Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:28, курсовая работа
Главная цель данной работы - изучить миссию организации, рассмотреть примеры миссий крупных компаний.
Введение
В
условиях жесткой конкурентной борьбы
и быстро меняющейся ситуации фирмы
должны не только концентрировать внимание
на внутреннем состоянии дел, но и
вырабатывать долгосрочную стратегию
поведения, которая позволяла бы
успевать за изменениями, происходящими
во внешнем окружении. Ускорение
изменений в окружающей среде, появление
новых запросов и изменение позиций
потребителей, рост конкуренции за
ресурсы, интернационализация бизнеса,
появление новых неожиданных
возможностей для бизнеса, открываемых
достижениями науки и техники, развитие
информационных сетей, делающих возможным
быстрое распространение и
Не
существует стратегии, единой для всех
компаний, так же, как не существует
единого универсального стратегического
управления. Каждая фирма уникальна
в своем роде, поэтому и процесс
выработки стратегии для каждой
отдельной фирмы уникален, так
как он зависит от позиции фирмы
на рынке, динамики ее развития, ее потенциала,
поведения конкурентов, характеристик
производимого ею товара или оказываемых
услуг, состояния экономики, культурной
среды и ещё многих факторов. И
в то же время есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить
об обобщенных принципах выработки
стратегии поведения и
Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия. Актуальность работы заключается в том, что именно миссия организации задают основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии.
Миссия организации является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.
Во многих компаниях разрабатываются официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании.
Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.
Объектом
данной работы является организация, как
одно из звеньев экономики и
Предметом данной работы является изучение разработки миссии организации.
Главная цель данной работы - изучить миссию организации, рассмотреть примеры миссий крупных компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
-
дать определение миссии и
определить ее роль в
- рассмотреть ошибки при формулировке миссии
- рассмотреть разработку миссии
компании, привести примеры миссий
некоторых крупных компаний.
1
Понятие миссии
и её значения
для организации
1.1
Роль миссии в
стратегическом управлении
В стратегическом менеджменте существует широкое и узкое понимание миссии.
Миссия
(в широком смысле) - констатация
философии и предназначения, смысла
существования организации. Философия
организации определяет ценности, верования
и принципы, в соответствии с которыми
организация намеревается осуществлять
свою деятельность. Предназначение определяет
действия, которые организация
Миссия (в узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления.
Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности за результаты.
Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Миссия не должна зависеть
от текущего состояния
Прежде чем разрабатывать стратегию любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет.
Таблица 1
Примеры формулировок миссии
Организация | Миссия |
Коммерческий банк | Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников. |
Ювелирно-художественная фирма | Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком. |
Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро | Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду |
Компания, производящая оборудование для офисов | Наша цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда |
Инвестиционная компания | Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста |
С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.
Для того чтобы определить бизнес, необходимо ответить на вопрос: “Что, у кого и как мы удовлетворяем?”
Миссия предприятия
– выраженное словесно основное социально-значимое
функциональное назначение предприятия
в долгосрочном периоде (помимо получения
прибыли). Формулировка миссии может
быть получена при ответе высшего
руководства предприятия на вопрос:
“Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?”
рисунок 1
Рисунок
1 – Формулировка миссии организации
Миссия
формулирует и формализует
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
Миссия организации, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития.