Методы оценки деятельности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание

Когда следует работнику увеличить заработную плату или перевести его на другую должность с понижением или повышением его статуса? А при каких обстоятельствах его стоит уволить? Подобные вопросы были и будут одними из самых важных и актуальных для каждого руководителя. Ответы на них можно получить лишь на основе оценки эффективности труда работников. Кроме того, оценка работы персонала может служить в качестве инструмента, способного помочь руководителю при достижении целей, стоящих перед организацией и подразделением.

Содержание

Введение
Оценка результатов деятельности персонала: сущность, цели, эффективность
Классификация методов оценки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Методы оценки деятельности персонала.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Оценка результатов деятельности персонала: сущность, цели, эффективность
  2. Классификация методов оценки

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Когда следует  работнику увеличить заработную  плату или перевести его на  другую должность с понижением  или повышением его статуса?  А при каких обстоятельствах  его стоит уволить? Подобные  вопросы были и будут одними  из самых важных и актуальных для каждого руководителя. Ответы на них можно получить лишь на основе оценки эффективности труда работников. Кроме того, оценка работы персонала может служить в качестве инструмента, способного помочь руководителю при достижении целей, стоящих перед организацией и подразделением. Однако при этом руководитель должен не только хорошо разбираться в существующих методах оценки, но и уметь выбирать методы, лучше подходящие, как при принятии административных решений, так и при принятии решений, связанных с развитием работников.

    Оценка персонала  – это, наверное, одна из самых  популярных тем среди специалистов. За последние 10 лет переведены  и опубликованы в огромном  количестве самые передовые зарубежные HR-методики по оценке персонала.  При этом многие методики работы  с персоналом автоматизированы  и перенесены в удобный формат  работы с использованием РС. Часть  данных разработок предлагается  и продается уже как самостоятельный  продукт IT-решений или в составе  мощных интегрированных систем  управления всего предприятия. 

    За этой бурной  деятельностью специалистов разных  отраслей знаний и бизнеса  как-то все труднее становится  понять, а что же все-таки входит  в понятие «оценка персонала»? Чаще всего на данный вопрос  дают не слишком разнообразные  ответы. Авторы статей и продавцы  продукта просто не останавливаются  на данном вопросе. От них  часто можно услышать такой  ответ «оценка персонала»– это  то, что мы продаем, или другой  вариант, это применение технологии, которой мы сможем Вас обучить  или ее провести в Вашей  компании. И при этом само собой  разумеется, что если правильно  провели все действия по всем пунктам описанной технологии, получили результат, по форме описанный в технологии, следовательно, провели оценку. Только после приведенных выше ответов, все равно многие вопросы заказчиков остаются без ответов.

    В этой связи  целью данной работы является  рассмотрение методов оценки результатов деятельности персонала. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть цели оценки результатов работы и от чего зависит ее эффективность; во-вторых, описать те методы оценки работы, которые на сегодняшний день получили наиболее широкое распространение в практике работы руководителей, показать их сильные стороны и потенциальные недостатки, а также решаемые с их помощью задачи; и в-третьих, проанализировать результаты оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оценка результатов  деятельности персонала: сущность, цели, эффективность

    Оценка результатов  деятельности работника – это  систематическое изучение процесса  труда индивида и его достижений; полученные данные обычно используются  для разработки планов. Текущая  периодическая оценка сводится  к оценке результатов работы  и факторов, определяющих степень  достижения этих результатов  и к анализу их динамики.

    Цели оценки результатов деятельности

Цель оценки результатов  деятельности персонала заключается  в определении степени эффективности  его труда. Оценка требует, чтобы  руководители собирали информацию о  том, насколько каждый работник выполняет  делегированные ему обязанности. Сообщая  эти сведения своим подчиненным, руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой, и дает им возможность  исправить свое поведение, если оно  ни соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определит наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.

    Оценка персонала  (согласно философскому словарю,  БЭС, словарю Ожегова) трактуется  как процесс измерения, определяющий  количество, которое после завершения  работы устанавливает текущую  ситуацию и сличает ее с  эталоном и определяет ценность  измеряемого объекта. Легко проводить  измерения предметных ценностей.  Есть установленный и принятый  большинством эталон, приложил его  к измеряемому объекту и получил  результат. Впрочем, даже в  этом случае для разных людей  будут разные субъективные оценки  полученного результата. Для кого-то  хорошо – минус 10% от эталона,  а кому-то плюс 50% к эталону  плохо. Базовым критерием любых  оценок выступают субъективные  ценности. Вот и пришли к замкнутому кругу: оцениваем объективно существующие предметы на основе критериев субъективной значимости. А как же тогда оценивать все разнообразие субъектов работающих в компаниях, при отсутствии у специалистов и линейных руководителей четких критериев? Ответ подскажут профессионалы – возьмите должностную инструкцию, согласуйте ее с требованиями ЕСКТ, проведите аттестацию и все в порядке. Только практика показывает – жизнь разнообразнее. Требования, даже занесенные в «должностную», часто не выполняются по разным причинам, а то, что требует рынок труда в отношении названия должностей, в ЕСКТ вносится с понятным опозданием. Кроме того, позволить себе заниматься регулярно такой работой может позволить фирма с численностью свыше 150 – 200 человек. С численностью меньше 100 человек такие вопросы скорее рассматриваются как дань моде, чем осознанные необходимости.

    Если же посмотреть  на процесс «оценки персонала»  более прагматично и свести  его к понятию «оценка эффективности» - тогда сразу, из самого определения,  появляется базовая цель процесса  измерения. В данном случае  мы не просто измеряем и  сличаем с субъективными эталонами  результаты исследования, а получаем  реальный оценочный факт, отражающий  эффективно или не эффективно  проведено действие, бизнес процесс,  установленный объем работ и  т.д. Это намного более актуальная  потребность любого руководителя. Применяемые в большинстве компаний  мероприятия по оценочной деятельности  персонала недостаточны и очень  узки. Зачастую они сводятся к  оценке при приёме на работу  апликанта (за последние 5 лет в РБ это уже повсеместная практика) и проведению аттестации сотрудников с последующими мероприятиями по определению потребности в обучении. В последнее время популярными стали так же методы оценки результативности сотрудников. А в некоторых изданиях появились уже материалы, предлагающие практические решения по оценке эффективности управления персоналом, по оценке планирования персонала и инвестиций или затрат на персонал. Вопрос не в том хороши или нет применяемые методики, а в актуальности применения инструментария (именно этой методики или технологии), в ее результативности, своевременности применения и связи с нуждами данной компании. При проведении оценочных мероприятий необходимо учесть и обеспечить:

·        объективность;

·        надежность;

·        прогностичность;

·        комплексность;

·        доступность  понимания не только специалистами, а также заказчиками, наблюдателями и самим оцениваемым.

    Можно говорить, что характерной особенностью хорошо работающей системы оценки персонала является ее комплексный характер. В свою очередь это требует увязки всех элементов самой системы оценки в процесс управления персоналом.

    Смысл оценки работы персонала становится понятен лишь в контексте кадровой политики, проводимой организацией. Очень сложно оторвать какую-то отдельную функцию или направление работы от всего комплекса задач, решаемых в процессе управления персоналом организации. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых каждой конкретной организацией в процессе управления персоналом.

    Оценка персонала призвана содействовать лучшему использованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки задач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы с персоналом. С такими, как:

-       анализ  работ; 

-       определение  требований работы;

-       обучение  и развитие персонала; 

-       поиск  и отбор новых работников (рекрутинг);

-       кадровое  планирование;

-       планирование  карьеры работников;

-       система  стимулирования труда; 

-       формирование  и работа с кадровым резервом.

        Если подходить к оценке комплексно, то процесс оценки эффективности необходимо проводить в конце каждого из подпроцессов единого цикла подготовки персонала: планирование трудовых ресурсов, подбор персонала, система мотивации, обучение персонала, трудовая деятельность, увольнение, мониторинг социально - психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия .И проводить процесс оценки эффективности необходимо после каждого их них. Даже отдельно выделенный процесс аттестации персонала необходимо подвергать оценке эффективности, иначе просто вопрос времени, когда она превратится в формальную процедуру, выхолостив и дискредитировав саму идею оценочных мероприятий наемных работников. Формализм несет гибель любому развитию, а, впоследствии, и всей компании.

    Только регулярное не формальное подведение итогов любого мероприятия, планирование и выполнение мероприятий по коррекции достигнутых результатов приведет к реальному улучшению ситуации.

    Рассмотрев базовый элемент любой системы оценки - регулярность проведения оценки эффективности процессов, перейдем к рассмотрению

применяемых в работе с  персоналом оценочных мероприятий  и используемых при этом технологий.

2. Классификация  методов оценки

     В зависимости от оцениваемых параметров и поставленных целей необходимо выбрать наиболее объективный метод оценки. Методы оценки бывают разные, и их выбор зависит не только от параметров исследования, но и от численности оцениваемого персонала и квалификации специалиста, ответственного за реализацию данного мероприятия.

    Существует огромное количество различных классификаций методов оценки, перечислить которые в рамках данного курса не представляется возможным и, возможно, не столь уж необходимо.

    Поэтому мы остановимся на том, что лишь перечислим наиболее распространенные методы оценки персонала, к которым относятся следующие.

  1. Изучение биографии, где основными аспектами анализа выступают:
  • семейные отношения;
  • характер образования;
  • физическое развитие;
  • главные потребности и интересы;
  • особенности интеллекта;
  • общительность.
  1. Данные личного дела, которые представляют собой своеобразное досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития личности работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.

 

  1. Экспертные оценки с целью определения способностей и личностных качеств менеджера или кандидата на выдвижение. Они проводятся на основе обработки специальных анкет, которые заполняют на оцениваемого вышестоящие руководители, подчиненные и он сам (трехсторонняя оценка кадров). Обычно форма-анкета содержит такие данные:
  • способности (выявление профессиональных качеств, необходимых для выполнения главных функций управления: способности принимать решения, планировать, организовывать людей, контролировать деятельность подчиненных);
  • опыт работы (соответствие или несоответствие занимаемой должности);
  • качество профессиональной деятельности (устремленность в будущее, план должностного продвижения);
  • развитие (для оценки черт характера и их совершенствования).
  1. Описательный метод оценки. Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения оцениваемого специалиста. Этот метод не предусматривает четкой фиксации результатов и потому часто используется как дополнение к другим методам.
  1. Метод классификации. Этот метод основан на ранжировании оцениваемых работников по определенному критерию от лучшего к худшему с присвоением им определенного порядкового номера.
  2.   Метод сравнения по парам. В этом методе сравнивается в группе оцениваемых специалистов, находящихся в одной должности, каждый с каждым, после чего подсчитывается количество раз, когда оцениваемый оказывался лучшим в своей паре. На основе полученных результатов строится общий рейтинг по группе.
  3. Рейтинг или метод сравнения. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида оценки — список задач, которые должен выполнять оцениваемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени, затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудником используются материальные средства. Затем происходит оценка перечисленных в списке качеств оцениваемого сотрудника по семибалльной шкале: 7 — очень высокая степень, 1 — очень низкая степень. Анализ результатов может проводиться либо по соответствию выявленных оценок эталонным, либо сравнением результатов, полученных от работников одной и той же должности.
  4. Метод независимых судей. Независимые члены комиссии — 6—7 человек — задают оцениваемому работнику разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос. Правильность ответов заносится в предварительно составленный бланк: «+» в случае правильного ответа и, соответственно, «-» — в случае неправильного ответа. По завершении процедуры выдается заключение.
  5. Выполнение письменных заданий: разработка проекта, подготовка делового письма, составление доклада и др. Испытуемый либо сдает выполненное задание комиссии экспертов для последующей проверки, либо сразу после написания работы докладывает о ней экзаменаторам.
  6. Устные экзамены, которые обычно имеют форму собеседований, интервью, групповых дискуссий. Как правило, их темами служат производственные проблемы, типичные для должности, которую занимает испытуемый.
  7. Интервью. В интервью можно получить информацию о следующих компонентах и характеристиках личности: интеллектуальная сфера; мотивационная сфера; темперамент, характер; профессиональный и жизненный опыт; здоровье; отношение к профессиональной деятельности; профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное); отношение к работе; увлечения; самооценка возможностей, здоровья; семейное положение, отношения в семье; формы проведения досуга.
  8. Метод анкетирования. Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника
  9. Тестирование. Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

Информация о работе Методы оценки деятельности персонала