Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:53, курсовая работа
Тема данной работы - межличностные коммуникации - то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
Введение 2
Раздел 1. Особенности межличностных коммуникаций 3
1.1. Вербальная коммуникация 3
1.2. Невербальная коммуникация 5
Раздел 2. Успешность межличностных коммуникаций 9
2.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе 9
2.2. Коммуникационные барьеры 11
2.3. Повышение эффективности межличностной коммуникации 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 2
Раздел 1. Особенности межличностных коммуникаций 3
1.1. Вербальная коммуникация 3
1.2. Невербальная коммуникация 5
Раздел 2. Успешность межличностных коммуникаций 9
2.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе 9
2.2. Коммуникационные барьеры 11
2.3. Повышение эффективности межличностной коммуникации 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение
Тема данной работы - межличностные коммуникации - то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на разговоры. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. Цель данной работы - ознакомится с природой и сложностями межличностных коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим вопросы межличностного обмена информацией, барьеры, возникающие при этом и пути их преодоления.
1. Особенности межличностных
коммуникаций
Эффективная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении как организационной системой в целом так и её частными подсистемами. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчинённым, подчинённые друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью.
От умения достигать взаимопонимания при общении, грамотно, культурно работать с информацией, зависит в большой степени эффективность управления человеческими ресурсами.
Основной формой общения в организации, несмотря на появление альтернативных электронных средств, остаётся личное общение.
В
межличностной коммуникации переплетаются
два вида общения: вербальное (речевое)
и невербальное. В свою очередь, вербальная
коммуникация подразделяется на устную
(конференции, совещания, презентации,
групповое обсуждение, неформальные
беседы) и письменную (письма, меморандумы,
отчеты, правила и процедуры, приказы,
e-mail).
1.1.
Вербальная коммуникация
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно "перевести" сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Структура речевой коммуникации
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного поля возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
Система, обеспечивающая речевую коммуникацию - человеческий язык - изучается языкознанием. Помимо собственно языкознания, речевое общение изучается в смежных науках: социальной лингвистике и психолингвистике, а также в самой психологии.
Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:
То,
как мы говорим, дает представление
другому коммуниканту, о том, кем мы
являемся. Это в особенности очевидно,
когда коммуникант исполняет определенную
роль в организации.
Даже временный выход из роли (например, в политической сфере: президент, играющий в теннис или сидящий за партой, беседующий по душам простым языком с народом) значим на фоне основного набора ролей для той или иной коммуникативной личности.
Используя
речь, мы можем признавать социальный
статус собеседника, либо не признавать
его. Статусная функция речи видна и в
обращении к старшему по званию в армии:
Выбор словесных средств, также как и сопровождающих
их невербальных, способствует формированию
и пониманию определенных социальных
ситуаций. Комплимент женщине не всегда
действительно говорит о том, что она хорошо
выглядит. Этот ‘коммуникативный ход’,
скорее, устанавливает различные социальные
статусы коммуникантов.
1.2.
Невербальная коммуникация
Из двух форм межличностной коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - данная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация - наиболее универсальной.
Невербальная
коммуникация осуществляется при личном
контакте всегда. Эти средства, как
известно, могут сопровождать речь,
а могут и употребляться
Язык тела и паралингвистические средства
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.). Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста.
Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение.
Язык тела включает пять составляющих:
Жесты: способ знакового использования рук. Можно, например, махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание; показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками - размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это и не считается приличным в обычном контексте. Но если это делается в контексте профессионального дискурса, то это вполне приемлемо и даже необходимо: футбольные арбитры указывают на центр поля или в сторону ворот.
Использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или мало выразительны. С одной стороны, использование визуального канала неизбежно, с другой - это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих, поэтому его нельзя включить в данную классификацию.
Мимика: способ использования выражения лица. В первую очередь мы смотрим человеку в глаза - зеркало души. Инструментом мимики является и рот. Мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке и взгляде. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица - физиогномикой - занимался еще Аристотель. Считается, что можно распознать характер человека по лицу. В древнем мире проводили аналогии с животными: густая грива, широкий нос и большой рот (лев) = смелость и настойчивость; лицо лисы = лисья натура, голова овцы = безобидный и смиренный характер, бычья наружность = неоправданное упорство.
Положение тела: способ держать себя (наше тело). Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным инстинктам.
Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного по отношению к хищнику. Семиотика тела весьма важна при первой встрече, ведь собственно человеческие моменты личности еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво. Есть различия в культурах: например, американцы предпочитают стоять боком друг к другу во время обычного разговора, у нас же это считается неуважительным.
Проксемика: способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Обычно недостаточно знакомого человека "держат" на расстоянии вытянутой руки. Однако, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между бизнесменами. Разумеется, имеются в виду "малограмотные" в коммуникативном отношении люди.
Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. Этот способ в большей степени наблюдается у приматов, в человеческом обществе - у женщин и детей: хождение под руку и в обнимку, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. Здесь также имеются серьезные межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаются наименее "трогательными" народами, поэтому неумело использованный тактильный коммуникативный акт в отношении представителя этих народов может быть даже воспринят как оскорбление.
Паралингвистические элементы - в отличие от собственно жестов – сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния или от восхищения).
Параязык
говорит о том, как интерпретировать слова,
дает дополнительную информацию к интерпретации,
иногда переворачивая знаки на прямо противоположные.
К паралингвистическим моментам можно
отнести и языковые супрасегментные средства:
интонацию, тональный уровень голоса,
даже громкость, выражающую, например,
гнев. Паралингвистические средства многое
могут сказать о сиюминутном состоянии
собеседника (спокойствие, взволнованность,
уверенность, усталость и т.п.).
Одежда и внешний вид
О личности, социальном статусе, роли и работе коммуниканта говорит его одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.)
В современной реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой. Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может быть связан и с контекстом общения. Цветовые предпочтения могут многое сказать о человеке.
С древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений многое говорит о социальном статусе. Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса.
Информация о работе Межличностные коммуникации в менеджменте