Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений.
Для достижения поставленной цели необходимо были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию управленческих решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений;
проанализировать процесс принятия управленческих решений на СП «Минские окна»;
разработать пути совершенствования процесса принятия управленческих решений.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений 5
1.1 Сущность и классификация управленческих решений 5
1.2 Этапы процесса принятия управленческих решений 9
1.3 Модели и методы процесса принятия решений 13
2 Анализ методов принятия управленческих решений на примере СП «Минские окна» 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Процесс и методы принятия управленческих решений на предприятии 20
2.3 Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений 22
3 Совершенствование процесса принятия управленческих решений 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 38
Приложение Б 39

Работа состоит из  1 файл

методы управления.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)

Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ [19, c.64].

Третья стадия в процессе принятия решений - выполнение решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности [12, c.70].

Данный  этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение начало выполняться. Сюда относится составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

Следующий этап - это встраивание  в решение механизма получения  информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся [20, c.81].

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается несколькими аспектами. Во-первых, всегда лучше информация из первых рук. Во-вторых, это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению, что немаловажно для лидерского поведения.

Однако когда менеджер тратит слишком много сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов. Вместе с тем компьютер не может заменить ряд таких функций менеджера, как руководство и личный контакт.

1.3 Модели и методы процесса принятия решений

 

В процессе разрешения сложных проблем  с целью усиления способности  менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач [5, c.101].

Разработка и оптимизация решения  конкретной проблемы методами моделирования - довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:

    1. постановка задачи;
    2. определение критерия эффективности анализируемой операции;
    3. количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
    4. построение математической модели изучаемого объекта (операции);
    5. количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
    6. проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
    7. корректировка и обновление модели [17, c.69].

Наиболее распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или оптимального обслуживания; модели управления запасами; модели линейного программирования.

Модели теории игр

Большинство хозяйственных операций можно рассматривать  как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия - конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов - существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов. Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как слишком упрощены по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны [13, c.142].

Модели теории очередей или оптимального обслуживания используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей - в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения [19, c.121].

Модели управления запасами

Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих  ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических  процессах и сбыте товаров  или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка - денежной наличности, для больницы - лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты [26, c.329].

Модели линейного программирования применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования [23, c.90].

При разработке и обосновании  многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок.

Сущность экспертных методов принятия решений заключается в получении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации погрешностей и влияния субъективного фактора обрабатывается с помощью специальных логических и математических процедур, и преобразуются в форму, удобную для выбора решения [20, c.18].

Среди методов экспертных оценок широко распространены и используются на практике методы группового опроса: метод комиссий, метод "мозговой атаки", различные модификации метода "Дельфи". Большое значение этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации [14, c.172].

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предупреждений. В зависимости от преобладания первого или второго, модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно-ограниченная рациональность. Определение проблем при этом подходе происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере в начале процесса, в известных для менеджера или организации областях [8, c.84].

Политическая модель организационных решений обычно отражает желания членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса [6, c.72].

Таким образом, модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

 

 2 Анализ методов принятия управленческих решений на примере СП «Минские окна»

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

 

Компания «Минские окна», основанная в 1998 г., является одним из ведущих белорусских предприятий, специализирующихся на изготовлении и монтаже светопрозрачных строительных ограждающих конструкций - окон, дверей, зимних садов, балконных рам из профиля ПВХ («REHAU” (Германия), «MONTBLANC”(Россия), современных витражей, окон, дверей, крыш, зенитных фонарей, зимних садов, комплексных фасадов зданий, балконных раздвижных рам из алюминиевых системных профилей («ВИДНАЛ-ПРОГРЕСС», «Татпроф» (Россия).

Одними  из первых предприятие начало работать с высококачественным ПВХ профилем фирмы «REHAU”, и в настоящее время являются крупнейшими переработчиками их продукции и имеем одно из самых современных и крупных производств в Белоруссии.

В 2003 г. компания приступила к производству светопрозрачных  конструкций из натурального дерева и дерево-алюминия. Трехслойный клееный евробрус сечением 78 на 78 мм, комплектующие, фурнитура фирм ROTO и WINKHAUS, лакокрасочные покрытия фирмы REMERS. Компания производит изделия на оборудовании немецкой фирмы WEINIG. На сегодняшний день это самое современное производство на территории РБ.

Качество выпускаемой продукции  подтверждено сертификатами соответствия, удостоверениями о государственной гигиенической регистрации.

Поскольку компания производит абсолютно  любые изделия, учитывая проектные  данные, индивидуальные особенности  каждого объекта, размеров, конфигурации, материала, то не имеет определенного  ассортимента, что отражается на ценах нашей продукции: их диапазон чрезвычайно широк.

Существующая на предприятии организационная  структура управления является линейно-функциональной, так как вся данная система  замкнута на линейных руководителях соответствующего уровня (приложение Б).

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия  и несет полную ответственность  за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Генеральный директор, действующий  на основании Устава и осуществляющий оперативное руководство заводом, непосредственно штаба не имеет, в его подчинении находится Совет директоров, являющийся исполнительным органом, но данный орган состоит из линейных руководителей. В Совет директоров входят все менеджеры высшего уровня, отвечающий за конкретные направления деятельности завода.

С точки зрения норм управляемости  данная система соответствует методологическим требованиям, но у некоторых менеджеров среднего уровня меньшая нагрузка, чем у менеджера высшего уровня.

Коммерческий директор отвечает за управление процессами снабжения и  сбыта. Коммерческий отдел работает с корпоративными заказчиками, а  отдел продаж – с частными заказчиками.

Из организационной структуры  управления видно, что наибольшая нагрузка идет на технического директора, на данном направлении система является наиболее сложно управляемой.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений