Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов модели менеджера, выявление особых требований для белорусской модели менеджера.
В ходе выполнения работы изучены: эволюция требований к менеджеру; компетенции и качества, присущие успешному менеджеру; роли, выполняемые менеджером.
В результате проведенного исследования определены основные требования и качества современного менеджера.
Введение …………………………………………………………………………..4
1 Эволюция требований к менеджеру…………………………………………...5
2 Модель современного менеджера…………………………………………….10
2.1 Компетенции и качества современного менеджера……………………….10
2.2 Роли современного менеджера………………………………………….......17
3 Каталог требований к современному белорусскому менеджеру…………...21
3.1 Квалификационная характеристика менеджера…………………………21
3.2 Новые технологии в специальности менеджер……………………………22
3.3 Качества современного белорусского менеджера…………………………24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра организации и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Интеллектуальная техника менеджмента
на тему: Модель «классического» менеджера
Руководитель
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 29 с., 2 рис., 2 табл., 10 источников
МЕНЕДЖЕР, КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА, ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ, РОЛИ МЕНЕДЖЕРА.
Объектом исследования является личность менеджера.
Предметом исследования являются требования, предъявляемые к менеджеру.
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов модели менеджера, выявление особых требований для белорусской модели менеджера.
В ходе выполнения работы изучены: эволюция требований к менеджеру; компетенции и качества, присущие успешному менеджеру; роли, выполняемые менеджером.
В результате проведенного исследования определены основные требования и качества современного менеджера.
При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, метод сравнительного анализа.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
1 Эволюция требований к менеджеру…………………………………………...5
2 Модель современного менеджера…………………………………………….10
2.1 Компетенции и качества современного менеджера……………………….10
2.2 Роли современного менеджера………………………………………….....
3 Каталог требований к современному белорусскому менеджеру…………...21
3.1 Квалификационная характеристика менеджера…………………………21
3.2 Новые технологии в специальности менеджер……………………………22
3.3 Качества современного белорусского менеджера…………………………24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному руководителю растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
Организаторские способности, личные качества, знания и навыки позволяют менеджерам эффективно выполнять основные управленческие функции (планирование, организацию, мотивацию, контроль) и юридические обязанности (соблюдение законов и условий контрактов) и обеспечивать, не бескорыстно, устойчивый рост и процветание чужого бизнеса.
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера, но неясно, существует ли единая система качеств, присущая «классическому» менеджеру и существует ли таковой вообще.
Объектом исследования данной работы является личность менеджера.
Предметом исследования являются требования, предъявляемые к менеджеру.
Цель данной работы – изучение теоретических и практических аспектов модели менеджера, выявление особых требований для белорусской модели менеджера. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать эволюцию требований к менеджеру;
- проанализировать основные компетенции, качества и роли современного менеджера;
- выявить характерные особенности, присущие белорусскому менеджеру.
При написании работы использовались учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
1 Эволюция требований к менеджеру
Сегодня, планируя свой профессиональный путь, свою карьеру, многие не задумываются: подходят ли они на ту или иную должность, обладают ли нужным потенциалом качеств. Не обходит это явление и должность менеджера.
Само слово "менеджер" (менеджмент) уже прочно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло к нам с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управлять), который в свою очередь исходит от латинского "manus" (рука). Буквальный перевод термина "менеджмент" - "руководство людьми". В современной литературе менеджмент понимается как процесс управления отдельным работником или целым коллективом.
Итак, история слова "менеджер" достаточно долгая. Но чтобы выделить и определить основные качества современного менеджера, надо знать историю науки менеджмента.
Официально считается, что менеджмент зародился примерно семь тысячелетий назад. Период существования менеджмента можно характеризовать как эволюционный процесс. Одно то, что за этот период произошло пять управленческих революций, говорит о изменении требований к менеджеру и месте самого менеджера в обществе.
Как было уже выше сказано, около семи тысяч лет назад произошло событие, которое положило начало менеджменту, - это появление письменности в древнем Шумере. Данное событие принято называть первой управленческой революцией или "религиозно-коммерческой" революцией. Оно привело к тому, что в обществе появился особый слой "жрецов-бизнесменов", которые осуществляли торговые операции, деловую переписку, могли производить математические коммерческие расчеты, а так же передавать ценные знания потомкам.
Другим шагом этой революции явилось то, что в древнем обществе началось расслоение высшей касты священников. Причиной раскола явилось то, что религиозные принципы начали трактоваться по-разному. В частности, если ранее в дань богам надо было приносить человеческие жизни, то позднее появилось мнение, что боги будут удовлетворены приношением денег, скота, ремесленных изделий, драгоценностей.
Как видим, к управленцам того времени предъявлялись немалые требования. Необходимо было хорошо знать все религиозные законы и обряды, уметь убеждать людей и поддерживать их веру, а также умело вести деловую документацию, владеть основами математики.
Второй крупный шаг в развитии образа менеджера и менеджмента пришелся на время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Этот правитель разработал свод законов управления государством. Регулированию стали подвластны общественные взаимоотношения между различными социальными группами. Нововведением в менеджменте стало лидерство, то есть защита и опека людей. Стали появляться новые методы мотивации поведения работающего слоя, то есть зарождаться новая философия управления.
Третья революция, известная как "производственно-строительная"
Зарождение капитализма, бурный рост промышленности в развитых странах - четвертая управленческая революция. Собственники стали сменяться большим количеством акционеров, что повлекло за собой отделение менеджера от собственника. Функции менеджера постоянно расширялись. В рамки его деятельности стало входить планирование, сбыт, закупки, усовершенствование всего процесса, делопроизводство и так далее. Менеджмент стал на путь профессионального развития, однако менеджер, как частичка системы управления того времени, не стал еще профессионалом. Под менеджментом понималось контролирование намеченных целей.
Окончательная, пятая управленческая революция относится к XIX-началу XX веков. Она носит название бюрократической и характеризуется появлением целого нового класса - менеджеров и науки менеджмента. Образ менеджера видоизменяется, корректируется по мере развития науки, техники, производства. И темпы этого видоизменения возрастают с каждым днем. Проблема управления человеческими ресурсами становится все более актуальной.
Итак, в процессе веков происходило формирование образа идеального менеджера. Конечно, любой менеджер - это прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет.
Какими же качествами должен обладать идеальный менеджер? Каждый специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так, по мнению Конфуция, основными качествами является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует. Однако он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.
Родоначальник, отец научной организации труда Ф. Тейлор считал основными у идеального менеджера качествами - ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль на первое место ставил предвидение. Большое внимание он придавал также организаторским способностям, компетентности, крепкому здоровью, интеллекту, высокой культуре и нравственности.
В 20-е гг. он разработал систему требований, которая известна как шкала Файоля, приведена в таблице 1. В ее основе - разделение знаний на три группы и различная значимость этих групп в зависимости от должности.
Таблица 1 - Шкала Файоля
Должность | Знания | Итого | ||
управленческие | технические | экономические | ||
Рабочий | 5 | 85 | 10 | 100 |
Мастер | 15 | 60 | 25 | 100 |
Старший мастер | 25 | 45 | 30 | 100 |
Начальник цеха | 30 | 30 | 40 | 100 |
Технический руководитель | 35 | 30 | 25 | 100 |
Директор | 40 | 15 | 45 | 100 |
Генеральный директор | 50 | 10 | 40 | 100 |