руководитель может влиять
на поведение подчиненных. Первым механизмом
является формальная власть, которая
дается руководителю его должностной
позицией в организации, а также
власть, основанная на авторитете, заработанная
личными качествами, знаниями. Этот
способ влияния сравнительно прост:
приносит немедленные результаты, дает
руководителю уверенность в себе,
в своем положении. Но есть и недостатки:
данный механизм влияния может спровоцировать
сопротивление подчиненных, ухудшить
социально-психологическую