Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:53, курсовая работа
Тема данной работы - межличностные коммуникации - то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
Введение 2
Раздел 1. Особенности межличностных коммуникаций 3
1.1. Вербальная коммуникация 3
1.2. Невербальная коммуникация 5
Раздел 2. Успешность межличностных коммуникаций 9
2.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе 9
2.2. Коммуникационные барьеры 11
2.3. Повышение эффективности межличностной коммуникации 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Обмен невербальной информацией
Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения - все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).
Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п.
Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% - через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: «Хорошо... я дам поручение» - то пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.
Как
и семантические барьеры, культурные
различия при обмене невербальной информацией
могут создавать значительные преграды
для понимания. Так, приняв от японца визитную
карточку, следует сразу же прочитать
ее и усвоить. Если вы положите ее в карман,
вы тем самым сообщите японцу, что его
считают несущественным человеком. Еще
один пример культурных различий в невербальной
коммуникации - склонность американцев
с недоумением реагировать на «каменное
выражение» лица у собеседников, в то время
как улыбка не часто гостит на лицах русских
и немцев.
Некачественная обратная связь
Другим
ограничителем эффективности
Неумение слушать
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах. Наша система образования подчеркивает важность чтения, письма и умения обращаться с числами, при этом почти не уделяется внимания развитию умения слушать. Многим кажется, что слушать - означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания.
Как показали исследования, управляющий по сути дела слушает лишь с 25%-й эффективностью. Согласно другому исследованию, эффективное слушание является важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера.
Когда
вам сообщают о задании, новых
приоритетах в работе, изменении
рабочих процедур, проблемах, связанных
с работой, или новых идеях, способных
повысить эффективность отдела или организации,
важно услышать конкретные излагаемые
вопросы. Но мало воспринимать факты -
нужно прислушиваться к чувствам. Руководитель,
например, среднего звена, который слишком
быстро сосредотачивается на конкретных
фактах и вопросах, по сути дела не дает
говорящему возможности поделиться с
ним своими чувствами. Выслушивание фактов
и чувств - это выслушивание сообщения
полностью. Поступая так, вы расширяете
свои возможности понять ситуацию и даете
знать об уважительном отношении к тому,
что в действительности говорящий человек
старается передать вам.
2.3. Повышение эффективности
межличностной коммуникации
Существует несколько хорошо апробированных стратегий, которые позволяют достаточно успешно преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность коммуникации на уровне сотрудников организации.
А. Развитие коммуникационных навыков сотрудников организации
К числу наиболее важных навыков относятся: активное слушание. Смысл активного слушания как приема коммуникации состоит в способности слушателя помочь говорящему сказать именно то, что он намеревался сказать. Существует несколько принципов активного слушания:
Помимо умения активно слушать существует еще ряд навыков, которые можно использовать для снижения вероятности возникновения барьеров и для повышения отдачи межличностных коммуникаций.
Прояснение
своих идей перед
началом их передачи. Прояснение собственных
идей перед их передачей означает, что
вам необходимо систематически обдумывать
и анализировать вопросы, проблемы или
идеи, которые вы хотите сделать объектами
передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего
руководителя, подчиненного или коллеги
вам в принципе нужна определенная тема
как объект передачи.
Восприимчивость к потенциальным семантическим проблемам. Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.
"Взгляд со стороны". Следите за выражением своего лица, жестами, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Постарайтесь взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов.
Эмпатия и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность "влезть в их шкуру". Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы пытаемся соответствующим образом настроить принимающую сторону и приспособить вариант кодирования и передачи сообщения к индивиду или группе и ситуации. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной.
Например,
некоторые люди предпочитают структурированность,
детальность и повторения. К таким
людям, вероятно, наиболее эффективно
было бы обратиться с письмом или
подробным меморандумом. Другие, напротив,
не любят структурированности и детальности
сообщений. В этом случае наиболее подходящей
была бы неформальная беседа. Некоторые
люди чувствуют себя тревожно или небезопасно
в определенных ситуациях или остро реагируют
на критику. Они могут реагировать избирательно
или неправильно истолковывать предложения
по усовершенствованию, если они не представлены
в дипломатичной и обещающей поддержку
манере. Эмпатия означает также честную
попытку увидеть ситуацию, поднимаемые
вопросы и проблемы с точки зрения другого
человека.
Установление обратной связи. Обратная связь, делающая процесс коммуникации двусторонним, значительно повышает его эффективность, поскольку дает возможность уточнения полученного послания.
Эффективная обратная связь должна:
Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Для сравнения услышанного с тем, что именно вы изначально намеревались сообщить.
Другой способ задавать вопросы - заставить человека пересказать ваши мысли. Вы можете сказать, например: " я не уверен, что охватил все моменты, поэтому будьте добры рассказать мне, что вы считаете наиболее важными вопросами в связи с проектом, над которым вам предстоит работать?"
Еще один способ создания обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Если вы чувствуете, что какой-либо из знаков, передаваемых коммуникантом свидетельствует о возможной неудовлетворенности или непонимании, можете прибегнуть к методам задавания вопросов, описанным выше.
Ещё
один способ установления обратной связи
- проведение с подчиненными политики
открытых дверей. Пусть они знают, что
вы готовы обсудить с ними любые вопросы,
затрагивающие их интересы, и подкрепить
свои слова действиями.
Использование обратной связи с работниками с фирме «Интернэшнл Пейпер»
Фирма
"Интернэшнл Пейпер" разработала
программу совершенствования
В
рамках этой программы был создан
канал для непосредственной связи
цеховых руководителей с
Б. Развитие технических навыков коммуникации у сотрудников: владение электронной почтой, умение пользоваться факсом, писать меморандумы.
В. Руководство должно создавать управленческие системы и формировать культуру, поощряющую открытую коммуникацию в организации. Современные организации используют такие методы поощрения информационного обмена, как корпоративные "горячие линии", дающие каждому сотруднику возможность высказать свои мысли или задать вопросы в любое время, совместные завтраки или обеды с участием сотрудников различных отделов и уровней, совместные поездки на экскурсии, пикники и т.д.
В организациях, использующих труд сотрудников различных национальностей, необходимо проведение специального обучения, дающего возможность осознать значение культурных различий и их влияние на процесс коммуникации.
Популярной моделью, описывающей различие в стилях общения между людьми различных национальностей, является модель Эдварда Холла, который выделяет страны с высоко и низко содержательными коммуникационными культурами. "Высокосодержательная" в данном случае означает, что личные отношения имеют большое значение - прежде, чем приступить к деловым переговорам, необходимо установить социальный контакт, доверие, взаимное уважение. Коммуникация в таких культурах занимает много времени, грани между формальным и неформальным общением практически не различимы. К числу стран с ярко выраженной высокосодержательной культурой общения относятся: Китай, Япония, Корея, Арабские страны. В низкосодержательной культуре коммуникация является сугубо профессиональной, личные симпатии и антипатии игнорируются, значение имеет профессионализм, переговоры ведутся формально, с целью скорейшего получения результата. Страны с наиболее выраженной низкосодержательной культурой: Германия, Швейцария, Скандинавские страны, США. Такие культуры, как английская, французская, итальянская, занимают серединное положение. Культуры большинства республик бывшего СССР ближе к высокосодержательной коммуникационной культуре.
Заключение
Эффективная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении как организационной системой в целом так и её частными подсистемами. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчинённым, подчинённые друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью.
Информация о работе Межличностные коммуникации в менеджменте