Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Введение
……….
Глава 1
Общие подходы к аттестации сотрудников
……….
Глава 2
Формы оценки персонала
……….
Глава 3
Два подхода к оценке персонала
……….
Глава 4
Количественные методы оценки
……….
4.1 Метод стандартных оценок
……….
4.2 Экспертные оценки
……….
Глава 5
Качественные методы оценки.
……….
5.1 Оценка по методу черт.
……….
5.2 Оценка на основе анализа труда.
……….
5.3 Метод оценочных центров
……….
Глава 6
Диагностическая система оценки
6.1 Общие подходы
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника
6.3 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников
Заключение
……….
Список используемых источников литература
5.3.2
Процедура
Сущность
психологической оценки персонала
заключается в детальном
Корректное
заключение по степени профессиональной
пригодности данного человека после
проведения процедуры психологической
оценки может быть дано только лишь
при знании психологических требований,
предъявляемых особенностями
5.3.3
Психологическая оценка
Психологическая
оценка персонала подразумевает
наличие критериев, по которым будет
проверяться соответствие человека
своему рабочему месту.
Критериями оценки в данном случае являются
особенности личности человека, особенности
его мотивации и т.д. Для этого необходимо
проведение процедуры профессиографирования.
На выходе от этой процедуры получается
профессиограмма - описание профессии,
и психограмма - описание личностных черт,
качеств, способностей, необходимой степени
их выраженности для того, чтобы человек
мог достичь успеха в данной профессиональной
деятельности.
Далее создается особый набор диагностических
методик, применяемых к людям, оценка которых
необходима заказчику, и помимо общего
психологического описания личности он
получает еще и сравнительную психологическую
характеристику сотрудника, по критериям,
важным для его работы. В заключение, полученное
по результатам психологической оценки,
кроме психологического портрета входит
мнение эксперта о профессиональной пригодности
данного человека. Причем, при желании
заказчика для каждого человека могут
быть рекомендованы варианты улучшения
его деятельности, возможности наиболее
эффективного обучения и управления. Полезным
побочным эффектом данной услуги является
остающийся у заказчика список психологических
критериев, которым должен отвечать специалист,
что обычно используется внутренними
консультантами заказчика при ротации
кадров или при приеме претендентов на
работу.
5.3.4
Профессиональная оценка
Профессиональная
оценка персонала заключается в
описании соответствия специалиста
некоторым профессиональным критериям.
В этом случае критериями оценки являются
определенные профессиональные навыки
и умения. Основная сложность здесь
заключается в том, что в разных
фирмах даже похожие виды работ подразумевают
под собой выполнение разных функций.
Обычно работа внешних консультантов
заключается в выявлении
Большой
плюс подобных услуг состоит еще
и в том что процедуры
Не
редко психологической оценке персонала
(в случае оценки каждого отдельно
взятого специалиста) сопутствует
заказ по психологической диагностике
рабочих групп, которая зачастую
дает результаты уже из области управленческого
и организационного консультирования.
Данные результаты помогают более эффективно
организовать работу отдела и его
взаимодействие с другими подразделениями.
Также, при довольно глубоком исследовании
организации, они могут помочь при
оптимизации организационной
5.4
Управление посредством
В
настоящее время целевое
(сотрудник и его руководитель) определения
ключевых целей сотрудника на определенный
период (год или шесть месяцев). Таких целей
должно быть немного, они должны отражать
наиболее важные задачи деятельности
сотрудника на следующий период и быть:
конкретными, т.е. предметными и специфическими;
измеримыми, т.е. поддающимися количественной
оценке; достижимыми, но напряженными
(по мнению психологов, наибольшее стимулирующее
воздействие на работника оказывает цель,
вероятность достижения которой составляет
50%); значимыми, т.е. относящимися к профессиональной
деятельности сотрудника и связанными
с задачами организации в целом; ориентированными
во времени, т.е. для каждой цели должен
быть определен срок ее исполнения.
По
истечении аттестационного
В
дополнение к простоте, четкости и
экономичности, метод управления путем
постановки целей обладает еще несколькими
достоинствами. Участие сотрудника
в определении ключевых целей
значительно повышает в его глазах
объективность процесса оценки, обеспечивает
понимание того, по каким критериям
его будут оценивать, а так
же усиливает мотивацию. Диалог с
сотрудником повышает объективность
оценки руководителя, усиливает связь
индивидуальных целей с задачами
организации и подразделения, а
также целевую направленность профессиональной
деятельности сотрудника.
Неслучайно, многие компании используют
МВО для определения величины переменной
части вознаграждения сотрудника (по результатам
работы).
Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что сотрудник может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты его деятельности независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа сотрудников. И хотя целевая оценка не получала еще должной теоретической и методической разработки, такой способ рассматривается специалистами как один из многообещающих.
6. Диагностическая система оценки
6.1 Общие подходы
Распространенными
являются разработка и использование
комплексных методик. С точки
зрения содержания производимой оценки
она предполагает наличие одновременно
нескольких предметов в структуре
используемой информации. Оценка производится
на основе комплексного показателя, который
может быть получен путем 2-х частных
оценок: первая – определяет показатели,
характеризующие работника, т.е. степень
развития профессиональных и личных
качеств работника (П) и уровень
квалификации (К), а также их количественные
измерители; вторая – определяет показатели,
характеризующие выполняемую
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения.
6.2
Расчет оценки
Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл.2, табл.3) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n=5, для специалистов n=6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25.
Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость: i – порядковый номер признака; j – уровень проявления признака; aij – количественная мера признака у работника;
Xi
– удельная значимость
6.3
Расчет оценки уровня
Для оценки К принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.
По
уровню образования все работники
распределяются на 2 группы:
1 группа – имеющие среднее специальное
образование;
2 группа – имеющие высшее или незаконченное
высшее образование
6.5
Расчет оценки результатов
Для
определения величины Р производится
оценка уровня проявления каждого из
следующих признаков (табл.6) Количественные
оценки по каждому из признаков определяются
путем сопоставления фактически
достигнутых результатов с
Определяется аналогично П.
6.6
Расчет комплексной оценки
Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки.
Заключение.
Деловая
оценка качеств персонала организации
– это целенаправленный процесс
определения соответствия качественных
характеристик персонала
(способностей, мотиваций и свойств) требованиям
должности или рабочего места.
Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих и особенностей проявления его результатов.
Организации
периодически оценивают своих сотрудников
с целью повышения
Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Система оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.
В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться максимально положительного эффекта и избежать конфликтов и противоречий.
Собрав
воедино группу высококвалифицированных
специалистов по образованию, но не проведя
оценку личностных и деловых качеств
каждого в отдельности или
оценку работы группы, руководитель может
получить «трудный коллектив», как
в психологическом так и в
производственном плане. Не всегда профессиональная
оценка совпадает с личностной, и
опытный сотрудник может
Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Список используемой литературы
Шекшня
С.В. Управление персоналом современной
организации. М.:ЗАО Бизнес- школа
«Интел-синтез», 1998, Изд-е III, переработанное
и дополненное.
Два подхода к оценке персонала. // Управление
персоналом. 1999, №4.
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление
персоналом. М.: ПРИОР,
1998.
Как оценить специалиста? // Управление
персоналом. 1998, №9.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. Пер. с англ. М.:
Дело,1992.
Управление персоналом организации. Учебник
/ Под ред. Кибанова А.Я. М.:
ИНФРА-М, 1997.
В.И.Шкатулла Настольная книга менеджера
по кадрам. М.: Изд. группа Норма-
ИНФРА-М, 1998
Управление персоналом. Учебно-практическое
пособие для вузов/ Под ред.
Кибанова А.Я., М.,1999