Модель «классического» менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов модели менеджера, выявление особых требований для белорусской модели менеджера.
В ходе выполнения работы изучены: эволюция требований к менеджеру; компетенции и качества, присущие успешному менеджеру; роли, выполняемые менеджером.
В результате проведенного исследования определены основные требования и качества современного менеджера.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..4
1 Эволюция требований к менеджеру…………………………………………...5
2 Модель современного менеджера…………………………………………….10
2.1 Компетенции и качества современного менеджера……………………….10
2.2 Роли современного менеджера………………………………………….......17
3 Каталог требований к современному белорусскому менеджеру…………...21
3.1 Квалификационная характеристика менеджера…………………………21
3.2 Новые технологии в специальности менеджер……………………………22
3.3 Качества современного белорусского менеджера…………………………24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Модель современного менеджера.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Грамотный менеджмент требуется везде - и на огромных заводах, и в крупных торговых компаниях с множеством филиалов, и, конечно же, в малом бизнесе. Несмотря на различия в масштабах и характере деятельности, всем предприятиям, в сущности, приходится решать одни и те же задачи. Это укрепление своего положения в занимаемой рыночной нише и активные поиски новых источников прибыли. Как известно, в жизни и в бизнесе не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает.

Очевидно, что все классические постулаты и требования применимы к современному белорусскому менеджеру, но при формировании такого рода специалиста необходимо учитывать также особенности функционирования белорусских предприятий и экономики в целом.

Менеджер должен быть подготовлен для работы в отделах и департаментах международных экономических связей предприятий (государственных и негосударственных, белорусских, совместных и иностранных), банков и финансовых компаний, министерств, ведомств, общественных организаций, а также в международных экономических и финансовых учреждениях и организациях.

Менеджер должен знать:

1) основы общегуманитарных дисциплин в объеме, необходимом для решения исследовательских, аналитических и организационных задач, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;

2) основы современной информатики и компьютерной грамотности;

3) историю и теорию международных отношений, геополитику современного мира, международные политические организации, международные экономические и финансовые организации;

4) основные дисциплины по национальному, международному и иностранному законодательству;

5) фундаментальные экономические и управленческие дисциплины специальности;

6) принципы внешнеторговой деятельности, финансы, бухгалтерский учет, аудит, экономику предприятия, маркетинг, международные рынки ценных бумаг, банковскую систему.

Менеджер должен уметь:

1) анализировать экономическую и социальную ситуацию в Беларуси и за рубежом;

2) разрабатывать и оценивать государственные экономические и социально-экономические программы;

3) анализировать обстановку и ее изменения в сфере банковской деятельности и финансовых услуг;

4) производить анализ современной экономической ситуации, актуальных тенденций мирового экономического роста, правильно определять место Республики Беларусь в международной экономической конкуренции;

5) оценивать и разрабатывать стратегию предприятия с учетом его взаимоотношений с зарубежными партнерами;

6) оценивать состояние и перспективы взаимоотношений Республики Беларусь с международными экономическими и финансовыми организациями;

7) работать с зарубежной и отечественной экономической литературой.  

 

3.2 Новые технологии в специальности менеджер

Современный труд менеджера связан со сбором, обработкой и анализом огромного объема информации. Поэтому персональный компьютер и средства телекоммуникаций стали орудием труда современного менеджера. Искусством обработки и передачи экономической информации необходимо овладеть, изучая такие дисциплины, как информатика, информационные технологии и информационные системы менеджмента.

Экономисту-менеджеру необходимо уметь пользоваться компьютерными справочными системами "Консультант Плюс", освоить бухгалтерский учет на компьютере "1С Бухгалтерия", уметь разрабатывать инвестиционные проекты (бизнес-планы) с помощью комплекса "Project Expert", проводить исследования рынка "Marketing Expert", делать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Audit Expert" и пр.

Информационные технологии играют решающую роль в реинжиниринге бизнеса и являются существенным конструктивным фактором его успеха. Однако неправильное использование информационных технологий может срывать реинжиниринг путем, как старых способов мышления, так и прежних стереотипов поведения.

Для того, чтобы понять скрытую мощь современных информационных технологий и выявить возможности их прикладного применения менеджеров необходимо обучать новому индуктивному стилю мышления. Большинство менеджеров знают, как мыслить дедуктивно, т. е., они хорошо выявляют проблемы, а затем ищут и оценивают различные решения этих проблем. Однако применение информационных технологий для реинжиниринга бизнеса требует индуктивного мышления - способности сначала увидеть эффективное решение, а затем искать проблемы, к которым оно применимо и о существовании которых фирма, возможно, и не подозревает.

Учитывая то, что реинжиниринг, по сравнению с простой автоматизацией очень похож на инновационный процесс, на использование возможностей современных информационных технологий для совершенно новых целей, одна из главных задач при подготовке менеджеров заключается в изучении и осознании новых, неизвестных ранее возможностей технологий взамен хорошо известных.

Принимая во внимание стремительность изменения информационных технологий и появление новых, на данный момент менеджер должен быть хорошо осведомлен в области современных информационных технологий. Менеджер должен знать: 

1) технологии интеграции устройств и компьютерных систем (компьютер, факс, модем, телефон, сканер, принтер);

2) технологии телекоммуникаций (интеграции систем электронной почты, связи в глобальных корпоративных сетях, беспроводные средства связи);

3) WWW-технологии и технологии баз данных и знаний;

4) интерактивные видео-технологии и технологии обработки изображений;

5) технологии копирования, получения и размножения документации;

6) технологии моделирования, CASE технологии;

7) технологии автоматического обнаружения и слежения;

8) технологии высокопроизводительных компьютерных вычислений;

9) обучение индуктивному мышлению.

Следует отметить, что нужно время, чтобы изучить новую технологию, понять её значимость, определить сферы применения, распределить эти сферы внутри фирмы и разработать план её внедрения. Поэтому, подготовка специалистов - менеджеров, которые смогут выполнить эти работы до того, как технология станет доступна, неизбежно позволит фирме вырваться вперёд в острой конкурентной борьбе.

На современном этапе развития экономики менеджер должен хорошо ориентироваться искусстве и технологии международной связи, так как любые формы международного сотрудничества в области бизнеса предполагают широкое использование средств связи для передачи информации.

С технической точки зрения основные особенности международной связи заключаются в том, что сообщения передаются на большие расстояния, а участники информационного обмена подключены к сетям связи, реализуемым национальными стандартами. Кроме того, отправителя и получателя международных сообщений обычно разделяют языковые и культурные барьеры и значительное различие поясного времени. Для успешного решения возникающих при этом проблем будущим менеджерам необходим определённый уровень знаний о современных коммуникационных системах, аппаратных и программных средствах передачи сообщений, сложившихся правилах и традициях подготовки и передачи деловой информации, а также некоторый набор систематизированных данных справочного характера.

Менеджер должен знать следующие основные разделы:

1) средства и системы международной связи;

2) технические средства для подготовки корреспонденции;

3) программные средства подготовки и передачи сообщений;

4) правила и традиции оформления сообщений;

5) источники адресной информации;

6) координация времени.

 

3.3 Качества современного белорусского менеджера

Сегодня многие белорусские компании успешно применяют методы управления, заимствованные у западных фирм. Этому способствует и приход в отечественные компании новых специалистов, которые ранее работали в иностранных фирмах и впитали их организационную и управленческую культуру. Опыт таких сотрудников - один из факторов развития российских предприятий и коммерческих компаний.

В Беларуси существует давняя традиция привлекать к работе "своих людей". Если специалист занимает в течение длительного времени высокую должность, у него возникает уверенность в незыблемости своего положения. Именно поэтому современный менеджер обязан держать себя в "коммерческом" тонусе. Сегодня выигрывает тот, кто объективно оценивает свои возможности и является профессионалом. Если человек позволяет себе расслабиться и не стремится совершенствовать свои навыки, то у него могут возникнуть проблемы. Современный рынок развивается очень динамично, а вместе с ним подрастает и новое поколение специалистов. Сегодня многие предприятия и компании выдвигают на руководящие позиции, как правило, своих сотрудников. Подбирают несколько кандидатов, которых объективно оценивают по профессиональным показателям и образовательному уровню. Молодые специалисты, которые приходят на работу в компании, достаточно хорошо образованы. Конечно, им еще не хватает опыта, но они быстро вникают в производственную специфику, осваиваются и "дышат в затылок" своим руководителям. Для того чтобы чувствовать себя уверенно и не бояться потерять работу, современные специалисты должны учиться. К сожалению, не все осознают это. Иногда человек, находясь еще в активном возрасте и вовремя не оценив объективно свои возможности, оказывается не у дел. Хорошее образование дает уверенность в стабильности карьеры. Конечно, базовое образование - это важно, тем не менее, чтобы продлить период своей востребованности, учиться нужно постоянно. Сегодня при найме на работу соискатели сталкиваются с возрастными ограничениями гораздо реже, чем с отказами, связанными с недостатком профессионализма.

Часто в компании работают люди в основном молодого и среднего возраста, многие из них учатся, осознав необходимость второго высшего образования и углубления знаний по различным направлениям бизнеса. Полученные знания дают возможность стать успешным менеджером, вести за собой людей, увлекая их своими идеями. Хотя многие «бывалые» специалисты считают себя достаточно опытными людьми, их коллеги и подчиненные чувствуют отсутствие у них необходимых знаний, например, при разрешении конфликтных ситуаций. Поэтому претендующий на признание коллектива специалист должен стремиться повышать не только свой профессиональный уровень, но и управленческие навыки. Конечно, это требует постоянного напряжения, но мне кажется, что сегодня нет времени расслабляться - необходимо постоянно расширять кругозор и улучшать свои личные качества. У истинного менежера должна быть определенная харизма, он должен быть яркой личностью, с незаурядными коммуникативными качествами, быть лидером не только официальным, но и неформальным, быть успешным и интересным человеком в глазах своих коллег.

90% успеха менежера  - это его коммуникативные способности. Каждый день любому из них приходится вести переговоры, решать разнообразные вопросы с руководством компании, менеджерами подразделений и рядовыми сотрудниками, то есть пребывать в постоянном контакте с людьми. Иногда у него не получается добиться в ходе общения с коллегами желаемого результата. Это происходит из-за того, что люди просто не умеют общаться, о чем даже и не догадываются. Настоящий специалист должен видеть ситуацию и уметь ее разрешить. Специалисты, отлично владеющие коммуникативными навыками, могут успешно мотивировать сотрудников и даже манипулировать ими, решая корпоративные вопросы.

Прекрасно, если человек занимается самообразованием. Для этого существует множество соответствующей литературы. Но есть определенные приемы, используемые профессионалами, которые можно освоить только на специальных тренингах. Как показывает опыт, искреннее желание учиться у многих работников возникает именно на тренингах, которые обычно организуют отделы персонала компаний. Тренинги проводятся за счет компании, так как это дорогостоящий процесс. Такие мероприятия должны проходить регулярно, так как подобные знания являются своеобразным пропуском в мир управления людьми и обеспечивают успех специалиста в области менеджмента и прочность его положения.

Если же у кого-то с работой возникают сложности, это не должно восприниматься как трагедия, особенно если человек - настоящий профессионал в своей области. Ни у кого в мире нет абсолютных гарантий стабильности, кроме, пожалуй, японцев, ведь 80% из них работают на одном предприятии до старости. Конкуренция - это нормально. В любой ситуации человек должен уметь найти в себе те качества, которые помогут ему добиться успеха и сделают желанным для работодателя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера.

Очевидно, что как не существует модели успешного бизнеса, предприятия, так и не существует понятия «классический» менеджер. Компания не может эффективно функционировать, если она пытается копировать, заимствовать полностью чужой вариант развития. Успешный менеджер, в свою очередь, не может полностью использовать чей-то опыт, методы и принципы решения задач. Невозможно точно определить, какие личностные, деловые и иные качества менеджера свидетельствуют о его высоком уровне. Можно лишь выделить базовые качества личности менеджера, которые являются основополагающими для современного руководителя:

Информация о работе Модель «классического» менеджера