Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Введение
……….
Глава 1
Общие подходы к аттестации сотрудников
……….
Глава 2
Формы оценки персонала
……….
Глава 3
Два подхода к оценке персонала
……….
Глава 4
Количественные методы оценки
……….
4.1 Метод стандартных оценок
……….
4.2 Экспертные оценки
……….
Глава 5
Качественные методы оценки.
……….
5.1 Оценка по методу черт.
……….
5.2 Оценка на основе анализа труда.
……….
5.3 Метод оценочных центров
……….
Глава 6
Диагностическая система оценки
6.1 Общие подходы
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника
6.3 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников
Заключение
……….
Список используемых источников литература
4.2 Экспертные оценки
4.2.1 Общие подходы
Количественные
оценки, например деловых и организаторских
качеств работника, производятся, как
правило, с помощью экспертных оценок.
При этом для характеристики кандидата
на должность сначала
1. способность организовывать и планировать труд;
2.
профессиональная
3. сознание ответственности за выполняемую работу;
4.
контактность и
5. способность к нововведениям;
6.
трудолюбие и
По каждому из этих критериев на основе
изучения деятельности кандидатов на
должность дается соответствующая оценка
по избранной шкале, например, пятибалльной
(отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно
- 3; не
-удовлетворительно - 2; плохо - 1).
Оценки
по критериям обычно располагают
по нарастающему количественному значению.
Например, при оценке по критерию "способность
организовывать и планировать труд":
"1" - явно неорганизованный работник
и руководитель;
"2" - не умеет организовывать и планировать
свой труд и труд подчиненных;
"3" - умеет организовать трудовой
процесс, но не всегда удачно планирует
работу;
"4" - умеет хорошо организовывать
и планировать свой труд и труд подчиненных;
"5" - умеет создавать и поддерживать
четкий порядок в работе на основе эффективного
планирования.
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат занять должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
Данные
об образовании кандидата, его стаже
и возрасте учитываются путем
расчета коэффициента профессиональной
перспективности по формуле:
К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где
Оу.обр. - оценка уровня образования, которая
обычно принимается:
0,15
для лиц, имеющих
0,60
- для лиц со средним
0,75
- для лиц со среднетехническим
и незаконченным высшим
1,00
- для лиц с высшим образованием
по специальности;
С - стаж работы по специальности. В соответствии
с рекомендациями НИИ труда он делится
на 4 (в связи с тем, что, как установлено,
стаж в 4 раза меньше влияет на результативность
труда, чем образование);
В - возраст. В соответствии с рекомендациями
НИИ труда он делится на 18
(установлено, что влияние возраста на
результативность труда в 18 раз меньше,
чем влияние образования). При этом за
верхний предел возраста для мужчин принимается
55 лет, а для женщин - 50.
На
этапе определения общей оценки
кандидата на должность величина
коэффициента профессиональной перспективности
суммируется с общей оценкой
по деловым и организаторским
качествам. Совершенно очевидно, что
предпочтение отдается тому кандидату,
который в итоге получит
Сущность одного из наиболее используемых и достаточно эффективных методов заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей области работы специалистов - экспертов. Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.
Если
анонимность достигается через
специальное анкетирование или
тестирование, то обоснованность подбора
состава экспертов состоит в
их тщательной предварительной оценке,
а также в методически
Например, главные требования к эксперту
- его компетентность в управлении производством,
нравственность, глубокие знания и признанное
умение решать специальные задачи в соответствии
с определенными функциями.
Одно из требований - хорошо разбираться в одной из смежных специальных областях деятельности, например, для технолога - в экономике, для экономиста - в технологии, линейного руководителя - в правовых вопросах и т. д. Традиционное требование к формированию группы экспертов состоит в их способности провести экспертизу с учетом разнообразных сторон деятельности оцениваемого работника.
Главная
опасность при подборе состава
экспертов состоит в завышении
доли какой-либо подгруппы экспертов,
заведомо близкой в своем мнении.
Эта опасность заключается не
только в односторонности выставляемой
оценки, но и в том, что при обработке
экспертных мнений все другие оценки
потеряют свою значимость. По той же
самой причине нежелательно включение
в экспертную группу специалистов,
авторитет которых резко
4.2.2
Индивидуальный способ
Используются группы экспертов двумя способами - индивидуально или группой. Индивидуальный, более распространенный и эффективный способ, заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем эти оценки обобщаются.
4.2.3 Групповой способ экспертной оценки
Групповой
способ основан на совместной работе
экспертов и получении
Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения.
Подбор,
согласование и утверждение экспертных
комиссий обычно проводят начальник
отдела кадров и руководитель организации.
Начальник отдела кадров знакомит экспертов
с методикой оценки с помощью
научного консультанта, который первый
раз практически руководит всей
работой. На уровне организации в
состав экспертных комиссий включают
обычно 3 - 5, но не более
7 человек. При этом в числе экспертов должны
быть как оцениваемый, так и его руководитель.
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной оценке
Анкета оценки руководителя или специалиста, карточка эксперта, бланк результатов опроса экспертов и бланк расчета итоговой оценки на аттестуемого - таковы обязательные документы почти любой методики независимо от способа расчетов (вручную или с использованием компьютера).
Основным инструментом оценки является анкета, которая представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации. Именно в этом - одно из важнейших условий объективной оценки работника.
После обсуждения результатов каждая экспертная комиссия утверждает не только перечень качеств, включаемых в анкету, но и определяет количественную оценку каждого качества в баллах.
4.3 Сравнительные методы
При
их использовании руководитель сравнивает
работу одного сотрудника своего подразделения
с результатами других. При ранжировании
руководитель
"выстраивает" своих сотрудников
в условную цепочку - от лучшего к худшему
по результатам работы за аттестационный
период.
Рис.5. Оценка с помощью метода распределения
Сравнительные
методы являются очень простым способом
оценки сотрудников. Их легко применять
и понимать. Однако, эти методы слишком
односторонни и приблизительны для
того, чтобы сделанные с их помощью
оценки применялись для целей
развития персонала, профессионального
обучения и т.д.
Кроме того, сравнение сотрудников подразделения
между собой является достаточно жесткой
формой оценки, использование которой
может повлечь за собой трения внутри
подразделения, обиды, недоверие к руководителю.
Поэтому применение методов сравнительных
оценок относительно ограничено.
5. Качественные методы оценки.
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны деятельности подвергаются измерению и анализу, позволяет выделить несколько основных подходов.
В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:
- деловые и личностные качества (свойства, черты) работника;
-
характеристики поведения в
-
характер и содержание
-
показатели результатов его
Распространена
также комплексная оценка, содержание
которой включает различные комбинации
из названных предметов оценки труда.
Степень разработанности
5.1 Оценка по методу черт.
В
ее основе - признание влияния
ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных
оценок) такой перечень свойств, который
в наибольшей степени отличает сотрудника
и помогает составить его деловой портрет.
Различие
методик связано с
Опыт
применения подобных систем оценки у
нас в стране и за рубежом позволяет
выявить их основной недостаток - субъективизм
получаемого знания.
Причины этого коренятся в самом методе,
который связан с волей и сознанием субъектов,
участвующих в оценке. Речь идет не о получении
предвзятых или некомпетентных оценок,
что возможно при реализации любого подхода,
а о самом содержании производимой оценки.
Используемые
перечни качеств слабо
Они скорее раскрывают в какой-то мере
внутреннюю структуру личности оцениваемого,
нежели фиксируют определенные профессиональные
требования к его психологическим характеристикам.
Фактически такая оценка основывается
не на анализе реального труда, а на том,
что думают об оцениваемом окружающие.
5.2
Оценка на основе анализа
Определение
психологических свойств на основе
анализа труда персонала
В
методике ситуационной оценки предусмотрена
процедура отбора типичных ситуаций
в конкретном коллективе, в структуре
которых описывается работа сотрудника,
а затем оценивается его
Результатам
оценки поведения работников, как
и в случае оценки качеств, является
социально-психологическая
5.3 Метод оценочных центров
5.3.1 Алгоритм методики
Алгоритм действия этой методики выглядит следующим образом. Фирма, использующая подобную методику, как правило, имеет достаточно большой опыт работы, солидный список постоянных клиентов и собственную учебно- тренировочную базу. У потенциальных заказчиков этой организации есть возможность "поместить" собственных сотрудников на несколько дней в учебно- тренировочный комплекс консалтинговой компании. На выходе заказчик получает, в зависимости от заказа, разнообразный набор сведений: от оценки личностных характеристик специалиста (разной степени полноты и достоверности) до квалификационного заключения о профессиональном соответствии, пригодности и перспективах профессионального развития тестируемого.