Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа
Когда речь идет о целевом начале в поведении организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих – миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического менеджмента.
1 Миссия, цели и ценности организации
1.1 Миссия и цели организации
Когда речь идет о целевом начале в поведении организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих – миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического менеджмента.
Существует широкое и
узкое понимание миссии. В случае
широкого понимания миссия рассматривается
как констатация философии и
предназначения, смысла существования
организации. Философия организации
определяет ценности, верования и
принципы, в соответствии с которыми
организация намеревается осуществлять
свою деятельность. Предназначение определяет
действия, которые организация
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение того, для чего или по какой причине существует организация.
Миссия – это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно сформулированная миссия имеет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Обычно в курсе стратегического менеджмента миссия рассматривается в узком смысле.
На формулирование миссии оказывают влияние следующие основные факторы:
1) история фирмы;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания организации;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает организация.
Кроме этого при формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она закладывает основные направления движения организации, реакции организации на процессы и явления, протекающие внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации.
Если миссия задает общие
ориентиры направления
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования. Они лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования, используемая в организации. Наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
По устоявшемуся мнению,
существует два типа целей с той
точки зрения, какой период времени
требуется для их достижения. Это
долгосрочные и краткосрочные цели.
На практике обычно краткосрочными считаются
цели, которые достигаются в течение
одного года, а долгосрочными - цели,
достигаемые через два-три
При выборе целей организация, исходя из своих интересов, выделяет четыре сферы:
1) доходы организации;
2) работа с клиентами;
3) потребности и благосостояние сотрудников;
4) социальная ответственность.
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
1) прибыльность, отражаемая в таких показателях, как величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т. п.;
2) положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка в сравнении с конкурентом, объем продаж, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т. п.;
3) производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.;
4) финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т. п.;
5) мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т. п.;
6) разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т. п.;
7) изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т. п.;
8) человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т. п.;
9) работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т. п.;
10) оказание помощи обществу, характеризуемой такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т. п.
Краткосрочные цели выводятся
из долгосрочных и являются конкретизацией
и детализацией долгосрочных целей.
Они «подчинены» им и определяют
деятельность организации в краткосрочной
перспективе. Именно через достижение
краткосрочных целей
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что этот процесс состоит из трех последовательных стадий.
На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды; на второй - выработка соответствующей миссии; на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
2) установление целей для организации в целом;
3) построение иерархии целей;
4) установление индивидуальных целей.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность.
Несмотря на то, что выбор и приоритеты компаний естественным образом различаются, целями большинства фирм будут являться следующие:
1) Экономические цели, направленные на оптимизацию всего процесса использования ресурсов фирмы.
2) Цели, обеспечивающие достаточный уровень возврата инвестиций в долгосрочном периоде.
3) Социальные, или внеэкономические, цели, отвечающие потребностям и личным устремлениям работников фирмы.
4) Цели, отвечающие ожиданиям влиятельных внешних представителей (отдельные держатели акций или компаний, владеющие частью акций или компаний, владеющие частью акций фирмы, например негосударственные пенсионные фонды).
В дополнение к этим целям
необходимо выделить факторы, влияющие
на поведение руководства
а) цели - это правила принятия решений, дающие менеджеру возможность направлять деятельность фирмы и отслеживать ее результаты;
б) обязанности - это обязательства, которые должна выполнять компания. Они не направляют деятельность фирмы и не являются механизмом контроля;
в) ограничения представляют собой правила принятия решений, которые исключают некоторые варианты действий, то есть некоторым образом ограничивают свободу компании. Например, уровень минимальной заработной платы является законодательным или договорным ограничением, а не целью.
В данном подходе формирования системы целей определена четкая связь между целями и основными показателями эффективности деятельности фирмы.
Цели коммерческой фирмы вытекают из её положения во внешней среде, из внутренней структуры, из выполняемых фирмой функций и из её прошлого. Кроме этого для выживания и ведения успешной деятельности компания должна оптимизировать процесс использования всех ресурсов. Данное предположение требует введения понятия временного горизонта фирмы - периода времени, в который компания планирует оптимизировать потребление ресурсов.
Далее определяется цель как критерий успеха или неудачи компании. Любая цель состоит из трех элементов: некоторого атрибута, призванного проверять выполнение критерия, средства измерения, или масштаба, для оценки величины атрибута и задачи - определенного значения масштаба, которого стремится достичь фирма.
Если взять основную экономическую цель, её атрибут - норма прибыли компании, а средство измерения - средняя норма прибыли на всем временном горизонте. Задача заключается в оптимизации этой нормы. Таким образом, первоначальная экономическая цель заключается в оптимизации долгосрочной нормы прибыли фирмы.
Основная идея заключается в использовании в качестве принципиального атрибута показателя рентабельности (мера измерения возврата вложений в ресурсы), а не объема прибыли (превышение доходов над расходами).
В реальной действительности
основной проблемой фирмы является
получение ею достаточного дохода от
использования имеющихся
Другим важным моментом в формулировании целей является выбор нормы возврата инвестиций (НВИ) в качестве средства измерения рентабельности. На данный момент цель, определяемая как некий уровень рентабельности, является реалистичной и может быть измерена с помощью обычных показателей.
1.2 Ценности организации
Основу любой организационной культуры составляют ценности и нормы поведения, поддерживающие воспроизводство господствующих ценностей организации.
Ценности - объекты и явления,
наиболее важные, с точки зрения
субъекта, которые являются целями
и ориентирами его
Ценности обеспечивают сохранение
целостности социальной системы (организации),
в силу того, что в ценностях
выражается особая значимость определённых
материальных и духовных благ для
существования и развития системы.
С точки зрения управления персоналом
организации важны как
Изначально при создании (образовании) организации закладываются ценности-цели, определяющие назначение, роль организации; этому процессу придается первостепенное значение, но при этом забывают о необходимости формирования ценностей-средств - ценностей, с помощью которых достижение данных целей будет более успешно. Ценности- цели выражаются в миссии организации и являются важнейшим элементом организационной культуры. Они формируются, как правило, на начальном этапе образования организации под непосредственным влиянием руководителя (непосредственно руководителем, с учетом его способностей, уровня компетентности, стиля руководства и даже его характера).
Всякая система, в том числе и организация, стремится удовлетворить свои потребности. Кроме индивидуальных целей, которые отражают потребности личностей, входящих в организацию как систему, существуют также цели, направленные на самосохранение организации.
Эти оба вида целей интегрируются в основной цели деятельности предпринимательской организации - ценности-цели - миссии, реализация которой возможна через удовлетворение потребностей субъектов внешней среды.
Миссия в качестве ценности-цели дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия, что в свою очередь способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации.
Ценности-цели способствуют формированию единства внутри организации и созданию корпоративного духа. Доведенные до сознания сотрудников ценности-цели ориентируют их в неопределенной ситуации, создают возможность для более эффективного управления организацией, так как они обеспечивают непротиворечивость набора целей, обогащают деятельность работника.