Адаптации присущи
субъекты (работник или группа работников)
и объекты (организация, цех). Во время
адаптации люди стремятся реализовать свои возможности, чтобы удовлетворить
свои потребности, а коллектив предъявляет
к работнику свои требования.
Адаптация бывает
первичная (человек впервые пришел
в организацию) и вторичная (возникает
при переводе работника с одного
места на другое).
Среди основных целей адаптации новых
работников в организации обычно выделяют
следующие:7
- Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает новую работу и требования организации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных норм выполнения работы.
- Снижение стрессов, испытываемых новым работником. Для подавляющего большинства людей свойствен страх перед новым, неизвестным. Стрессовое состояние нового работника, как правило, связано с боязнью провалов в работе и с недостаточной ориентацией в новой рабочей ситуации.
- Сокращение текучести кадров. Если работники не смогли
- своевременно освоиться в организации, это может привести к их увольнению.
- Экономия времени менеджеров и коллег. Новому работнику требуется определенная помощь со стороны руководства и коллег для решения различных, в том числе и простейших, бытовых проблем.
- Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой,
- адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу, что является непременным условием высоких рабочих показателей.
Основными элементами
процесса адаптации являются:
- овладение системой профессиональных знаний и навыков;
- овладение профессиональной ролью (установки, ценности, поведение в соответствии с ожиданиями других);
- выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
- самостоятельность при выполнении порученных должностных функций;
- удовлетворенность выполняемой работой и вознаграждением, получаемым за достигнутые результаты;
- стремление к совершенствованию в рамках выбранной профессии;
- информированность по вопросам, связанным с выполняемой работой;
- вхождение в коллектив, установление хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
- ощущение психологического комфорта и безопасности;
- взаимопонимание с руководством.
Условно процесс
адаптации можно разделить на четыре
этапа:8
1. Оценка уровня
подготовленности новичка необходима
для разработки наиболее эффективной
программы адаптации. Если сотрудник
имеет не только специальную
подготовку, но и опыт работы
в аналогичных подразделениях
других компаний, период его адаптации
будет минимальным. Адаптация должна предполагать
как знакомство с производственными особенностями
организации, так и включение в коммуникативные
сети, знакомство с персоналом, корпоративными
особенностями коммуникации, правилами
поведения и т. Д.
2. Практическое
знакомство нового работника
со своими обязанностями и
требованиями, которые к нему
предъявляются со стороны организации.
Как правило программа ориентации
включает ряд небольших лекций,
экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах
с определенным оборудованием).
3. Действенная
адаптация. Приспособление новичка
к своему статусу и значительной
степени обусловливается его
включением в межличностные отношения
с коллегами. В рамках данного
этапа необходимо дать новичку возможность активно
действовать в различных сферах, проверяя
на себе и апробируя полученные знания
об организации, важно оказывать максимальную
поддержку новому сотруднику, регулярно
вместе с ним проводить оценку эффективности
деятельности и особенностей взаимодействия
с коллегами.
4. Функционирование.
Завершение процесса адаптации
характеризуется постепенным преодолением
производственных и межличностных
проблем и переходом к стабильной
работе. Как правило, при спонтанном
развитии процесса адаптации этот этап наступает после
1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации
регулировать, то этап эффективного функционирования
может наступить уже через несколько месяцев. 9
Целесообразно
проводить собеседования с новичком
в течение первой недели и по окончании одного месяца работы. Проанализировать
проблемы, которые возникали, предложить
несколько таких вариантов разрешения
трудных ситуаций с которыми столкнулся
новый сотрудник, которые бы помогли ему
понять специфику своей организации.
Об успешной
адаптации нового сотрудника свидетельствуют:
- отсутствие ощущения дискомфорта на рабочем месте, чувства неуверенности, страха перед новой работой;
- овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы;
- соответствие трудовых показателей и поведения сотрудника ожиданиям руководства и коллег.10
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
2.1. Цели и методы оценки
персонала
Все организации
существуют для достижения стоящих
перед ними целей. Степень реализации
этих целей показывает, насколько
эффективно действует организация, то есть насколько эффективно
она использует находящиеся в ее распоряжении
ресурсы.
Основная цель
— оценка уровня образования претендента,
его внешнего вида и определяющих
личностных качеств. Для эффективной
работы менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему
правил оценки кандидата.11
Оценка персонала
включает:
- периодическую аттестацию персонала;
- оценку текущих результатов работника или возглавляемого им коллектива (для менеджеров);
- оценку потенциальных способностей;
- социально-психологическую оценку;
- пролонгированную оценку на основе изучения длительного периода трудовой деятельности и экспрессивную оценку результатов деятельности или потенциальных возможностей сотрудника в какой-то момент времени;
- комплексную оценку деятельности во всем объеме выполняемых функций и локальную оценку какой-либо функции или стороны деятельности;
- самооценку, оценку работника коллегами по работе, оценку подчиненного руководителем (оценка «сверху»), оценку руководителя подчиненными (оценка «снизу»).
- оценку достижения целей, которая широко используется при оценке результатов труда управленческого персонала и основана на установлении для каждого управляющего ясных и четких целевых показателей, на которые должен выйти руководитель к определенному сроку.
Организационная процедура подготовки
деловой оценки предполагает выполнение
следующих обязательных мероприятий:12
- разработку или подбор существующей методики оценки персонала и привязку к конкретным условиям организации;
- формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
- определение времени и места проведения деловой оценки;
- установление процедуры подведения итогов оценивания;
- проработку вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылку и определение каналов и форм передачи информации);
- консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
Исходными данными
для оценки персонала являются:13
- модели рабочих мест персонала;
- положение об аттестации кадров;
- методика рейтинговой оценки кадров;
- философия предприятия;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- штатное расписание;
- личные дела сотрудников;
- приказы по кадрам;
- социологические анкеты;
- психологические тесты.
Главное действующее лицо - линейный руководитель,
отвечает за объективность и полноту информационной
базы, необходимой для текущей периодической
оценки, и проводит оценочную беседу с
сотрудником. При формировании окончательной
оценки следует учитывать: мнения коллег
и работников, имеющих структурные взаимосвязи
с оцениваемыми сотрудниками; подчиненных;
специалистов в области деловой оценки,
а также результаты самооценки работника. 14
Аттестация
кадров является важным этапом заключительной
оценки персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет.
Аттестация – это форма
комплексной оценки кадров, по результатам
которой принимаются решения о дальнейшем
служебном росте, перемещении или увольнении
работника.
В центре аттестационного
процесса находится аттестационное
собеседование – встреча членов аттестационной
комиссии с аттестуемым сотрудником, в
ходе которой происходит обсуждение результатов
работы сотрудника за истекший период,
дается оценка этой работы, утверждается
план работы сотрудника на следующий год
и на перспективу.
Аттестация сотрудников
включает следующие этапы:
- подготовку к проведению аттестации;
- проведение аттестации;
- принятие решений по результатам аттестации.
В процессе подготовительного
этапа составляется перечень сотрудников,
подлежащих аттестации; формируется график проведения
аттестации; определяется число и состав
аттестационных комиссий; подготавливаются
отзывы, характеристики и аттестационные
листы на аттестуемых.
Аттестация
руководителей и специалистов проводится в течение всего
календарного года в сроки, установленные
руководителем организации. Аттестация
работников производственных подразделений
проводится не реже одного раза в два года,
а аттестация специалистов и руководителей
проводится не реже одного раза в 3-5 лет.15
На этапе
непосредственной аттестации проводится:
- заседание комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители;
- рассмотрение всех материалов, представленных на аттестацию;
- заслушивание аттестуемых и их руководителей;
- высказываний приглашенных.
На последнем
этапе аттестационная комиссия с
учетом обсуждений в отсутствие аттестуемого
открытым голосованием дает одну из следующих
оценок:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год;
- не соответствует занимаемой должности.
После этого
осуществляется формирование заключений
и рекомендаций по аттестации работников.
В срок не более
двух месяцев со дня аттестации, он может
принять решение о переводе сотрудника,
признанного по результатам аттестации
не соответствующим занимаемой должности,
на другую работу с его согласия. При невозможности
этого руководитель организации может в тот же срок в установленном
порядке расторгнуть с ним договор в соответствии
с законодательством.
По истечении
указанного срока перевод работника
на другую работу или расторжение с ним
трудового договора по результатам данной
аттестации не допускается.16
1. Центры оценки
персонала. Используют комплексную
технологию, построенную на принципах
критериальной оценки. Использование
большого количества различных
методов и обязательное оценивание
одних и тех же критериев
в разных ситуациях и разными
способами существенно повышают
прогностичность и точность оценки. Особенно
эффективны при оценке кандидатов на новую
должность (повышение) и при оценке управленческого
персонала.
2. Тесты на
профпригодность. Их цель —
оценка психофизиологических качеств
человека, умений выполнять определенную
деятельность. 55% опрошенных используют
тесты, некоторым образом похожие на работу,
которую кандидату предстоит выполнять.
3. Общие тесты
способностей. Оценка общего уровня
развития и отдельных особенностей
мышления, внимания, памяти и других высших
психических функций. Особенно информативны
при оценке уровня способности к обучению.