Методы принятия управленчиский решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:33, реферат

Описание

В работе рассмотрена социальная и экологическая ответственность руководителя при принятии управленческого решения.

Работа состоит из  1 файл

Методы принятия управленчиский решений.docx

— 67.73 Кб (Скачать документ)

Параметры, влияющие на полноту  проявления ответственности личности:

За порученное руководителем дело.

· Возможность личности выполнить задание;

· Текущая способность  личности понимать задание;

· Полнота наличия  у личности ресурсов для выполнения задания;

· Способность личности справляться с возмущающими (мешающими) воздействиями;

· Заданная степень  ответственности личности (полная, частичная или полное освобождение от ответственности) за результаты выполнения или невыполнения задания.

За выданное подчиненному задание.

· Возможность личности выдать задание;

· Текущая способность  личности формулировать задание;

· Наличие прав и  ответственности на выдачу задания;

· Способность личности предотвратить возмущающие (мешающие) воздействия.

При игнорировании  приведенных параметров личность может  оказаться игрушкой в руках безответственных руководителей.

Характерными чертами, придающими личности ответственность, являются: точность, пунктуальность, верность, честность, справедливость, принципиальность. Данные черты характера могут проявляться при условии развитых способностей к сопереживанию, чуткости к чужой беде и радости.

Социальная и  экологическая ответственность  реализуется в форме замечаний, осуждений, изменения, выполнения предписанных действий, изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по общечеловеческим или экологическим соображениям.

Параметры социальной ответственности. Многосторонний характер деятельности человека порождает различные виды ответственности: за техническое состояние какого-либо объекта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной территории, за результаты деятельности подчиненных людей и т.д. (рис. 4).

 
 


Рисунок 4: Объекты и характер социальной ответственности

Социальная ответственность возникает  при выполнении служебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может служить «Клятва Гиппократа» — общепринятая норма социальной ответственности для врачей перед пациентами. Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с реализацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей (рис. 5).

Рисунок 5: Элементы сопутствующие социальной ответственности

К социальным целям  компании относятся: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, достойное пенсионное обеспечение, формирование условий для развития личности.

Социальная ответственность  постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает прежде всего о реализации своих собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей продукции. Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводственными (институциональными) связями, или не придают этому большого значения. Так, местные политические лидеры и функционеры видят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благотворительные фонды рассчитывают на компанию как на потенциального спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все дерево, то может засохнуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она в конце концов упадет раньше срока.

Осознание необходимой  сопричастности компании с окружающей средой является важнейшей составной частью профессионального управления. Эта сопричастность трактуется в управленческой литературе как социальная ответственность компании и руководителя. Социальная ответственность хорошо представляется известным лозунгом: «Думай о себе и помни о России».

Социальная ответственность  руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.

Она реализуется  в конкретных делах компании и  руководителя, направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения. Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде — это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п.

На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность».

Социальная ответственность  компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Важными параметрами  социальной ответственности являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и  управления, по которым компания берет  на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал — это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили «заморозить».

Вовлеченность персонала  — уровень участия персонала  компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

• путем формирования отдельных коллективов в составе  компании;

• путем участия  всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.

заимодействие социальной и юридической ответственности.

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической  ответственности руководителей  решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности может  идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет  ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

• чувство долга, предвыборные обещания;

• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;

• получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);

• избежание общественных порицаний и взысканий;

• повышение имиджа или карьерный рост;

• выигрыш в споре  или конкурсе;

• отвлечение от постоянных личных переживаний.

3.2. Основы  экологической ответственности  при принятии решений

Экологическая ответственность  возникла из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.

Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.

Российская Федерация  на сегодняшний день принимает участие  в четырех глобальных Конференциях:

• О международной  торговле видами дикой фауны и  флоры;

• Об охране водно-болотных угодий;

• Об охране Всемирного природного и культурного наследия;

• О сохранении биологического разнообразия. РФ приняла следующие  международные обязательства об охране дикой природы:

• об охране белого медведя;

• конвенция об охране китов;

• антарктический договор.

В основу экологических  инициатив положена Стратегия устойчивого развития (СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой. Основное направление СУР — достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:

• обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

• проводить экологизацию экономической деятельности;

• распространять экологически ориентированные методы

управления;

• неукоснительно соблюдать  пределы емкости экосистем (по загрязнению, по соотношению элементов в атмосфере, в

воде и в земле);

• внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.

В рамках СУР разработаны  принципы для РУР:

• хозяйственная  деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба;

• ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов. Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения, объем отходов на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека.

4. Практический  пример

Ситуация

Предприятие «X»  занимает на рынке товаров и услуг  конкурентоспособное положение. Фирма  занимается производством обуви. Владелец получил фирму по наследству. Для  управления фирмой владелец нанимает менеджера, специалиста в данной области, поскольку ему никогда  раньше не приходилось иметь дело с обувной промышленностью, а  фирма досталась ему от дедушки. С дедушкой он виделся редко, из-за давней ссоры деда и отца. Поэтому  не представляет как управлять обувной фирмой.

К подбору менеджера  владелец отнесся со всей серьезностью, понимая, что от его профессионализма зависит судьба фирмы. Доверенный менеджер имеет опыт работы на обувных фирмах, имеет рекомендации с прежних  мест работы.

После того как были завершены все дела владелец переключается  на другой проект, который его больше интересует.

Спустя 3 года до владельца  доходит известие, что фирма объявлена  банкротом. Он недоумевал как такое могло произойти, ведь менеджер давал такие хорошие отчеты, и наведываться в фирму вроде бы было незачем.

Фирма была пущена с  молотка. После тщательного расследования (ведь надо же было знать из-за чего обанкротился) выяснилось, что менеджер систематически задерживал заработную плату, из-за чего возросла текучесть кадров, снизилась мотивация рабочих и служащих. Некоторые магазины прекратили продавать продукцию его фирмы и было потеряно конкурентное преимущество. Как следствие фирма стала банкротом.

Информация о работе Методы принятия управленчиский решений