Методы принятия управленческих решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ методов принятия управленческих решений в организации.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме методологии принятия управленческих решений
2. Дать общую характеристику предприятия
3. Провести стратегический анализ предприятия и выявить проблемы, требующие принятия управленческих решений
4. Представить алгоритм поиска решения
5. Предложить рекомендации по исполнению решения
6. Просчитать ожидаемый экономический и социальный эффект.

Работа состоит из  1 файл

менеджмен Введение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

В случае неформализуемости ситуации или в условиях дефицита времени альтернативы решения можно успешно разрабатывать при помощи эвристических методов (методы Дельфи, консенсуса, мозговой атаки).

Возможные варианты решения оцениваются по соответствующим критериям оптимальности  и эффективности. Альтернативы следует сравнивать с учетом последствий (экономических, социальных и т.п.) для каждого варианта решения. В результате сравнения и оценки альтернатив выбираем наилучшее решение.

  1. Выработанный проект решения следует всесторонне обсудить на специальном совещании при участии представителей общественных организаций, непосредственных разработчиков проекта решения, высококвалифицированных специалистов и производственников. Цель обсуждения – внесение замечаний и дополнений к представленному проекту решения, а также анализ того, найден ли наилучший вариант. В случае «да», приняв к сведению высказанные замечания и дополнения к решению, переходим к этапу 19, в случае «нет» - к этапу 18.                    
  2. На этом этапе следует установить, возможны ли дополнительные варианты решения. При положительном ответе - возврат к этапу 16, при отрицательном переходим к этапу 19
  3. Принятие решения. На этом этапе руководитель единолично или коллегиально (совместно с представителями общественных организаций и специалистами) анализирует решение, приложенные к нему материалы и выбирает окончательный вариант. Принятое решение фиксируется и оформляется соответствующими документами, в которых указываются: цель решения; перечень мероприятий, подлежащих реализации; ответственные за выполнение этих мероприятий; сроки реализации решения и т.д.
  4. На основании приказа или распоряжения разрабатывается план реализации принятого решения, что рекомендуется делать при помощи сетевой матрицы. Для этого нужно составить перечень работ и указать, кто, как, когда, с кем, где и в какой последовательности должен выполнять определенный этап. После этого перед каждым участником ставится конкретная задача: (а) - (ж).
  5. Документальное оформление задач.
  6. Этап организации выполнения решения включает пропаганду и разъяснение решения, координацию его осуществления, оперативное регулирование и корректировку: (а) - (г). Для обеспечения эффективной реализации решения рекомендуется прогнозировать ход выполнения принятой программы действий, факторы, способствующие и препятствующие достижению цели.
  7. Выполнение решения контролируется по промежуточным и конечным результатам и срокам выполнения программы реализации. Полученная информация в ходе выполнения решения периодически обрабатывается в целях прогнозирования выполнения программы в течение следующего отрезка времени. Прогнозные данные анализируются с учетом заданных ограничений и других контролируемых параметров.
  8. На основании информации, полученной на этапе 23, определяется наличие отклонений. В случае «нет» процесс заканчивается, в случае «да» переходим к этапу
  9. Определяем, насколько выявленные отклонения серьезны (с точки зрения предъявленных к программе требований и ограничений) и нужны ли дополнительные решения. При ответе «нет» следует вернуться к этапу 22 и ограничиться простой корректировкой. При наличии серьезных отклонений, требующих воздействия на систему, возникает необходимость возобновить процесс с этапа 1 для выработки и реализации дополнительного решения.

     Данный  «типовой» алгоритм процесса выработки и реализации управленческих решений, оставляя в полной мере простор для творчества менеджера, позволяет систематизировать решения, упорядочить, подчинить их определенному логическому плану, а также значительно облегчает контроль и координацию действий исполнителей. Алгоритм может стать основой при составлении структурно-информационных схем процесса и программ решения на компьютере. На его базе удобно разрабатывать более детальный перечень работ и операций для планирования процесса и осуществления других организационных мероприятий, в частности для организации индивидуальной работы руководителя. Важно отметить, что данный алгоритм в практике управления должен применяться творчески, с учетом сложности и значимости решаемой проблемы и таких факторов, как срочность и возможность получения опытных данных.

      При выявлении главных проблем ООО «Автолайн», руководством предприятия была выявлена наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы. Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведу их в виде дерева решений (рисунок 1):

     

      Рисунок 1. Дерево решений.

      Алгоритм  выбора метода решения определенной проблемы в ООО «Автолайн» представлен на рисунке 2.

      

      Рисунок 2. Алгоритм выбора и принятия управленческого  решения.

      Критерий  эффективности управленческого  решения выражается, как правило, в виде совокупности показателей  и выступает в качестве мерила познания изучаемого явления.

      При выборе критерия эффективности решения следует руководствоваться следующими основными требованиями:

  • во-первых, он должен быть выражен количественно, т.е. иметь физический смысл;
  • во-вторых, должен наиболее полно отражать результаты решения;
  • в-третьих, быть достаточно простым, понятным и конкретным.

      Как правило, процесс выбора критерия эффективности  основывается на логических рассуждениях и интуиции лица, принимающего решение.

      Критерием оценки эффективности решения поставленной проблемы будет являться создание такой маркетинговой службы на предприятии, при которой вся произведенная продукция будет реализована за период производства следующей партии продукции с максимальной прибылью.

      Для окончательного принятия решений по каждому исследуемому  варианту необходимо сопоставить как получаемый  в результате принятия решения эффект, так и возможные затраты  (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменений в составе капитальных вложений, социальных условий труда, психологического  климата и т.д. Сопоставление вариантов предусматривает исключение непригодных и выбор наиболее приемлемых. Анализ производится с использованием методов экономического и системного анализа.

      В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.

2.3. Недостатки принятия управленческих решений в ООО «Автолайн»

      Из  предложенных способов решения проблемы два не удовлетворили фирму сразу:

    • во-первых, изменение ценовой политики не представляется возможным, т.к. данный рынок самостоятельно регулирует уровень цен на основании спроса и предложения;
    • во-вторых, изменение структуры службы маркетинга считается не целесообразным, т.к. фирма имеет квалифицированных специалистов, а поиск нового персонала займет время и приведет к дополнительным расходам денежных средств.

      Реально возможными остались только варианты изменения стратегии продаж на основании  изучения спроса покупателей.

      Для принятия решения, требующего определения  и учета значительного числа  факторов, целесообразно привлекать тех сотрудников, которые в большей или меньшей степени знакомы с поставленной проблемой и смогут дать определенные рекомендации при ее рассмотрении. Отмечается, что групповые решения эффективные при условии, если группа невелика по составу и числу ее членов имеется  возможность непосредственного общения  для обсуждения решений. При этом ценность решения, принимаемого группой, выше и его компетентность больше, чем решения, принятого единолично.

      Итак, принято решение об изменении  стратегии продаж с одновременным  изучением потребителей и их спроса на продукцию.

      Для этого было составлено следующее  дерево целей (см. рисунок 3).

      

      Рисунок 3. Дерево целей.

      В соответствии с приведенным деревом  решений необходимо установить все  моменты риска с целью их заблаговременного  исключения из практической деятельности фирмы. Для рассматриваемой организации можно выделить следующие рисковые ситуации:

  • Разработанный ассортимент услуг, не востребован на рынке и возникла необходимость срочного изменения или отказ от услуг;
  • Произошел разрыв договорных отношений с одним из дилеров, который нес на себе основную нагрузку по реализации услуг, что может вызвать возникновение недоверия состороны других дилеров или клиентов.

      Для локализации приведенных рисковых ситуаций можно привести вариант  возможной деятельности сразу с несколькими дилерами и одновременное поддержание собственной сети по оказанию услуг связи. Имеется в виду, что необходимо заключать агентские соглашения одновременно с несколькими фирмами, чтобы не допустить провала в деятельности из-за сбоев в работе одного крупного агента. С другой стороны, необходимо иметь несколько видов программ по оказанию услуг, а не делать ставку на какую-либо одну, так, чтобы существовала взаимозаменяемость. 

3.Рекомендации  по применению методов принятия решений

      В условиях, когда выжить на рынке все труднее, определяющим становится вопрос повышения эффективности деятельности компаний, предоставляющих услуг по перевозке, поиска внутренних резервов и выявления конкурентных преимуществ, разработки новых механизмов и методов принятия эффективных управленческих решений.

      Привычными  средствами этого сделать нельзя, необходим особый инструментарий и новые формы взаимодействия между подразделениями компаний.

      Необходимы  изменения, которые предполагают новый подход к качеству услуг: от высокого качества услуг к высокому качеству всего комплекса обслуживания и наиболее полному удовлетворению требований пользователя; от поддержки оперативного уровня управления качеством со стороны высшего руководства – к его персональной вовлеченности и лидирующей роли в решении задач высокого качества; от отношения к дефектам в работе как к неизбежному явлению - к позиции «предоставлять услуги с высоким качеством с первого раза».

      Конкретная услуга – это результат соответствующего процесса ее производства, то качество услуги определяется качеством этого процесса, следовательно, в процессы должны быть заложены и высокие показатели качества. Показатель качества процесса – это количественная мера одного или большего числа признаков качества процесса.

      Необходим комплекс учетной, отчетной и процедурной документации об услугах, являющийся основой принятия эффективных управленческих решений в системе менеджмента компании с целью достижения соответствия качества услуг требованиям клиентов и повышению уровня их конкурентоспособности.

      Согласно  предложенного алгоритма выбора и принятия управленческого решения  проблемы увеличения эффективности  деятельности ООО «Автолайн» руководством были выбраны и оценены как  наиболее отвечающие поставленным целям  и задачам, следующие решения:

  1. Сформировать новую структуры маркетингового отдела фирмы.
  2. Принять как основную в системе мотивации деятельности персонала программу материальной заинтересованности персонала в повышении объемов продаж и премирования по результатам деятельности фирмы за каждый квартал.
  3. осуществить сотрудничество с администрацией загородных отелей, баз отдыха по вызову такси для клиентов.
  4. Ценовую политику установить по системе «издержки плюс».
  5. В отношении корпоративных клиентов планируется применять комплексный подход, чтобы каждая компания использовала до 80% из спектра услуг «Автомига».
  6. Провести исследование рынка транспортных перевозок, а также покупательских предпочтений, после чего разработать ассортимент предлагаемых услуг в соответствии с результатами исследований.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Итак, моделирование позволяет заранее  предвидеть ход событий и тенденции  развития, присущие управляемой системе, выяснить условия ее существования  и установить режим деятельности с учетом влияния разных факторов. При этом, на первый взгляд, может показаться, что чем большее количество факторов учтено в модели, тем лучше сама модель. На самом деле детализированная модель не всегда целесообразна, так как это излишне усложняет модель и представляет трудность для ее анализа.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений в организации