Международная конкурентоспособность ЛПК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Успешное развитие любой отрасли экономики возможно только при существенном увеличения доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме валовой продукции отрасли.

Большое значение в осуществлении этого процесса имеют предприятия малого бизнеса, доля которых в валовом внутреннем продукте в технологически развитых странах составляет от 50 до 70%, тогда как в современной России эта доля составляет менее 10%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1 МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛПК РФ 6

1.1 Место и роль лесного комплекса в экономике Российской Федерации 6

1.2 Конкурентоспособность ЛПК России и других стран 9

1.3 Привлечение инвестиций 16

1.4 Биоиндустрия как инновационное будущее ЛПК 21

2 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 24

2.1 Понятие бизнес-плана 24

2.2 Расчёт показателей экономической эффективности инвестиционного проекта 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ОСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа состоит из  1 файл

!!!!МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛПК РФ.docx

— 108.21 Кб (Скачать документ)

     О необходимости улучшать инвестиционный климат в России говорится давно, и в бизнес сообществах и в  высоких кабинетах чиновников. При  этом партнёры по инвестициям вкладывают в это понятие нередко различный  смысл. То, что кажется почти идеальными условиями с точки зрения российских властей, зачастую не подходит иностранному инвестору, т.к. не соответствует понятию " лучшая инвестиционная практика в  глобальном масштабе". Именно такой  практики придерживаются и ожидают  понимания от российских партнёров  крупные международные лесные корпорации - влиятельные ТНК в своей области и в глобальном масштабе.

     В России, наблюдается не столько процесс адаптации условий инвестирования к мировым стандартам, сколько продолжающийся разношерстный и бюрократический подход к решению этой важной проблемы. Новым явлением для сегодняшней России стало обострение конкуренции за инвестиции.

     Путём государственно-частного партнёрства можно решить многие вопросы федеральной и региональной компетенции с целью привлечения инвестиций. Объединение сил бизнеса и государства необходимо по следующим причинам. 

     Во-первых, рост рисков капиталовложений, процентных ставок и ужесточение условий  долгосрочного кредитования (при  одновременном сокращении бюджетных  возможностей) во многом снизил темп инвестиционного процесса.

     Во-вторых, нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиции в субъектах федерации, нередко противоречат федеральному законодательству.

     В-третьих, практически не удалось продвинуться в таких важных для инвесторов направлениях, как снятие административных барьеров при проектировании, оформлении разрешительной документации, подключении и сооружении инженерных сетей, выделении земельных участков, а также предоставлении госгарантий.

     В-четвёртых, сегодня российские банки предлагают инвестиционные кредиты на срок до 5-7 лет, при годовых начиная с 13%. При сооружении новых, крупных производств типа ЦБК, такие кредиты оказались обременительными. Процентная ставка не должна превышать 6% (международная практика). Зарубежные инвесторы сегодня требуют софинансирования со стороны российских банков, в т.ч. как гарантии от возможных потерь.

     В-пятых, ограничить рост тарифов на тепловую, электрическую энергию и газ, водоснабжение, транспорт, улучшить методику формирования тарифов на услуги.

     Согласно  исследованию Ассоциации европейского бизнеса для иностранных инвесторов основным барьером является всё же бюрократия и коррупция. Даже налоги, законодательные ограничения и  факторы производства (стоимость  труда, квалифицированный персонал, инфраструктура, надёжность субпоставщиков) отступают на второй план.

     С.Е. Нарышкин в своем исследовании "Иностранные  инвестиции и развитие экономики  России" говорит, что сегодня "важна  разработка новых модельных законов  для регионов по регулированию и  стимулированию инвестиционной деятельности, в т.ч. с участием иностранных  инвесторов. Такая задача должна быть решена при минимизации различных  форм администрирования и сокращении коррупционной ёмкости процедур, связанных с оценкой и отбором инвестпроектов». На вопрос, почему иностранные инвесторы не идут с крупными инвестициями в российские леса, ответ дает таблица 2 сравнительных условий инвестирования в России и Бразилии (обе страны принадлежат к группе БРИК). Как видно, инвестиционные условия в этих двух странах существенно отличаются. 

Таблица 2 – Условия инвестирования в  РФ и Бразилии

Элементы  конкурентоспособности Россия Бразилия
Надежность  поставок сырья Недостаточные гарантии поставок древесины в долгосрочной перспективе ввиду непредсказуемой политики по вопросам аренды лесного фонда/прав на хозяйственное пользование. Гарантированные долгосрочные поставки древесины благодаря тому, что земля и плантации находятся в собственности предприятий лесной промышленности.
Инфраструктура Развитие лесных отраслей нуждается в крупных  инвестициях в инфраструктуру, государственная  поддержка которых ограничена. Плантации с  коротким периодом ротации и небольшой  площадью территории не требуют значительных капиталовложений в инфраструктуру.
Законодательство  по вопросам собственности Отсутствие  четкого разделения ответственности  между частным и общественным сектором. Проработанное и четкое законодательство, регулирующее вопросы собственности на землю/леса.
Инвестиции  в лесную промышленность Отсутствие  капиталовложений в строительство  новых предприятий ЦБПромышленности Активная реализация инвестиционных проектов в ЦБПромышленности
Институциональная база/администрация Отсутствие  четкой процедуры взаимодействия административных органов в центре и на местах. Принятие решений  на местах. Участие правительства  минимально
 

     Одним из основных зарубежных инвесторов в развитие лесопромышленного комплекса может быть Финляндия. Об этом свидетельствует опыт семидесятых - восьмидесятых годов прошлого века, когда финские концерны занимали важное место в строительстве и модернизации советских лесопромышленных комплексов. В 1970-80 -х г.г. финнами были построены Светогорский ЦБК, реконструирован Выборгский целлюлозный завод (общая стоимость этих проектов около одного миллиарда долл.), сооружён крупный, технически передовой Пяозёрский леспромхоз, поставлялись бумагоделательные машины и оборудование для варки целлюлозы Архангельскому, Усть-Илимскому комбинатам и другим заводам. Осуществлялись поставки машин и оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности, развивалось научно-техническое сотрудничество. В 1977г. на высшем уровне была подписана конкретная долгосрочная программа торгово-экономического сотрудничества сроком на 15 лет с приложением перечня отраслей и 60-и направлений производственно- технологической кооперации, в т.ч. по 10-и в ЛПК.

     Развал  Союза и прекращение клиринговой  торговли в краткосрочном плане  привели к падению взаимного  товарооборота и сокращению сфер сотрудничества. Однако его естественный потенциал, базирующийся на географической близости, взаимодополняемости экономик и принципах взаимной выгоды, к концу первого десятилетия этого века вновь вывели Россию в число главных торговых партнёров Финляндии. Одновременно проявились присущие торговле 80-х годов структурные трудности и ограничения - сырьевой характер российского экспорта и узость финского рынка. Кризис 2008 г. лишь усилил эти ограничения. Вновь встал вопрос об изыскании резервов диверсификации торгово-экономического сотрудничества. Поэтому именно лесной сектор, является сегодня главным резервом не только дальнейшего развития сотрудничества, но и международной конкурентоспособности ЛПК обеих стран. Объединение сырьевого и инфраструктурного потенциала России с производственно-технологическим Финляндии - реальная задача, учитывая имеющийся опыт сторон в международном объединении активов и участии в процессах слияний и поглощений.

     Как считает директор Александровского института при Хельсинском университете М. Кивинен, “русские предлагали финским лесным компаниям купить крупные предприятия лесопереработки, но финны выбрали другую стратегию: было решено использовать Россию как источник сырья, а не как объект инвестиций». В итоге накопленные финские инвестиции в ЛПК России до сих пор не превышают 1 млрд. евро, а ряд крупных предприятий, построенных финнами или при их участие в советские годы, сегодня стали собственностью владельцев из других стран. В частности 100% Светогорского ЦБК сегодня принадлежит “International Paper”. В собственности зарубежных компаний пока с минеретарными долями находятся также предприятия по производству бумаги и картона ОАО “Волга” и Сыктывкарский ЛПК. 

1.4 Биоиндустрия как инновационное будущее ЛПК

     Перспектива российско-финского сотрудничества в ЛПК, выглядит благоприятно. Просматриваются, три направления, которые соответствуют и международной теории и практике, но для реализации, которых необходимы серьезные экономические меры, а также политическая воля.

     Во-первых, это налаживание в России глубокой переработки леса, в первую очередь, химической, при участии финского бизнеса. Это направление, безусловно, самое затратное, но одновременно и  самое перспективное, естественно, при активной поддержке государства. Это направление можно назвать «планом Путина», который выдвинул его в докризисном 2006 г на отраслевом совещании в Сыктывкаре. Позднее на российско-финляндском лесном саммите 25 октября 2009 г. В.В. Путин вновь говорил, что глубокая переработка леса - наша стратегическая цель, а отсрочка введения экспортных пошлин на кругляк - шаг навстречу партнерам, которым надо использовать это время для крупных инвестиций, развития инфраструктуры, привлечения кредитов, "конкретно от ВЭБ; необходимо совершенствовать лесное законодательство, что возможна приватизация леса как итог долгосрочной и эффективной аренды, что совместное освоение рынков 3-х стран - актуальная задача.

     Второе  направление, которое становиться  возможным в результате глобального  кризиса, в т.ч. на мировых лесных рынках - это использование мощностей  закрывающихся и незагруженных  предприятий Финляндии. Некоторые  их них расположены в непосредственной близи от границы с Россией. По официальным финским данным производство и экспорт бумаги и картона  Финляндии в 2009 г. оценивалось на 22% меньше, чем в предыдущем; а  в текущем лишь на 5% больше предшествующего года. Возврат к докризисному производству и экспорту, по мнению экспертов, возможен к 2012 году. Вариантов реализации этого направления несколько: от полной или частичной покупки предприятия, до различных схем переработки финскими заводами российского лесного сырья, целлюлозы и пиломатериалов, в т.ч. через ассортиментный обмен, своего рода “лесной толлинг”. Таким путем можно будет снять проблему экспортных пошлин на российский круглый лес, то есть продолжить его поставки для этих предприятий на льготных условиях. Проблема экспортных пошлин сильно преувеличена, т.к. импорт российских балансов не превышает 20% потребности ЛПК Финляндии в сырье. По сравнению с первым направлением такое сотрудничество гораздо менее затратное. Одновременно с производственным, предприятия-партнеры могли бы опробовать схемы маркетингового и торгового сотрудничества на мировом рынке.

     Третий вариант – это инновационное сотрудничество путем специализации и производственно-технологической кооперации по созданию “биоиндустрии”. Идея была озвучена в апреле 2010г на финляндско-российском инновационном бизнесфоруме в Хельсинки компанией “UPM”. Проект, стоимостью около 1,5 млрд. евро, предусматривает получение новых видов продукции на базе производства (сепарирования) крупным предприятием “базового материала” - целлюлозы с его дальнейшей переработкой специализированными малыми и средними предприятиями. На выходе получаются - полимеры, сахара, стимуляторы здоровья, лекарства, органические кислоты, продукты питания, косметика, покрытия, пластмассы, упаковки, композитный материалы, качественно новые изделия из бумаги и дерева и биотопливо. То, что это проект ближайшего будущего говорит факт принятия инновационного решения компанией “UPM”о специализации на эти цели её крупного ЦБК “Каукас” (г. Лаппеенранта) и реализации уже в 2011 г. “пилотного проекта”, предусматривающего, в частности производство 200 тыс. тонн биотоплива (биодизель, биобензин, биокеросин, бионефть ).

     Все три направления можно считать  одновременно и антикризисными мерами поддержки ЛПК обеих стран, тем  более, что явных сигналов экономического роста и спроса на мировых товарных рынках пока не прослеживается. 

     Логика  событий в том что глобализации и конкуренции, подталкивает нас к скорейшей и масштабной инновационной перестройке ЛПК. Естественным партнером, объективно заинтересованным в освоении ресурсов, технологий производства и сбыта для России является, в первую очередь, соседняя Финляндия. Вот почему пришло время подготовки масштабной программы развития государственно-частного партнерства России и Финляндии в этой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 РАСЧЕТ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 

2.1 Понятие  бизнес-плана 

          Одним из определяющих критериев для инвестора при  выборе инвестиционных проектов является качественно и подробно составленный бизнес-план.

    Бизнес-план – это финансовый документ,  позволяющий  решить проблемы бизнеса. Он включает разработку цели и задач, которые  ставятся перед предприятием на перспективу, оценку текущего состояния и тенденций  отрасли, сильных и слабых сторон бизнеса, анализ рынка и информации о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Информация о работе Международная конкурентоспособность ЛПК РФ