Методы отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:02, курсовая работа

Описание

Цель работы – выполнить анализ существующих методов отбора персонала на предприятии супермаркет «5+». Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть принципы и методы подбора персонала;
- изучить адаптацию персонала;
- проанализировать цели и методы оценки персонала;
- представить методы исследования, применяемые при подборе кадров на предприятии супермаркет «5+».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДБОР И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 5
1.1. Принципы и методы подбора персонала 5
1.2. Адаптация персонала 10
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 15
2.1. Цели и методы оценки персонала 15
2.2. Методы исследования, применяемые при подборе кадров
на предприятии супермаркет «5+» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

9с методы отбора персонала.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Адаптации присущи  субъекты (работник или группа работников) и объекты (организация, цех). Во время  адаптации люди стремятся реализовать свои возможности, чтобы удовлетворить свои потребности, а коллектив предъявляет к работнику свои требования.

Адаптация бывает первичная (человек впервые пришел в организацию) и вторичная (возникает  при переводе работника с одного места на другое).

Среди основных целей адаптации новых работников в организации обычно выделяют следующие:7

  • Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает новую работу и требования организации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных норм выполнения работы.
  • Снижение стрессов, испытываемых новым работником. Для подавляющего большинства людей свойствен страх перед новым, неизвестным. Стрессовое состояние нового работника, как правило, связано с боязнью провалов в работе и с недостаточной ориентацией в новой рабочей ситуации.
  • Сокращение текучести кадров. Если работники не смогли
    • своевременно освоиться в организации, это может привести к их увольнению.
    • Экономия времени менеджеров и коллег. Новому работнику требуется определенная помощь со стороны руководства и коллег для решения различных, в том числе и простейших, бытовых проблем.
    • Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой,
  • адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу, что является непременным условием высоких рабочих показателей.

Основными элементами процесса адаптации являются:

  • овладение системой профессиональных знаний и навыков;
    • овладение профессиональной ролью (установки, ценности, поведение в соответствии с ожиданиями других);
    • выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
    • самостоятельность при выполнении порученных должностных функций;
    • удовлетворенность выполняемой работой и вознаграждением, получаемым за достигнутые результаты;
    • стремление к совершенствованию в рамках выбранной профессии;
    • информированность по вопросам, связанным с выполняемой работой;
    • вхождение в коллектив, установление хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
    • ощущение психологического комфорта и безопасности;
    • взаимопонимание с руководством.

Условно процесс  адаптации можно разделить на четыре этапа:8

1. Оценка уровня  подготовленности новичка необходима  для разработки наиболее эффективной  программы адаптации. Если сотрудник  имеет не только специальную  подготовку, но и опыт работы  в аналогичных подразделениях  других компаний, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. Д.

2. Практическое  знакомство нового работника  со своими обязанностями и  требованиями, которые к нему  предъявляются со стороны организации.  Как правило программа ориентации  включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах с определенным оборудованием).

3. Действенная  адаптация. Приспособление новичка  к своему статусу и значительной  степени обусловливается его  включением в межличностные отношения  с коллегами. В рамках данного  этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

4. Функционирование. Завершение процесса адаптации  характеризуется постепенным преодолением  производственных и межличностных  проблем и переходом к стабильной  работе. Как правило, при спонтанном  развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. 9

Целесообразно проводить собеседования с новичком в течение первой недели и по окончании одного месяца работы. Проанализировать проблемы, которые возникали, предложить несколько таких вариантов разрешения трудных ситуаций с которыми столкнулся новый сотрудник, которые бы помогли ему понять специфику своей организации.

Об успешной адаптации нового сотрудника свидетельствуют:

    • отсутствие ощущения дискомфорта на рабочем месте, чувства неуверенности, страха перед новой работой;
    • овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы;
    • соответствие трудовых показателей и поведения сотрудника ожиданиям руководства и коллег.10

 

2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

2.1. Цели и методы оценки персонала

Все организации  существуют для достижения стоящих  перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько  эффективно действует организация, то есть насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы.

Основная цель — оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной  работы менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему правил оценки кандидата.11

Оценка персонала  включает:

  • периодическую аттестацию персонала;
    • оценку текущих результатов работника или возглавляемого им коллектива (для менеджеров);
  • оценку потенциальных способностей;
  • социально-психологическую оценку;
  • пролонгированную оценку на основе изучения длительного периода трудовой деятельности и экспрессивную оценку результатов деятельности или потенциальных возможностей сотрудника в какой-то момент времени;
  • комплексную оценку деятельности во всем объеме выполняемых функций и локальную оценку какой-либо функции или стороны деятельности;
  • самооценку, оценку работника коллегами по работе, оценку подчиненного руководителем (оценка «сверху»), оценку руководителя подчиненными (оценка «снизу»).
  • оценку достижения целей, которая широко используется при оценке результатов труда управленческого персонала и основана на установлении для каждого управляющего ясных и четких целевых показателей, на которые должен выйти руководитель к определенному сроку.

Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:12

  • разработку или подбор существующей методики оценки персонала и привязку к конкретным условиям организации;
  • формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
  • определение времени и места проведения деловой оценки;
  • установление процедуры подведения итогов оценивания;
  • проработку вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылку и определение каналов и форм передачи информации);
  • консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.

Исходными данными  для оценки персонала являются:13

  • модели рабочих мест персонала;
  • положение об аттестации кадров;
  • методика рейтинговой оценки кадров;
  • философия предприятия;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • личные дела сотрудников;
  • приказы по кадрам;
  • социологические анкеты;
  • психологические тесты.

Главное действующее лицо - линейный руководитель, отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником. При формировании окончательной оценки следует учитывать: мнения коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; подчиненных; специалистов в области деловой оценки, а также результаты самооценки работника. 14

Аттестация  кадров является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет.

Аттестация – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника.

В центре аттестационного  процесса находится аттестационное собеседование – встреча членов аттестационной комиссии с аттестуемым сотрудником, в ходе которой происходит обсуждение результатов работы сотрудника за истекший период, дается оценка этой работы, утверждается план работы сотрудника на следующий год и на перспективу.

Аттестация сотрудников  включает следующие этапы:

  • подготовку к проведению аттестации;
  • проведение аттестации;
  • принятие решений по результатам аттестации.

В процессе подготовительного этапа составляется перечень сотрудников, подлежащих аттестации; формируется график проведения аттестации; определяется число и состав аттестационных комиссий; подготавливаются отзывы, характеристики и аттестационные листы на аттестуемых.

Аттестация  руководителей и специалистов проводится в течение всего календарного года в сроки, установленные руководителем организации. Аттестация работников производственных подразделений проводится не реже одного раза в два года, а аттестация специалистов и руководителей проводится не реже одного раза в 3-5 лет.15

На этапе  непосредственной аттестации проводится:

    • заседание комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители;
  • рассмотрение всех материалов, представленных на аттестацию;
  • заслушивание аттестуемых и их руководителей;
  • высказываний приглашенных.

На последнем  этапе аттестационная комиссия с  учетом обсуждений в отсутствие аттестуемого открытым голосованием дает одну из следующих оценок:

    • соответствует занимаемой должности;
    • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год;
    • не соответствует занимаемой должности.

После этого  осуществляется формирование заключений и рекомендаций по аттестации работников.

В срок не более двух месяцев со дня аттестации, он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним договор в соответствии с законодательством.

По истечении  указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.16

1. Центры оценки  персонала. Используют комплексную  технологию, построенную на принципах  критериальной оценки. Использование  большого количества различных  методов и обязательное оценивание  одних и тех же критериев  в разных ситуациях и разными  способами существенно повышают прогностичность и точность оценки. Особенно эффективны при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.

2. Тесты на  профпригодность. Их цель —  оценка психофизиологических качеств  человека, умений выполнять определенную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.

3. Общие тесты  способностей. Оценка общего уровня  развития и отдельных особенностей  мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.

Информация о работе Методы отбора персонала